"Кодификация языка" как учение о правильной, нормативной речи рассматривает нормы коммуникации в широком смысле, включая функционально-стилевые (текстовые) и коммуникативно-прагматические нормы, и обеспечивает достаточный для специалиста с высшим филологическим образованием уровень культуры речевой коммуникации. Поэтому в курсе ортологии важно сосредоточить внимание обучаемых на всех аспектах нормы – собственно языковом, коммуникативно-прагматическом, этическом, что соответствует задачам ортологической подготовки филологов в области коммуникативистики: основное содержание первой базируется на данных лингвистики и в то же время выходит за пределы ее содержательного поля – в области теории коммуникации, стилистики и риторики. И это не случайно, если учесть, что главными направлениями в изучении языка на современном этапе развития лингвистики являются когнитивное и коммуникативное в их все усиливающемся сопряжении, что обеспечивает функциональность как фундаментальное начало современной лингвистической парадигмы.
На каждом из уровней образования курс «Кодификации языка» решает свой набор и качество задач. Так, в бакалавриате его главная задача состоит в том, чтобы обучаемые приобрели компетенции в области культуры владения языком и, шире, культуры речевой коммуникации и получили первоначальные сведения из теории ортологии. При этом речь идет прежде всего о развитии общих коммуникативных способностей выпускника и его способностей к профессиональному общению, стало быть, о повышении уровня владения нормами профессиональной коммуникации.
«Кодификации языка» как дисциплина специалитета и магистратуры предусматривает более глубокий уровень овладения выпускниками нормами прежде всего и главным образом профессиональной коммуникации, включая ее научно-исследовательскую и деловую составляющие, освоение прикладных аспектов деятельности филолога-ортолога (редактирование и др.), а также углубление сведений из теории и истории развития нормы и ортологии, формирование представлений об основных процессах и тенденциях развития языка и коммуникации.
|