факультет гуманитарных технологий
кафедра русского языка и издательского дела
МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 035700 Лингвистика
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Целью изучения дисциплины является подробное рассмотрение философских, общенаучных и частных лингвистических методов изучения и описания языка как знаковой системы и отдельных единиц всех уровней языка.
Задачи дисциплины заключаются в изучении:
– трёх уровней методологии языкознания;
– принципов и законов материалистической диалектики в исследовании языка: закона перехода количественных изменений в качественные; закона отрицания отрицания; закона единства и борьбы противоположностей и др.);
– общенаучной методологии, применяемой в лингвистических исследованиях: методов дедукции и индукции, наблюдения и описания, статистических и ассоциативных и т.д.);
– общей лингвистической методологии и её связи с теорией языка: языка как одного из видов общественного сознания, материальной природы звукового языка, реальной речевой деятельности и абстрактной системы языка);
– частных лингвистических методов исследования языка: сравнительно-исторического, структурных методов, сопоставительного метода, методов ареальной и функциональной лингвистик, методов когнитивной и антропоцентрической лингвистик;
– частных приёмов лингвистического анализа: метода семантического
анализа лексики и фразеологии; метода компонентного анализа лексического значения слова; метода исторического комментирования развития внешней и внутренней формы слова; метода этимологического анализа происхождения слов; методов фонетико-фонологического, морфемного, словообразовательного и морфологического анализов слова; методов синтаксического анализа структуры словосочетания и предложения; контрастивного метода; методов лингвистического и лингвокультурологического комментирования содержания текста и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями, предусмотренными ФГОС по направлению подготовки «Лингвистика», в т.ч.
владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
- Знать: способы анализа, обобщения информации, постановки целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи.
- Уметь: анализировать, обобщать информацию, ставить цели и отбирать пути их достижения, владеть культурой устной и письменной речи.
- Владеть: культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, культурой устной и письменной речи.
обладает когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (ПК-3);
- Знать: когнитивно-дискурсивными направления лингвистики, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах.
- Уметь: пользоваться когнитивно-дискурсивными навыками, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах.
- Владеть: когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах.
владеет особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-4);
- Знать: особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения; основные понятия и категории кодификации языка, фонетические нормы языка, грамматические нормы языка, лексические нормы языка,
- Уметь: пользоваться официальными, нейтральными и неофициальными регистрами общения; правильно понимать лингвистическую терминологию, давать определения основным лингвистическим понятиям в области кодификации языка, анализировать текст с точки зрения соответствия нормам современного русского литературного языка, составлять текст любой стилистической направленности; использовать лингвистические знания в изучении иностранных языков, в переводческой практике, в иной профессиональной деятельности
- Владеть: особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения; методами дифференциации социальных вариантов языка, навыками анализа языковых явлений на любом из его иерархических уровней.
умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ПК-9).
- Знать: приемы и способы создания и редактирования текстов профессионального назначения.
- Уметь: создавать и редактировать тексты профессионального назначения.
- Владеть: создавать и редактировать тексты профессионального назначения.
владеет современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики (ПК-23);
- Знать: современные методики сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики.
- Уметь: пользоваться современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики.
- Владеть: современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики.
владеет современными методиками разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля (ПК-24);
- Знать: современные методики разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля.
- Уметь: пользоваться современными методиками разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля.
- Владеть: современными методиками разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля.