ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Суббота, 14.06.2025, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная ТЕМА9-2РегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Морфология исследует части речиграмматические классы слов, выделяемые на основании общности семантических, грамматических и синтаксических признаков. Семантический признак реализует обобщенное грамматическое значение, абстрагированное от лексических значений слов и категориальных морфологических значений. Так, у слов прибытие, краснота, трава и т.д., обладающих разными лексическими значениями и обозначающих действие, признак, предмет обнаруживается общность семантики – наличие в каждом слове обобщенного значения предметности. Обратим внимание на то, что в русском языке большинство имен существительных, обозначающих предметы, являются непроизводными, а не предметы – производными. Именно эта закономерность и позволяет говорить о семантике предметности, характерной для имен существительных. С грамматической точки зрения эти слова обладают, словоизменительными категориями числа и падежа и классифицирующими категориями рода и одушевленности / неодушевленности. Синтаксическая функция имени существительного может быть различной, но чаще эта часть речи выступает в роли подлежащего и дополнения.

Принципы выделения частей речи в истории языковедения были различными: формальный, семантический, синтаксический (функциональный) и т.п. При формальном выделении частей речи в пределах одного класса оказывались, например, слова красивый, второй, такой, обладающие общими грамматическими признаками. В рамках семантической классификации объединялись слова типа бег и бежать, имеющие общность в семантике – действие.

Синтаксический критерий не может использоваться в целом ряде языков со сложной морфологией, например, в языках синтетических, поскольку в один класс могут попадать в зависимости от синтаксической функции слова, имеющие разные семантические и формальные признаки, и напротив, одно и то же слово может оказаться членом разных классов: Человек идет по улице. – Он прекрасный человек. – Мы приближались к человеку в зеленой шляпе.

В отечественном языкознании вслед за В.В. Виноградовым принято выделять части речи на основе семантико-грамматических признаков слов. Выделяют знаменательные (самостоятельные, полнозначные) и служебные (связочные, «частицы речи») части речи. К знаменательным относятся имена – существительное, прилагательное, числительное, а также глагол, наречие, местоимение, категория состояния. К служебным – предлоги, союзы, частицы. Междометие (выражают эмоции говорящего, но не называют их) и модальные слова (выражают субъективное отношение к тому, о чем говорится в предложении; членами предложения не являются) как части речи не относятся ни к знаменательным, ни к служебным.

Семантико-грамматический признак далеко не одинаково строго определяет вычленение разных частей речи. Четко противопоставлены по этому признаку имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие. Границы числительного и местоимения менее определенны. Так, порядковые числительные (первый, тридцатый, сотый), определительные местоимения (который, всякий, весь, какой) по своим морфологическим и синтаксическим признакам не отличаются от прилагательных. По тем же признакам совпадают числительные типа сколько, несколько и наречия места (там, где, куда). В этих случаях основным критерием объединения слов в часть речи выступает семантический признак.

К служебным частям речи относятся слова лексически несамостоятельные, не являющиеся самостоятельными членами предложения. Сравним два предложения: В продолжение всего пути возница молчал. Намечено было опубликовать продолжение нашумевшего романа в очередном номере журнала.

Такая система частей речи не является в науке общепринятой. Так, с одной стороны, некоторые грамматисты не выделяют в особую часть речи слова категории состояния. К ним относятся слова, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, абсолютно синтаксически независимые от других членов предложения, выступающие в качестве главного члена безличных предложений: Мне весело, Ему больно. Выделение этой части речи осуществляется на основании специфической синтаксической функции слов. С другой стороны, часть исследователей предлагает выделить в особые части речи причастие и деепричастие, что также возможно в силу семантико-грамматической специфики этих слов. Например, только причастие обладает одновременно грамматическими значениями имени – рода, числа и глагола – времени, залога. Деепричастие тоже специфично: неизменяемая часть речи, обладающая грамматическим значением вида, но такие же признаки (наряду с другими) имеет и инфинитив – неопределенная форма глагола.

Определяя систему частей речи, следует учитывать тот факт, что язык находится в процессе постоянного изменения. Оно проявляется и в постоянном переходе слов из одной части речи в другую – в процессе трансформации (перехода). В этом сложном процессе происходит изменение признаков слова. В результате возникают слова, совмещающие в своей грамматической структуре признаки двух и более частей речи. Такие слова называются синкретичными: Солдат улыбнулся: уж очень забавно разговаривал веснушчатый. Слова, полностью перешедшие в другую часть речи (столовая, вожатый, рулевой), синкретичными не являются.

Трансформации слова осуществляются двумя путями. Во-первых, происходит становление новых частей речи на основе взаимодействия имеющихся. Так, в истории русского языка деепричастия возникают из действительных причастий, притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов- (ев) перешли в разряд имен существительных собственных (фамилии типа Солнцев, Мишин и т.п.). Имя числительное возникает как результат диахронического взаимодействия имен прилагательных типа один, два, три, четыре и существительных типа пять-десять, сорок, сто, тысяча, миллион. Во-вторых, слова могут переходить из одной части речи в другую, при этом исходные части речи не исчезают. Происходит расщепление исходной лексемы, одна из которых приобретает признаки другой части речи. В этом случае возникают так называемые функциональные омонимы: столовая комната – столовая. Столовая – это уже не прилагательное, а имя существительное, потому что оно приобрело постоянное значение женского рода, получило возможность иметь при себе определения: хорошая столовая, студенческая столовая, чаще всего выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Частеречное значение признака, характерное для прилагательного, исчезает. При этом лексические связи у разошедшихся по разным частям речи слов сохраняются.

В русском языке слова любой части речи могут переходить из разряда в разряд. Так, прилагательные и причастия активно переходят в имена существительные. Этот процесс называется субстантивацией. Ср.: Раненный в руку солдат тихо стонал. – Раненый тихо стонал; Столовая комната была огромной. – В столовой собрались гости.

Переход причастий в прилагательные называется адъективацией: выдающийся подбородок – выдающийся ученый, блестящий костюм – блестящий артист.

Адвербиализация – переход слов в наречия: шутя, лежа, играючи; вечером, временами, шагом, рысью, вдаль.

 Прономинализация – переход в местоимения. Это явление чисто семантическое. Части речи приобретают функцию указания на предмет, свойственную местоимению: Бал – вещь хорошая. Он человек неплохой. Пришлось по три рубля на брата. На определенном этапе развития он остановился.

Нумерализация – переход части речи в числительное, вербализация – переход в глаголы, предикативация – в категорию состояния, модаляция – в модальные слова.

 Широко распространен переход знаменательных слов в служебные (в предлоги – препозиционализация, в союзы – конъюнкционализация, в междометия – интеръективация, в частицы – партикуляция): путем анализа, напротив дома, едва живой, пускай делает, ступай себе, чтобы этого больше не было и т.д. Трансформации частей речи имеют разную продуктивность, наиболее продуктивно части речи переходят в имена существительные и прилагательные, в наречия и частицы.

Синтаксис (греч. σύνταξις – строй, система) – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов (словоформ) в словосочетания и предложения, предложения в сложные предложения, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды их взаимодействия.

Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, понимаемая в современном языкознании достаточно широко: как фрагмент связной речи, – в границах предложения – состоящий из двух или более знаменательных слов, связанных непрерывно грамматически и лексико-семантически.

Функция словосочетания, как и слова, номинативная. Но в отличие от слова, это более сложная и точная номинация. От предложения словосочетание отличается отсутствием предикативности: они не обладают временным и модальным значением (ср.: стол – письменный стол, обеденный стол, деревянный стол – Стол занят; Стол деревянный; Купить стол).

Для создания словосочетания нужны два знаменательных слова, т. е. имеющих значение и самостоятельных (с точки зрения частеречной классификации). Количество служебных частей речи при этом не учитывается.

Словосочетаниями не являются слова с сочинительной связью (мальчик и девочка, белый и красный), с координационной связью (основа предложения: Я пришел; Утро настало). Это связи уровня предложения. Не являются словосочетанием и сочетания знаменательных слов со служебными (он же, с другом).

Нужно различать словосочетания и фразеологические единицы. Фразеологические единицы существуют в языке и обладают постоянством состава и устойчивостью значения, а в речи воспроизводятся как готовые единицы. Словосочетания возникают в речи, строятся свободно и не имеют постоянного значения; в языке как готовые единицы они не существуют. Так, в предложении Анна Павловна закричала благим матом и закрыла лицо руками словосочетание закрыла лицо руками является свободным, а (закричала) благим матом – фразеологическая единица с постоянным значением и постоянным лексическим составом.

Словосочетания классифицируют по разным признакам: по степени семантической связи компонентов, по типам синтаксической связи, по средствам выражения грамматической связи, по структуре, по типу семантических отношений.

Чтобы выделить в предложении словосочетания, нужно установить смысловые связи между словами, правильно задать вопрос и определить главное и зависимое слова.

