Морфология исследует части речи – грамматические классы слов, выделяемые на основании общности семантических, грамматических и синтаксических признаков. Семантический признак реализует обобщенное грамматическое значение, абстрагированное от лексических значений слов и категориальных морфологических значений. Так, у слов прибытие, краснота, трава и т.д., обладающих разными лексическими значениями и обозначающих действие, признак, предмет обнаруживается общность семантики – наличие в каждом слове обобщенного значения предметности. Обратим внимание на то, что в русском языке большинство имен существительных, обозначающих предметы, являются непроизводными, а не предметы – производными. Именно эта закономерность и позволяет говорить о семантике предметности, характерной для имен существительных. С грамматической точки зрения эти слова обладают, словоизменительными категориями числа и падежа и классифицирующими категориями рода и одушевленности / неодушевленности. Синтаксическая функция имени существительного может быть различной, но чаще эта часть речи выступает в роли подлежащего и дополнения.
Принципы выделения частей речи в истории языковедения были различными: формальный, семантический, синтаксический (функциональный) и т.п. При формальном выделении частей речи в пределах одного класса оказывались, например, слова красивый, второй, такой, обладающие общими грамматическими признаками. В рамках семантической классификации объединялись слова типа бег и бежать, имеющие общность в семантике – действие.
Синтаксический критерий не может использоваться в целом ряде языков со сложной морфологией, например, в языках синтетических, поскольку в один класс могут попадать в зависимости от синтаксической функции слова, имеющие разные семантические и формальные признаки, и напротив, одно и то же слово может оказаться членом разных классов: Человек идет по улице. – Он прекрасный человек. – Мы приближались к человеку в зеленой шляпе.
В отечественном языкознании вслед за В.В. Виноградовым принято выделять части речи на основе семантико-грамматических признаков слов. Выделяют знаменательные (самостоятельные, полнозначные) и служебные (связочные, «частицы речи») части речи. К знаменательным относятся имена – существительное, прилагательное, числительное, а также глагол, наречие, местоимение, категория состояния. К служебным – предлоги, союзы, частицы. Междометие (выражают эмоции говорящего, но не называют их) и модальные слова (выражают субъективное отношение к тому, о чем говорится в предложении; членами предложения не являются) как части речи не относятся ни к знаменательным, ни к служебным.
Семантико-грамматический признак далеко не одинаково строго определяет вычленение разных частей речи. Четко противопоставлены по этому признаку имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие. Границы числительного и местоимения менее определенны. Так, порядковые числительные (первый, тридцатый, сотый), определительные местоимения (который, всякий, весь, какой) по своим морфологическим и синтаксическим признакам не отличаются от прилагательных. По тем же признакам совпадают числительные типа сколько, несколько и наречия места (там, где, куда). В этих случаях основным критерием объединения слов в часть речи выступает семантический признак.
К служебным частям речи относятся слова лексически несамостоятельные, не являющиеся самостоятельными членами предложения. Сравним два предложения: В продолжение всего пути возница молчал. Намечено было опубликовать продолжение нашумевшего романа в очередном номере журнала.
Такая система частей речи не является в науке общепринятой. Так, с одной стороны, некоторые грамматисты не выделяют в особую часть речи слова категории состояния. К ним относятся слова, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, абсолютно синтаксически независимые от других членов предложения, выступающие в качестве главного члена безличных предложений: Мне весело, Ему больно. Выделение этой части речи осуществляется на основании специфической синтаксической функции слов. С другой стороны, часть исследователей предлагает выделить в особые части речи причастие и деепричастие, что также возможно в силу семантико-грамматической специфики этих слов. Например, только причастие обладает одновременно грамматическими значениями имени – рода, числа и глагола – времени, залога. Деепричастие тоже специфично: неизменяемая часть речи, обладающая грамматическим значением вида, но такие же признаки (наряду с другими) имеет и инфинитив – неопределенная форма глагола.
Определяя систему частей речи, следует учитывать тот факт, что язык находится в процессе постоянного изменения. Оно проявляется и в постоянном переходе слов из одной части речи в другую – в процессе трансформации (перехода). В этом сложном процессе происходит изменение признаков слова. В результате возникают слова, совмещающие в своей грамматической структуре признаки двух и более частей речи. Такие слова называются синкретичными: Солдат улыбнулся: уж очень забавно разговаривал веснушчатый. Слова, полностью перешедшие в другую часть речи (столовая, вожатый, рулевой), синкретичными не являются.
