ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Пятница, 13.06.2025, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная ТЕМА9РегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ТЕМА 9. ГРАММАТИКА КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА

 

Терминологический минимум: морфема, морф, алломорф, нулевая морфема, аффикс, префикс, суффикс, инфикс, конфикс, интерфикс, постфикс, флексия, валентность морфемы, формообразующая основа, формообразовательная парадигма, супплетивные формы, словообразовательная мотивированность, конверсия, аббревиатура, грамматическое значение, грамматическая категория, часть речи, словосочетание, согласование, управление, примыкание, координация, предложение, модальность, предикативность, коммуникативность, актуальное членение, тема, рема, члены предложения.

 

Термин грамматика восходит к греческому γραμματική τέχνη или γραμματική έπιστήμη в первом значении – учение о письме и чтении, словесность, грамматика.

В современной лингвистике термин грамматика многозначен.

Во-первых, под грамматикой понимают систему категорий, отражающих наше знание о строе языка. В нее входят система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Это категории, представляющие стихийное и осознанное знание носителей языка о его форме, поэтому они называются формальными, или грамматическими категориями. Среди них особое значение имеют понятия грамматическая форма и грамматическое значение. Система названных категорий входит в языковую картину мира носителя того или иного языка и во многом определяет способы познания действительности, так или иначе фиксированные в грамматических категориях и значениях слов. В грамматических значениях объективируются знания носителя языка о действительности.

Во-вторых, под грамматикой понимают раздел языкознания, изучающий строй языка и моделирующий его в различных грамматических теориях (концепциях, моделях).

В-третьих, термин грамматика употребляют для обозначения состава и функций отдельных грамматических категорий или лексико-грамматических множеств: грамматика имени, грамматика глагола, грамматика падежа и т.п.

Грамматический строй языка – система абстрактных категорий, представляющих собой единство отвлеченных грамматических значений и их формальных выражений. Это та основа, без которой язык не функционирует.

Объектом грамматики являются слово и предложение. Слово является одновременно объектом лексикологии. В грамматике исследуются те общие значения, которые свойственны классам слов, а не одному конкретному слову. Именно эти обобщенные значения классов слов находят отражение в понятиях грамматического значения, грамматического средства и грамматической категории.

Сравним: слово самолет в лексикологии может быть рассмотрено со стороны его лексического значения. В соответствии с моделью значения (треугольником Ричардса – Огдена), в этом слове могут быть выделены следующие компоненты: звуковой комплекс (звукобуква) самолет, соотносящееся с понятием «летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу, аэроплан» и предметом действительности. Поэтому в лексическом значении анализируемого слова можно выделить сигнификативный, денотативный и эмотивный (коннотативный) компоненты.

Все эти компоненты представляют соотношение слова с неязыковыми (экстралингвистическими) детерминантами. Если исследовать соотношение данного слова с другими лексемами, то выявляется его структурное значение – значение его как собственно языкового знака. Оно представлено, во-первых, синтагматическим значением, проявляющемся в валентности лексемы – ее потенциальной сочетаемости с другими. Например, глагол торговать потенциально сочетается с именем существительным в твор. п. (в значении ‘вести торговлю’: торговать лесом и в значении ‘поступаться чем-л. из-за какой-л. выгоды’: торговать совестью), с именем существительным в вин. п.: торговать кусок материи (в значении ‘сговариваться о цене’). Во-вторых, структурное значение представлено парадигматикой слова, которая проявляется в синонимических, антонимических, омонимических отношениях данной лексемы с другими, в соотношении ее лексико-семантических вариантов в случае многозначности лексемы, в возможности развития ею переносных значений и т.д. Важным может оказаться установление типа прямого значения (номинативного, фразеологически связанного – ломать голову, синтаксически обусловленного – А ты шляпа! и конструктивно обусловленного – разбить в пух и прах).

В слове самолет как объекте грамматики устанавливается его частеречная принадлежность (частеречная семантика – имя существительное, обладающее обобщенной семантикой предметности, система присущих слову грамматических категорий (словоизменительных и классифицирующих) – число, падеж, род, одушевленность /неодушевленность, наиболее частая синтаксическая функция, специфика словообразования), а также соотношение грамматических категорий данного слова с другими грамматическими категориями.

Такое разделение разных аспектов слова, конечно же, условно и осуществляется только с целью научного исследования. В реальном функционировании все аспекты слова тесно между собой связаны, причем связи эти практически не осознаются носителями языка. Например, мы не задумываемся, почему норма предполагает использование формы петербуржцы от Петербург, но чикагцы от Чикаго, откуда в словах типа желейный, кофейный, филейный возникает й. Оказывается, что звуковая организация языка небезразлична к его формальным изменениям, и это проявляется в целом ряде явлений морфонологического порядка.