Основная единица синтаксиса, обладающая смысловой и интонационной законченностью, – это предложение. Признаками предложения являются:

1) предикативность, т. е. категория, выражающая связь содержания с моментом речи, реальностью с точки зрения говорящего;

2) модальность, т. е. категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, его чувства, волеизъявления;

3) интонационная завершенность, т. е. интонация конца фразы, независимо от типа предложения;

4) смысловая завершенность, т. е. передача элемента информации, понятного для воспринимающего речь;

5) структурное оформление, т. е. независимо от количества слов в предложении (1 или 20) в нем обязательно выделяется грамматическая основа и связи уровня предложения;

6) коммуникативная функция.

Главные члены предложения (структурная схема) и обязательные второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) вместе образуют модель предложения, которая имеет свободное лексическое наполнение, т. е. рассматривается как структурный образец (или формула), по которому строятся конкретные предложения: Берега затянуло метелью; Остров залило водой; Дорожку завалило листьями. Структура предложения является опорой грамматических значений, из которых главное и универсальное – предикативное (модальность + синтаксическое время, принадлежащее всему предложению, а не одному сказуемому, например: Читаю я вчера книгу, и тут звонит он; синтаксическое время прош., на что указывает наречие вчера, тогда как морф. время сказуемых наст.: читаю, звонит). Лексическим наполнением создается конкретное содержание предложения.

В процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи данного предложения с другими осуществляется актуальное (или коммуникативное) членение предложения, которое бинарно, т.е. в конкретном предложении выделяются тема – часть, содержащая известное, основу высказывания, и рема – часть, несущая новое, содержащая суть высказывания о теме (для обозначения их также употребляются термины «данное» – «новое», «основа» – «ядро» и др.).

Актуальное членение предложения осуществляется в речи с помощью порядка слов и интонации, причем интонация является главным показателем. Обычно тема произносится с повышением тона и отделяется от ремы паузой. При прямом («объективном») порядке слов тема предшествует реме. При обратном, инверсионном («субъективном») порядке слов рема располагается перед темой. Предложения с инверсией экспрессивны; этому способствует интонационное выделение (акцентирование) ремы.

Предложение может быть нерасчлененным, т. е. содержать лишь рему. Это зависит не столько от состава предложения (не могут быть расчленены однословные предложения типа Рассвет; Морозило; Народу-то!), сколько от ситуации. Нерасчлененные предложения несут целостную информацию, отвечая на вопрос «что случилось?»: Кричали грачи над гнёздами.

 

Литература

 

  1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 2003.
  2. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1973.
  4. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 2001.
  5. Заскока С.А. Ведение в языкознание. Конспект лекций. Учебное пособие. – М., 2009.
  6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1964.
  7. Зеленецкий А.Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2009.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
  9. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. 6-е изд., стер. – М., СПб., 2007.
  10. Немченко В.Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М., 2008.
  11. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.
  12. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и др. – М., 1980.
  13. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – 5-е изд. – М., 2001.
  14. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2001.
  15. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. – Ч.2. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Разбейте слова текста на морфемы; разграничьте корневые и аффиксальные морфемы. Укажите основу, определите ее тип.

 

Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. (И. Тургенев).

 

Задание 2. Сколько групп родственных слов в данном перечне? Докажите, используя морфемный состав и лексические значения слов.

Выделение, делец, делитель, деловой, дельный, задел, отдел, отделка, отдельный, подотдел передел, сделка, удел.

 

Задание 3. Исключите пятое лишнее. Объясните. Укажите способ словообразования.

Путаю – двигаю – знаю – дергаю – хлопаю;

Подлокотник – подорожник – подрамник – подстаканник – подсвечник;

Безграмотный – бездарный – безоблачный – безрадостный – безударный.

 

Задание 4. В данных словах выделите суффиксы; разграничьте словообразующие и формообразующие суффиксы:

принесла, сказал, самбист, красивейший, маринованный, печка, веселее, грустно, бегая, написанный, оловянный, думающий, плотина, бегом, печатать, смеяться, уставший, смотрел.

 

Задание 5. Укажите, какие грамматические значения выражаются и какими способами:

кот – коты, избегал – избежал, белый – белее – белейший – самый белый, хорошо – лучше, разрезать – разрезать, поехать – поехал бы, решать – решить, ребенок – дети, день сменяет ночь – ночь сменяет день; не видно берегов реки – не видно берегов, реки; подъезд дома – новые дома.

 

Задание 6. Составьте словообразовательные цепочки: взять, второй, глядеть, мороз, пятно.

 

Задание 7. Сопоставьте грамматические значения словоформ русского предложения и его структурно-семантических дублетов в изучаемом вами иностранном языке; укажите, как выражено каждое из этих значений.