Трансформации слова осуществляются двумя путями. Во-первых, происходит становление новых частей речи на основе взаимодействия имеющихся. Так, в истории русского языка деепричастия возникают из действительных причастий, притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов- (ев) перешли в разряд имен существительных собственных (фамилии типа Солнцев, Мишин и т.п.). Имя числительное возникает как результат диахронического взаимодействия имен прилагательных типа один, два, три, четыре и существительных типа пять-десять, сорок, сто, тысяча, миллион. Во-вторых, слова могут переходить из одной части речи в другую, при этом исходные части речи не исчезают. Происходит расщепление исходной лексемы, одна из которых приобретает признаки другой части речи. В этом случае возникают так называемые функциональные омонимы: столовая комната – столовая. Столовая – это уже не прилагательное, а имя существительное, потому что оно приобрело постоянное значение женского рода, получило возможность иметь при себе определения: хорошая столовая, студенческая столовая, чаще всего выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Частеречное значение признака, характерное для прилагательного, исчезает. При этом лексические связи у разошедшихся по разным частям речи слов сохраняются.
В русском языке слова любой части речи могут переходить из разряда в разряд. Так, прилагательные и причастия активно переходят в имена существительные. Этот процесс называется субстантивацией. Ср.: Раненный в руку солдат тихо стонал. – Раненый тихо стонал; Столовая комната была огромной. – В столовой собрались гости.
Переход причастий в прилагательные называется адъективацией: выдающийся подбородок – выдающийся ученый, блестящий костюм – блестящий артист.
Адвербиализация – переход слов в наречия: шутя, лежа, играючи; вечером, временами, шагом, рысью, вдаль.
Прономинализация – переход в местоимения. Это явление чисто семантическое. Части речи приобретают функцию указания на предмет, свойственную местоимению: Бал – вещь хорошая. Он человек неплохой. Пришлось по три рубля на брата. На определенном этапе развития он остановился.
Нумерализация – переход части речи в числительное, вербализация – переход в глаголы, предикативация – в категорию состояния, модаляция – в модальные слова.
Широко распространен переход знаменательных слов в служебные (в предлоги – препозиционализация, в союзы – конъюнкционализация, в междометия – интеръективация, в частицы – партикуляция): путем анализа, напротив дома, едва живой, пускай делает, ступай себе, чтобы этого больше не было и т.д. Трансформации частей речи имеют разную продуктивность, наиболее продуктивно части речи переходят в имена существительные и прилагательные, в наречия и частицы.
Синтаксис (греч. σύνταξις – строй, система) – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов (словоформ) в словосочетания и предложения, предложения в сложные предложения, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды их взаимодействия.
Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, понимаемая в современном языкознании достаточно широко: как фрагмент связной речи, – в границах предложения – состоящий из двух или более знаменательных слов, связанных непрерывно грамматически и лексико-семантически.
Функция словосочетания, как и слова, номинативная. Но в отличие от слова, это более сложная и точная номинация. От предложения словосочетание отличается отсутствием предикативности: они не обладают временным и модальным значением (ср.: стол – письменный стол, обеденный стол, деревянный стол – Стол занят; Стол деревянный; Купить стол).
Для создания словосочетания нужны два знаменательных слова, т. е. имеющих значение и самостоятельных (с точки зрения частеречной классификации). Количество служебных частей речи при этом не учитывается.
Словосочетаниями не являются слова с сочинительной связью (мальчик и девочка, белый и красный), с координационной связью (основа предложения: Я пришел; Утро настало). Это связи уровня предложения. Не являются словосочетанием и сочетания знаменательных слов со служебными (он же, с другом).
Нужно различать словосочетания и фразеологические единицы. Фразеологические единицы существуют в языке и обладают постоянством состава и устойчивостью значения, а в речи воспроизводятся как готовые единицы. Словосочетания возникают в речи, строятся свободно и не имеют постоянного значения; в языке как готовые единицы они не существуют. Так, в предложении Анна Павловна закричала благим матом и закрыла лицо руками словосочетание закрыла лицо руками является свободным, а (закричала) благим матом – фразеологическая единица с постоянным значением и постоянным лексическим составом.
Словосочетания классифицируют по разным признакам: по степени семантической связи компонентов, по типам синтаксической связи, по средствам выражения грамматической связи, по структуре, по типу семантических отношений.
Чтобы выделить в предложении словосочетания, нужно установить смысловые связи между словами, правильно задать вопрос и определить главное и зависимое слова.