С другой стороны, лексические и грамматические характеристики слова также находятся в процессе постоянного взаимодействия. Например, имена существительные, обозначающие вещественные, обобщенные и абстрактные понятия, как правило, не противопоставлены в категории числа: железо, ребятня, честность. В зависимости от семантики имени находятся возможности его сочетаемости с количественными или собирательными числительными: трое козлят, но три теленка, три опенка, но трое саней. В группе качественных прилагательных имеются слова, лексическое значение которых препятствует образованию форм степеней сравнения: глухой, кривой, холостой, русый, вороной, гордый, хотя важнейшим грамматическим признаком качественных прилагательных является образование форм степеней сравнения.

Поскольку грамматические значения являются обобщенными значениями, отвлеченными от конкретных слов, они существуют в языковых картинах мира в форме абстракций высокого порядка: понятие рода, лица, числа и т.д. Поэтому возможно создание псевдослов – слов, не имеющих лексического значения, но имеющих грамматическую форму, которая позволяет выявить и грамматическое значение. В свое время Л.В. Щерба придумал предложение, компоненты которого демонстрируют возможность определения грамматического значения у псевдослов, если последние, конечно, имеют нормативные формальные показатели: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

По этому же принципу обнаружения грамматических значений у псевдослов построена сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»: «Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата, калушаточки, бутявка!» Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились…».

Грамматический строй языка представляет собой настолько сложную организацию взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов разных уровней, что некоторые грамматические категории с полным правом могут быть отнесены к одним и тем же разделам грамматики (падеж, залог).

Грамматическое значение это обобщенное и отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, находящее в языке свое регулярное формальное выражение.

Так, в системе языка противопоставлены имена существительные береза – березы, луг – луга, птица – птицы и т.д. В основе этого противопоставления лежит, во-первых, отвлеченное значение количества: один – не один. Во-вторых, это значение регулярно и последовательно выражается в определенных окончаниях имен существительных – грамматических формах. Вот это единство значения абстрактного количества с формальным средством его выражения и образует грамматическое значение. Противопоставленные, но связанные между собой грамматические значения отдельных форм числа образуют грамматическую категорию числа имени существительного.

Таким образом, грамматическая категориясистема противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Количество противопоставленных членов в рамках грамматической категории различно: например, род представлен тремя рядами словоформ, число – двумя, падеж – шестью и т.д. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Они могут быть словоизменительными – такие, члены которых представлены разными формами одного и того же слова: число, падеж, время, наклонение, лицо, степень сравнения и т.п. Классифицирующие (несловоизменительные) категории не могут быть представлены формами одного и того же слова: род имен существительных (не прилагательных!), спряжение глаголов, вид глагола (последнее – по мнению большинства ученых).

Грамматические значения отражают реальные свойства и отношения предметов неязыковой действительности: количественные, пространственные, временные и т.д. Они называются референциальными.

Если же грамматические значения отражают синтаксические, собственно языковые, связи словоформ в составе словосочетаний и предложений, то они называются реляционными, таковым является, например, грамматическое значение переходности-непереходности у глаголов.

Традиционно грамматика подразделяется на морфемику, словообразование, морфологию и синтаксис.

Морфемика (греч. μορφή – вид, форма) – это раздел языкознания, который изучает структуру слова, его морфемный состав; напрямую связан со словообразованием, т.к. в морфемном составе слова отражены результаты словообразовательного процесса. Основная цель морфемного разбора и изучения слова в морфемике – это анализ структуры слова с учетом его лексического значения и морфологических особенностей.

Единицей морфемики является морфема, под которой понимается наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением.

Морфемы могут выполнять словообразовательную, либо формообразующую функции.

Формообразующими являются все флексии и некоторые суффиксы: суффиксы инфинитива: -ть, -ти, -чь; суффикс глагола прош. вр. -л-; суффиксы причастий и деепричастий: -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- и др.

Деление аффиксальных морфем на словообразовательные и формообразующие основано на их значении или выполняемой ими функции, вследствие чего корни относятся к вещественным морфемам, т. к. являются носителями основного лексического значения слова.

Выделяются следующие аффиксы:

Префикс – это служебная значимая часть слова, морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или новых грамматических форм: ехать – уехать, заехать, приехать, проехать, наехать.

Суффикс – служебная значимая морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов и новых форм: книга – книжка, белый – беленький.

Собственно постфикс – служебная значимая морфема, стоящая за флексией; присоединяется к готовой форме: чей-то, какой-нибудь, становиться.

Флексия – служебная изменяемая морфема, носитель грамматического значения; служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.

Интерфикс – морфема, расположенная между корнями или между простыми основами, или между корнем и суффиксом; участвует в образовании сложных слов: самолет, семиэтажный, камнедробилка, трехгодовалый, выполняя служебную, строительную функцию.

