Упанишады
Упанишады – это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк.
Многие упанишады сохранились до наших дней, и на них написаны
комментарии представителей различных школ веданты. Упанишады не следует
воспринимать как однообразные книги – каждый текст связан с той Ведой, в
которой он встречается, и поучения той или иной упанишады зачастую
подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна
или ритуала. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути-прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).
Главные упанишады
Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой
и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные,
или более или менее "канонические" упанишады. Это:
Эти десять упанишад – наиболее важные и
основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к
старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.
Другие упанишады
Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея
(не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления
различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и
представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые
называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными
традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию
статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты
его составления. Современные учёные пытаются установить периоды
составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата
составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно
никакого значения в традиции веданты.
Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике.
Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются
общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в
которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады,
которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных
божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.
Список 108 упанишад в том виде, в каком он приводится в
Муктика-упанишаде, приводится ниже в таблице. Колонка Яджурведы содержит
два ряда в каждом заголовке – тексты Кришнаяджурведы находятся в
верхнем ряду, а тексты Шуклаяджурведы – в нижнем.
108 упанишад
72 упанишады доступны на русском языке, 8 из них переведены специально для сайта http://scriptures.ru / http://upanishads.ru
Комментарии: классификация упанишад на основе их
тематики кажется разумной, и, помимо 10 главных, большинство упанишад,
процитированных самыми ранними комментаторами, подпадает под категорию
саманья-веданты. Однако некоторые упанишады вполне могли бы быть
классифицированы более чем в одной категории. Например, Вараха-упанишада
и Пашупатабрахма-упанишада классифицируются как йога-упанишады, а не
как вайшнава- и шайва- соответственно. Аналогичным образом
Ганапати-упанишада отнесена к шайва-упанишадам, в то время как
Сканда-упанишада – нет. Таким же образом Хамса-упанишада называется
йога-упанишадой, а не саньяса-упанишадой, в то время как Парамахамса
считается саньяса-упанишадой. Точно так же Махавакья-упанишада и
Брахмавидья-упанишада с не меньшим основанием могли бы быть включены в
состав саньяса-упанишад.
В любом случае вполне очевидно большое
перекрывание в тематике "йога-упанишад" и "саньяса-упанишад",
указывающее на тесные связи между практикой йоги и институтом саньясы.
Это также невольно порождает возможность того, что традиционная
ассоциация йоги с философией санкхьи в терминах шести даршан (здесь:
философий) может немного вводить в заблуждение. В этой связи интересно
обратить внимание на то, что наиболее важные тексты по системе йоги
написаны учителями адвайта-веданты, начиная от Шанкары и двигаясь далее
вглубь веков, хотя все эти комментаторы истолковывают йогу более или
менее в терминах санкхьи. Другое интересное наблюдение в этой связи –
то, что адвайта-ведантисты полностью впитали в себя практику йоги как
помощь для медитации и осознания недвойственного Брахмана.
Большая часть вайшнавских (9 из 14), шиваитских (6
из 14) и шактийских (5 из 9) упанишад соотнесены с Атхарваведой. Однако
необходимо отметить, что остальные три Веды также содержат существенную
долю "поздних" текстов упанишад. Три шактийские упанишады относятся к
Ригведе, в то время как в ней нет ни одной вайшнавской и только одна
шиваитская упанишада. Аналогичным образом ни одна шиваитская или
шактийская упанишада не соотнесена с Шуклаяджурведой, но значительное
количество шиваитских (5 из 14) упанишад включено в состав
Кришнаяджурведы. Шактийские упанишады сгруппированы вместе, хотя
некоторые из них учат поклонению Сарасвати, Лакшми или Парвати, а в
других описывается Шричакра-упасана, где Шакти отождествляется скорее с
Самим Брахманом, чем с отдельными шакти таких божеств, как Брахма, Вишну или Шива.
Упанишады, не входящие в список 108 упанишад:
|