Основная единица синтаксиса, обладающая смысловой и интонационной законченностью, – это предложение. Признаками предложения являются:
1) предикативность, т. е. категория, выражающая связь содержания с моментом речи, реальностью с точки зрения говорящего;
2) модальность, т. е. категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, его чувства, волеизъявления;
3) интонационная завершенность, т. е. интонация конца фразы, независимо от типа предложения;
4) смысловая завершенность, т. е. передача элемента информации, понятного для воспринимающего речь;
5) структурное оформление, т. е. независимо от количества слов в предложении (1 или 20) в нем обязательно выделяется грамматическая основа и связи уровня предложения;
6) коммуникативная функция.
Главные члены предложения (структурная схема) и обязательные второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) вместе образуют модель предложения, которая имеет свободное лексическое наполнение, т. е. рассматривается как структурный образец (или формула), по которому строятся конкретные предложения: Берега затянуло метелью; Остров залило водой; Дорожку завалило листьями. Структура предложения является опорой грамматических значений, из которых главное и универсальное – предикативное (модальность + синтаксическое время, принадлежащее всему предложению, а не одному сказуемому, например: Читаю я вчера книгу, и тут звонит он; синтаксическое время прош., на что указывает наречие вчера, тогда как морф. время сказуемых наст.: читаю, звонит). Лексическим наполнением создается конкретное содержание предложения.
В процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи данного предложения с другими осуществляется актуальное (или коммуникативное) членение предложения, которое бинарно, т.е. в конкретном предложении выделяются тема – часть, содержащая известное, основу высказывания, и рема – часть, несущая новое, содержащая суть высказывания о теме (для обозначения их также употребляются термины «данное» – «новое», «основа» – «ядро» и др.).
Актуальное членение предложения осуществляется в речи с помощью порядка слов и интонации, причем интонация является главным показателем. Обычно тема произносится с повышением тона и отделяется от ремы паузой. При прямом («объективном») порядке слов тема предшествует реме. При обратном, инверсионном («субъективном») порядке слов рема располагается перед темой. Предложения с инверсией экспрессивны; этому способствует интонационное выделение (акцентирование) ремы.
Предложение может быть нерасчлененным, т. е. содержать лишь рему. Это зависит не столько от состава предложения (не могут быть расчленены однословные предложения типа Рассвет; Морозило; Народу-то!), сколько от ситуации. Нерасчлененные предложения несут целостную информацию, отвечая на вопрос «что случилось?»: Кричали грачи над гнёздами.
Литература
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 2003.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
- Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1973.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 2001.
- Заскока С.А. Ведение в языкознание. Конспект лекций. Учебное пособие. – М., 2009.
- Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1964.
- Зеленецкий А.Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2009.
- Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. 6-е изд., стер. – М., СПб., 2007.
- Немченко В.Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М., 2008.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.
- Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и др. – М., 1980.
- Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – 5-е изд. – М., 2001.
- Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2001.
- Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. – Ч.2. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Разбейте слова текста на морфемы; разграничьте корневые и аффиксальные морфемы. Укажите основу, определите ее тип.
Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. (И. Тургенев).
Задание 2. Сколько групп родственных слов в данном перечне? Докажите, используя морфемный состав и лексические значения слов.
Выделение, делец, делитель, деловой, дельный, задел, отдел, отделка, отдельный, подотдел передел, сделка, удел.
Задание 3. Исключите пятое лишнее. Объясните. Укажите способ словообразования.
Путаю – двигаю – знаю – дергаю – хлопаю;
Подлокотник – подорожник – подрамник – подстаканник – подсвечник;
Безграмотный – бездарный – безоблачный – безрадостный – безударный.
Задание 4. В данных словах выделите суффиксы; разграничьте словообразующие и формообразующие суффиксы:
принесла, сказал, самбист, красивейший, маринованный, печка, веселее, грустно, бегая, написанный, оловянный, думающий, плотина, бегом, печатать, смеяться, уставший, смотрел.
Задание 5. Укажите, какие грамматические значения выражаются и какими способами:
кот – коты, избегал – избежал, белый – белее – белейший – самый белый, хорошо – лучше, разрезать – разрезать, поехать – поехал бы, решать – решить, ребенок – дети, день сменяет ночь – ночь сменяет день; не видно берегов реки – не видно берегов, реки; подъезд дома – новые дома.
Задание 6. Составьте словообразовательные цепочки: взять, второй, глядеть, мороз, пятно.
Задание 7. Сопоставьте грамматические значения словоформ русского предложения и его структурно-семантических дублетов в изучаемом вами иностранном языке; укажите, как выражено каждое из этих значений.
Яблоки падают с деревьев. The apples fall from the trees. Die Apfel fallen von Baumen. Les pommes tombeht des arbres.
Задание 8. Укажите, какие грамматические значения и какими средствами выражены:
рус.: стол – стола – столу; кот – коты; избегал – избежал; белый – белее – белейший; хорошо – лучше; разрезать – разрезать; иглы – иглы; иду – шел; говорю – говоришь – говорит; напишу – буду писать; поехал – поехал бы;
англ.: man – men; sing – sang; good – better – best; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; girl – girls.
нем.: der Mann – die Männer; schreibe – schreibst – schreibt; er – ihm – ihn; viel – mehr; das Kind – des Kindes – dem Kinde – die Kinder; lese – las; sagte – hatte gesagt; blau – blauer – blauest.
Задание 9. На основании общности какой или каких грамматических категорий мы относим к одной части речи следующие слова:
рус.: а) пеликан, атмосфера, шасси; б) бежала, войдите, ухаживать; в) натощак, затемно, исподтишка; г) добр, усердный, внимательнейший; д) пятьдесят, восемьсот, три.
англ.: а) wind, driver, reason; б) cold, reasonable, easiest; в) have, had, drive.
нем.: а) gesehen, bestellt, zuruckgekehrt; б) und, deshalb, aber; в) der Sprecher, die Kraft, der Kranke.
Задание 10. Выделите продуктивные суффиксы в словах, создайте с каждым из них словообразовательный тип.
Рус.: свежесть, чистота, учитель, программист, сапожник, глинистый, высь, хитрец, журналистка, баловство, перечитать.
Англ.: teacher, freedom, friendship, darkness, attention, childhood, driving, happiness, slowly.
Нем.: Eigentum, Lehrer, Freiheit, Jungling, schreiben, Liebling, Schlosser, Freundschaft, Kleidung, Kindchen.
Задание 11. Заполните таблицу по образцу:
Качественное прилагательное |
Хитрый |
Косолапый |
Ошибочный |
Прочный |
Излишний |
Непроизводность основы |
+ |
|
|
|
|
Степени сравнения |
хитрее, более хитрый, самый хитрый, хитрейший |
|
|
|
|
Краткие формы |
хитер □ |
|
|
|
|
Сочетаемость с наречиями меры и степени |
весьма хитрый |
|
|
|
|
Наречия на – О, – Е |
хитро |
|
|
|
|
Отвлеченные существительные |
хитрость |
|
|
|
|
Степени качества |
хитренький |
|
|
|
|
Синонимы |
лукавый, изворотливый, мудреный |
|
|
|
|
Антонимы |
бесхитростный, прямодушный, простой |
|
|
|
|
Задание 12. а) Найдите в тексте по одному примеру разных синтаксических единиц, охарактеризуйте их компоненты, связь между ними и средства связи.
б) Найдите в тексте все однородные члены, выпишите, охарактеризуйте связь между ними и средства связи.
в) Выпишите все словосочетания и охарактеризуйте средства связи.
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый. (И. Бунин).
Контрольные вопросы
- Что изучает грамматика?
- Что такое грамматический строй языка?
- Что такое грамматическое значение?
- Что такое грамматическая категория?
- Какие подразделы выделяются в грамматике?
- Что изучает морфемика?
- Что такое морфема?
- Типы значений корневых и аффиксальных морфем.
- Типы аффиксальных морфем.
- Морфемика и этимология. Морфемика и грамматика. Типы слов.
- Что такое опрощение и переразложение?
- Основные вопросы словообразования. Понятие словообразовательной базы.
- Понятие словообразовательного форманта и его значения. Отличие словообразовательного значения от других языковых значений.
- Понятие словообразовательного типа, словообразовательной мотивации, словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда.
- На какие группы делятся все части речи?
- В чем заключается особый характер междометий, звукоподражаний и модальных слов?
- На каком основании в самостоятельную часть речи была выделена категория состояния?
- Охарактеризуйте особые формы глагола.
- В чем своеобразие местоимений?
- Лексико-грамматическая категория имени существительного и имени прилагательного: в чем отличие?
- Охарактеризуйте служебные части речи.
- Что понимается под предложением? Каковы его признаки?
- Что такое актуальное членение предложения?
- Каков механизм актуального членения предложения?
- Какие существуют классификации предложений?
- В чем заключается особый характер односоставных предложений?
- Какими могут быть сложные предложения по типу синтаксической связи между их частями?