Все слова по их морфемному составу можно разделить на два типа:

  1. Слова, которые независимо от частеречной принадлежности членятся на основу и флексию. Под основой понимается часть слова, выражающая его лексическое значение, определяемая отделением флексии и формообразующих аффиксов.
  2. Слова, которые содержат только основу, т. к. являются неизменяемыми (наречия, деепричастия, слова категории состояния, все служебные слова, междометия и модальные слова).

У всех знаменательных слов основы делятся на два типа: непроизводную и производную, каждая из которых имеет двустороннюю характеристику: семантическую и структурную.

Непроизводная основа – немотивированная, не может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова, морфологически данная основа нечленима, т.е. по структуре равна корню, например: дом, белый, шар, печь, здесь и др.

Производная основа – мотивированная, а значит всегда может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова: домик – «маленький дом», пекарь – «специалист по выпечке хлеба» и др., следовательно, она членима и состоит из двух словообразовательных элементов: основы, от которой образована, и словообразовательного аффикса.

Также существуют основы членимые, но непроизводные, так называемые связанные основы, например, привыкнуть, отвыкнуть, в которых есть общая часть – вык-, никогда не выступающая самостоятельно и не имеющая индивидуального лексического значения, – связанный корень.

В ходе исторического развития языка слова могут изменять свою морфемную структуру, что обусловлено процессами опрощения, переразложения и усложнения.

Опрощение – процесс, при котором аффиксы утрачивают свое значение и основа, ранее производная и членимая, становится равной корню, непроизводной и нечленимой: вкус – в-кус, воздух – воз-дух, восток – вос-ток, забор – за-бор, ненастье – не-настье и др.

Переразложение – процесс, при котором перемещаются границы членимости, границы между морфемами, исключая корень, например: пылинка делится на морфемы так: пыл-инк-а, а ранее – пыл-и-нк-а; уд-и-лищ-е, а ранее – уд-и-л-ищ-е; пороч-н-ый, а ранее – по-роч-н-ый.

Усложнение – процесс, при котором основа, ранее нечленимая и непроизводная, становится членимой и производной; чаще всего происходит в заимствованных словах, например, слова агитация, апробация, адаптация заимствовались как непроизводные, но в современном русском языке на базе этих слов были образованы глаголы, вследствие чего основа слов стала членимой на корень и суффикс, например, адапт-ац[j-а] адапт-ирова-ть; гравюра стало производным – грав-юр-а; от заимствованных слов зонтик и фляжка были образованы слова зонт и фляга с помощью нулевой суффиксацией.

Эти процессы, приводящие к изменению в составе слова, способствуют развитию языка. В результате опрощения и переразложения морфемная система языка обогащается новыми корневыми и аффиксальными исконно русским морфемами. Процесс усложнения пополняет русскую морфемную систему иноязычными аффиксами.

В русском языке существует четыре вида взаимоприспособлений основы и словообразовательных аффиксов:

1) Чередование: ходить – хождение, просить – прошение, ребята – ребячий, ребяческий и др.

2) Наложение морфов в случае совпадения конечных звуков производящей основы и начальных звуков словообразовательных аффиксов: Курск + -ск- = кур/ск/ий, где –ск- как часть корня, так и суффикс; депо деп/овск/ий, лиловый лил/оват/ый, или на стыке корневых компонентов сложений между собой и с интерфиксом: лермонт/о/вед.

3) Усечение производящей основы. Наблюдается усечение:

  • глагольной основы: кат(аться) кат-ок, выпис(а)ть – выпис-ка;
  • основы существительного: плисс(е) плисс-ировать, кеп(и) кеп-ка, либретт(о) либретт-ист, палец – беспалый.
  • основы прилагательного: актуаль(н-ый) актуализировать, конкрет(н-ый) конкретизировать, узкий – узость.

4) Интерфиксация: на стыке производящей основы и аффикса или на стыке двух корней может включаться добавочный структурный компонент, выполняющий строительную функцию, но не имеющий значения: Ср.: Иваново – Иванов-ец и Метрострой – метростроевец.

Разные виды этих явлений могут совмещаться в одном производном слове.

В современном языкознании словообразование (или деривация от лат. derivatio – отведение) – это, во-первых, самостоятельный раздел науки о языке, во-вторых, процесс образования нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование представляет собой особую систему, тесно связанную как с грамматической, так и с лексической системой языка, и занимает промежуточное положение между ними, т.к. любое вновь образованное слово, с одной стороны, имеет свое индивидуальное лексическое значение и включается в словарь, а с другой стороны, образуется по общим грамматическим законам и соотносится с другими словами.

Ключевые понятия словообразования: словообразовательная база, словообразовательный тип, словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка и мотивация, способ словообразования.