Яблоки падают с деревьев. The apples fall from the trees. Die Apfel fallen von Baumen. Les pommes tombeht des arbres.

 

Задание 8. Укажите, какие грамматические значения и какими средствами выражены:

рус.: стол – стола столу; кот коты; избегал избежал; белый белее белейший; хорошо лучше; разрезать разрезать; иглы иглы; иду шел; говорю говоришь говорит; напишу буду писать; поехал поехал бы;

англ.: man – men; sing – sang; good – better – best; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; girl – girls.

нем.: der Mann – die Männer; schreibe – schreibst – schreibt; er – ihm – ihn; viel – mehr; das Kind – des Kindes – dem Kinde – die Kinder; lese – las; sagte – hatte gesagt; blau – blauer – blauest.

 

Задание 9. На основании общности какой или каких грамматических категорий мы относим к одной части речи следующие слова:

рус.: а) пеликан, атмосфера, шасси; б) бежала, войдите, ухаживать; в) натощак, затемно, исподтишка; г) добр, усердный, внимательнейший; д) пятьдесят, восемьсот, три.

англ.: а) wind, driver, reason; б) cold, reasonable, easiest; в) have, had, drive.

нем.: а) gesehen, bestellt, zuruckgekehrt; б) und, deshalb, aber; в) der Sprecher, die Kraft, der Kranke.

 

Задание 10. Выделите продуктивные суффиксы в словах, создайте с каждым из них словообразовательный тип.

Рус.: свежесть, чистота, учитель, программист, сапожник, глинистый, высь, хитрец, журналистка, баловство, перечитать.

Англ.: teacher, freedom, friendship, darkness, attention, childhood, driving, happiness, slowly.

Нем.: Eigentum, Lehrer, Freiheit, Jungling, schreiben, Liebling, Schlosser, Freundschaft, Kleidung, Kindchen.

 

Задание 11. Заполните таблицу по образцу:

 

Качественное прилагательное

Хитрый

Косолапый

Ошибочный

Прочный

Излишний

Непроизводность основы

+

 

 

 

 

Степени сравнения

хитрее, более хитрый,

самый хитрый, хитрейший

 

 

 

 

Краткие формы

хитер □

 

 

 

 

Сочетаемость с наречиями меры и степени

весьма хитрый

 

 

 

 

Наречия на – О, – Е

хитро

 

 

 

 

Отвлеченные существительные

хитрость

 

 

 

 

Степени качества

хитренький

 

 

 

 

Синонимы

лукавый, изворотливый, мудреный

 

 

 

 

Антонимы

бесхитростный, прямодушный,

простой

 

 

 

 

 

Задание 12. а) Найдите в тексте по одному примеру разных синтаксических единиц, охарактеризуйте их компоненты, связь между ними и средства связи.

б) Найдите в тексте все однородные члены, выпишите, охарактеризуйте связь между ними и средства связи.

в) Выпишите все словосочетания и охарактеризуйте средства связи.

 

 В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый. (И. Бунин).

 

Контрольные вопросы

  1. Что изучает грамматика?
  2. Что такое грамматический строй языка?
  3. Что такое грамматическое значение?
  4. Что такое грамматическая категория?
  5. Какие подразделы выделяются в грамматике?
  6. Что изучает морфемика?
  7. Что такое морфема?
  8. Типы значений корневых и аффиксальных морфем.
  9. Типы аффиксальных морфем.
  10. Морфемика и этимология. Морфемика и грамматика. Типы слов.
  11. Что такое опрощение и переразложение?
  12. Основные вопросы словообразования. Понятие словообразовательной базы.
  13. Понятие словообразовательного форманта и его значения. Отличие словообразовательного значения от других языковых значений.
  14. Понятие словообразовательного типа, словообразовательной мотивации, словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда.
  15. На какие группы делятся все части речи?
  16. В чем заключается особый характер междометий, звукоподражаний и модальных слов?
  17. На каком основании в самостоятельную часть речи была выделена категория состояния?
  18. Охарактеризуйте особые формы глагола.
  19. В чем своеобразие местоимений?
  20. Лексико-грамматическая категория имени существительного и имени прилагательного: в чем отличие?
  21. Охарактеризуйте служебные части речи.
  22. Что понимается под предложением? Каковы его признаки?
  23. Что такое актуальное членение предложения?
  24. Каков механизм актуального членения предложения?
  25. Какие существуют классификации предложений?
  26. В чем заключается особый характер односоставных предложений?
  27. Какими могут быть сложные предложения по типу синтаксической связи между их частями?

 

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz