Американская исследовательница Энн Ро выделила восемь групп профессий:
¨ группа сервиса (работники службы быта, официанты и т.п.);
¨ группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний и т.д.);
¨ группа организаторов (администраторы и т.д.);
¨ группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, работники сельского хозяйства и т.п.);
¨ технические профессии;
¨ профессии науки;
¨ профессии культуры;
¨ артистические профессии.
Приводя наиболее общие характеристики личности профессионалов, Ро подчёркивает противопоставление группы гуманитарных и технических профессий по интересу к взаимоотношениям людей.
Аналогичные данные об особенностях личностей профессионалов получены в трудах Дж. Гилфорда, который пришёл к выводу о том, что интересы профессионалов ограничены рамками собственной деятельности. Важнейшим моментом профессионализации личности выступает развитие, упрочение, стабилизация профессиональной мотивации. Этот процесс особенно четко прослеживается в случаях, когда профессия выбирается не на основе ранее сложившегося интереса к содержанию деятельности, а по причинам иного характера. В начальный период работы основные мотивы труда лежат вне профессии как таковой (чаще всего это материальные стимулы). В ходе овладения профессией происходит перестройка мотивационной среды, формируются мотивы, связанные с интересом к процессу труда, его результатам, со стремлением поддержания трудового авторитета и т.д.
Мы впервые обращаемся к психическим процессам профессиональной личности с психолингвистических позиций, учитывающих прежде всего его языковую картину мира, формирующуюся на основе совокупности значений и их отношения к тому целому, в котором они «живут». По сути, овладение профессией – это выявление все большего количества нюансов, отличий, тонкостей, которые закрепляются путем называния, присваивания им имени. А обучение профессии представляет собой накапливание названий и предметов, явлений, стоящих за этими терминами, затем формирование умений это использовать, различать, производить какие-либо действия (в том числе и абстрактно, моделируя и проигрывая какие-то ситуации, заранее прогнозируя результат).
Если общность сознаний коммуникантов, необходимая, по словам Е.Ф. Тарасова, для речевого общения, состоит в общности знаний о мире и общности знаний о языке, а эта общность формируется при присвоении идентичной этнической культуры и при овладении одним и тем же национальным языком (Тарасов 2000: 28), то можно говорить и о необходимости определенной общности для коммуникантов, принадлежащих к разным корпоративным культурам. И если раньше основной причиной затруднения взаимодействия в этой области считалось наличие языков для специальных целей, то обращение к понятию языкового сознания позволяет говорить о том, что при общении представителей разных корпоративных культур следует учитывать сложившиеся образы мира, которые в то же время наряду с профессиональной несут печать и этнокультурной специфики.
Е.В. Харченко