Под словообразовательной базой понимается материальная основа производного слова, входящая в состав соответствующего производного, т.е. то, от чего образовано данное слово. Она может быть представлена:

1) полной основой слова, например: слово житель образовано от полной основы глагола жи-ть;

2) усеченной основой слова, например: слово разбег образовано от усеченной основы глагола разбега-ть-ся, в которой усекается глагольный суффикс -а- и постфикс -ся;

3) полным словом, например: слово убежать образовано от всего полного слова бежать путем прибавления префикса на-;

4) несколькими основами и словами, как полными, так и усеченными, например: слово кофеварка образовано путем соединения всего слова кофе с усеченной основой глагола варить и одновременным прибавлением суффикса -к- и интерфикса -е-.

Производящая основа в свою очередь может быть производной и непроизводной, например, слово моряк образовано от производящей основы первого типа – полной основы существительного мор-е, которая непроизводна, а для образования слова горняк словообразовательной базой послужила производящая основа первого типа прилагательного горн-ый, производная, т. к., в свою очередь она образована от словообразовательной базы полной основы существительного гора.

Второй компонент словообразовательной структуры производного слова – словообразовательный формант; то, с помощью чего образовано новое слово – словообразовательный(ые) аффикс(ы): работа – без-работ-ица.

Слово с производящей (а с семантической точки зрения – мотивирующей) основой и производное слово (слово с мотивированной основой) составляют словообразовательную пару, например: синий – синь, горький – горечь, берег – побережье.

Родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а в соответствии с определенными формально-смысловыми отношениями, например, слова с одной корневой морфемой брос-:

бросать

броса́ть-ся,I

 

 

 

 

броса́-ниj

 

 

 

 

бро́с-ов-ый

 

 

 

 

броса́-тельн-ый

 

 

 

 

бро́с-и-ть

 

 

 

 

 

бро́сить-ся

 

 

 

 

 

брос-а́-ться,II

 

 

 

 

 

бро́с-к(ий)

 

 

 

 

 

бро́ск-о

 

 

 

 

не-бро́ский

 

 

брос-о́к

 

 

 

 

 

броск-о́м

 

 

выстраиваются по горизонтали в ряды с отношениями последовательной мотивации, словообразовательные цепочки: бросать – бросить – броситься – бросаться – броский – броско и словообразовательные пары: бросать – бросаться, бросать – бросание, бросить – бросок и др.

Производные слова объединяются в определенные словообразовательные типы, под которыми понимаются формально-семантические схемы построения производных слов определенных лексико-семантических разрядов. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, образуются от основ одной и той же части речи, с помощью одного и того же словообразовательного форманта и имеют одинаковое словообразовательное значение, например: слова седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными седой, смелый, прочный.

Словообразовательные типы, в свою очередь, объединяются в самую крупную единицу – словообразовательный способ.

Под способом словообразования преимущественно понимается образование новых слов на базе имеющихся в языке морфем, т. е. морфологический способ, в котором различают два вида: аффиксальный (образование путем соединения производящих основ и словообразовательных аффиксов) и безаффиксный.

В зависимости от того, что выступает в качестве словообразовательного форманта при морфологическом словообразовании, различаются следующие морфологические аффиксальные способы словообразования: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, постфиксальный, способ сложения с суффиксацией, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный.

Кроме аффиксальных морфологических способов существуют и безаффиксные морфологические способы: сложение основ и аббревиация (слияние сокращенных слов определенных словосочетаний в одно слово).

Способы словообразования неодинаково продуктивны при образовании различных частей речи. Так, способ суффиксации наиболее продуктивен у имен существительных, менее – у прилагательных, у качественных наречий и наименее – у глаголов. А способ префиксации является самым активным у глаголов, менее – у существительных, еще менее – у прилагательных и самым неактивным – у наречий.

Морфология (греч. μορφή – форма и λόγος – слово, учение) – это, во-первых, система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ, во-вторых, это раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы. Морфология языка изучает грамматические категории и классы слов, а также процессы словоизменения.

Конкретное слово в его определенной морфологической форме называется словоформой. Так, одна и та же морфологическая форма именительного падежа множественного числа может быть представлена словоформами яблоки, имена, селения и т.д. Словоформы могут быть аналитическими. В этом случае они представляют собой сочетание знаменательного и служебного слов: буду варить, более крепкий, всех красивее, сделал бы. Совокупность форм изменяемого слова образует его парадигму. Синтетические словоформы не включают в свой состав служебных слов: сварю, красивее, собаки. Словоформа функционирует только в структуре предложения: Собака встала около нас и навострила уши. Вне предложения словоформа собака многозначна и полифункциональна, а потому не может быть определена по категории числа и падежа.

Кроме того, принадлежность той или иной словоформы к определенной части речи тоже не всегда можно установить вне предложения: Больному стало лучшеБольной человек много страдает

ДАЛЕЕ

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz