ТЕКСТ (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].
ДИСКУ́РС (от позднелат. discursus – рассуждение, довод, беседа), связный текст в совокупности с социокультурными, психологич. и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и в механизмах сознания. Д. – это речь, «погружённая в жизнь». Поэтому термин «Д.», в отличие от термина текст, не применяется к древним и др. текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно.
Д. включает сопровождение речи мимикой, жестами, которое выполняет следующие осн. функции, диктуемые структурой Д.: ритмическую, референтную (т.е. связывающую слова с предметной областью приложения языка), семантическую (напр., мимика и жесты, сопутствующие некоторым значениям), эмоционально-оценочную, функцию воздействия на собеседника (напр., жесты побуждения, убеждения). Д. изучается совм. с соответствующими «формами жизни» (ср. репортаж, интервью, экзаменац. диалог, инструктаж, светская беседа, признание и пр.).
Развитие теории Д. началось в 1960– 1970-х гг. в связи со стремлением вывести синтаксис за пределы предложения, с разработкой теории речевых актов, подходом к речи как к социальному действию, интересом к речевому употреблению и субъективному аспекту речи, общей тенденцией к интеграции гуманитарных исследований. Терминологич. значение слову «Д.» одним из первых придал Э. Бенвенист.
Анализ Д. – междисциплинарная область знания, в которой наряду с лингвистами участвуют социологи, психологи, специалисты по искусственному интеллекту, этнографы, литературоведы семиотич. направления, стилисты и философы.
В социологии Д. интерпретируется как социально обусловленный способ общения людей и понимания ими социальной действительности. М. Фуко в учении об «археологии» и «генеалогии» знания и власти разработал наиболее широкое представление о Д. как некоей общей системе правил производства знания, объясняющей типичные для данного общества и эпохи практики вербального и невербального коммуникативного взаимодействия. «Археология» занимается эмпирич. анализом разнообразных историч. дискурсов, «генеалогия» – их критич. анализом во взаимосвязи с проблемой соотношения в них власти и науч. знания. Нем. авторы вслед за Ю. Хабермасом тяготеют к пониманию Д. как одной из форм коммуникации, как демократич. публичной процедуры достижения рационального согласия на признание общезначимости определённых суждений и форм социального поведения. Хабермас в толковании Д. подчёркивает роль культурных метанорм рациональной аргументации и демократич. ведения публичных дискуссий потому, что считает этот тип рационального соглашения единственно возможной в совр. эпоху формой нравственного согласия между свободными и равными индивидами. |