ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ТЕКСТА
Терминологический минимум: функции языка – репрезентативная, экспрессивная, апеллятивная, контактная, информативная, передача константной информации, выработка новых смыслов, функция памяти.
Функция текста определяется характером и условиями коммуникативной ситуации, в которой посредством дискурса общаются субъект речи (т. е. адресант, или автор, отправитель информации) и адресат (т.е. получатель, реципиент); заметим, что эти «роли» стабильны, когда речь идет о письменной коммуникации. В устном диалоге активная и пассивная роли коммуникантов постоянно чередуются.
Речевая деятельность – один из видов человеческой деятельности, поэтому высказывание (текст) можно представить как действие: «Произнося высказывание, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью (намерением) говорящего, и называется в неориторике и прагматике “речевой акт”, “речевой поступок”, “речевое действие”»[1].
Отправной точкой большинства новейших зарубежных классификаций текстовых функций признается «модель органона» Карла Бюлера (1879–1963).
К. Бюлер выделяет три функции языковых знаков[2]:
- репрезентативную, т.е. функцию представления предметов, положений дел и событий;
- экспрессивную, т.е. функцию выражения внутреннего состояния, эмоций и позиций отправителя;
- апеллятивную, т.е. функцию, с помощью которой отправитель обращается к реципиенту и хочет побудить его к определенным реакциям.
«Круг в середине символизирует конкретный звуковой феномен. Три исходящих от него направления линий призваны показать три различных пути превращения в знак. Стороны врисованного треугольника символизируют эти три пути. Треугольник в некоторых частях занимает меньше пространства, чем круг (принцип абстрактной релевантности). В других частях он выходит за пределы круга, чем указывается, что чувственно данное всегда получает апперцепционное добавление. Группы линий символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. Это – символ в силу своей ориентации на предметы и материальное содержание, симптом (указание) – в силу своей зависимости от посылающего (говорящего), внутреннюю сущность которого он выражает, и сигнал – в силу своего обращения к слушающему, внешнее и внутреннее поведение которого направляется им, как и другими коммуникативными знаками».
В реальной речи крайне редко осуществляется только одна из целей говорящего и, соответственно, выступает один определенный тип речевых актов. Даже в чисто информативном на первый взгляд сообщении о погоде или в метеорологическом прогнозе нередко присутствует более или менее выраженная оценка сообщаемого и эмоции говорящего по этому поводу. Поэтому каждый из основных типов речи (дискурса) может быть соотнесен с несколькими типами речевых актов, которые в нем осуществляются, а следовательно, в каждом типе дискурса реализуется не одна, а сразу несколько целей говорящего.
Цель говорящего (речевое намерение) |
Тип речевого акта (речевого действия) |
Тип речи (дискурса) |
|
Сообщение информации |
Информирующий |
|
Убеждение |
Аргументирующий |
|
Побуждение |
Агитирующий |
|
Поиски смысла |
Эвристический |
|
Оценка (похвала и порицание) |
Эпидейктический |
|
Игровые речевые акты |
Гедонистический |
|
Эмотив |
Поэтический, художественный |
Принято выделять несколько функций текста, каждая из которых производна от речевого намерения (интенции) автора текста. Посредством речевого действия, или текста, субъект речи может: а) психически разгрузить себя (функция самовыражения); б) установить или поддержать контакт с партнерами (контактная функция); в) получить или передать какую-либо информацию (функция информирования); г) побудить партнеров что-либо сделать (функция управления)[3]. Соответственно этому принято говорить о следующих функциях текста:
1) информативная функция. Отправитель дает понять адресату, что хочет передать ему новое знание, проинформировать его о чем-то. Это речевое намерение (речевая интенция) может быть обозначено словом (в этом случае используется перформативный глагол сообщаю, информирую, уведомляю и др.) или остаться невыраженным, только подразумеваться. Наиболее явно информативная функция представлена в газетных, радио- и телевизионных новостях;
2) апеллятивная функция. Отправитель дает понять реципиенту, что хочет побудить его занять определенную позицию по отношению к предмету (воздействие на мнение) и / или совершить определенное действие (воздействие на поведение). О явном речевом намерении этого типа свидетельствуют глаголы приказываю, советую, рекомендую и др. Апеллятивная функция характерна для рекламных текстов, политических комментариев, рецептов, инструкций;
3) функция возложения (принятия на себя) обязанностей. Отправитель дает понять получателю текста, что обязуется совершить определенное действие. В список перформативных глаголов входят обещаю, гарантирую, клянусь и т. д. Соответствующие письменные тексты – это договоры, гарантийные письма, соглашения и т.п.;
4) контактная функция. В данном случае речь идет о личных отношениях, в частности об установлении и поддержании живых человеческих контактов. Перформативные глаголы: благодарю, сожалею, приветствую, прошу извинения <…>. Виды письменных текстов – личные письма, поздравительные открытки, записки;
5) декларативная функция. Отправитель дает понять реципиенту, что данный текст создает новую реальность, что (успешное) произнесение текста означает установление определенного положения дел. Функция характерна для завещаний, назначений на должность, судебных решений, передачи полномочий и т. д. «Сюда же относятся записи в студенческой зачетной книжке».
Ю. М. Лотман[4] выделяет три основные функции текста.
Первая функция – это передача константной информации. Она лежит на поверхности и легко схватывается наиболее простыми методами анализа. Идеальный текст в данном случае предстает как сообщение, зашифрованное одним языком и, следовательно, одноканальное, внутренне однородное и моноструктурное. Текст здесь выполняет роль вместилища некоторого неизменного смысла. В идеале этот смысл – дотекстовое сообщение, реализуемое лишь в тексте, – остается инвариантным при всех трансформациях текста: информационное содержание не меняется ни качественно, ни в объеме. Адресат декодирует текст и получает исходное сообщение. Понятно, что в этом случае код, которым адресант кодирует текст, и код, который используется адресатом для расшифровки сообщения, – один и тот же.
Ценность всей системы определяется тем, насколько эффективно текст – без потерь и искажений – передается от отправителя к получателю. То есть вся система ориентирована на максимальное понимание, а всякое несовпадение между кодом говорящего и слушающего – это источник непонимания, который поэтому рассматривается как помеха.
Говоря о первой функции текста, можно заключить, что текст здесь – лишь пассивный носитель информации, лишь посредник между отправителем и получателем; его главная задача – донести без потерь и изменений некоторый смысл, который в абстракции предполагается существующим еще до текста. Оперирующих сообщением интересует именно содержание, остальное как бы не замечается. В структурном отношении текст в данном его аспекте выступает как реализация, как воплощение языка: все, что несущественно для языка, является в тексте случайным и не может быть носителем смысла.
Вторая функция текста – выработка новых смыслов. Ей Ю. М. Лотман уделяет основное внимание в своих трудах. Именно смыслопорождение и его механизмы выступают средством развития культуры и ее двигателем. В этом аспекте текст перестает быть лишь пассивным звеном передачи некоторой константной информации. Он превращается в генератор новых смыслов, а значит, главным его свойством становится активность. Если в первом случае разница между исходным и конечным сообщением возможна лишь в результате помех в канале связи и воспринимается как техническое несовершенство системы, то во втором она составляет самое сущность работы текста как смыслового генератора. То, что с первой точки зрения, дефект, со второй – норма, и наоборот. Понятно, что во втором случае механизм работы текста будет устроен принципиально иначе.
В процессе движения текста от передающего к принимающему происходит нетривиальный сдвиг значения, результатом которого становится образование нового сообщения. Нетривиальным Ю. М. Лотман называет такой сдвиг значения, который «...однозначно непредсказуем и не задан определенным алгоритмом трансформации текста». Таким образом, новые тексты – это тексты «незакономерные», с точки зрения существующих уже правил, «неправильные». В общей культурной перспективе, однако, именно они предстают как полезные и необходимые, поскольку выступают носителями новой информации, которую еще предстоит расшифровать. В отношении таких текстов действует презумпция осмысленности, а потому на их основе могут быть в дальнейшем сформулированы правила образования высказываний.
Важным свойством во втором случае функционирования текста становится тот факт, что передающий и принимающий пользуются различными кодами – пересекающимися, но отнюдь не идентичными. Различие необходимо, так как оно делает желательным сам факт контакта. Некоторая степень сходства же обусловливает саму возможность общения, так как при абсолютном различии никакое общение невозможно. Итак, между кодом исходного текста и кодом перевода не существует однозначного соответствия, что ставит под вопрос саму возможность идентичного перевода. Перевод в этом случае будет носить характер условной эквивалентности. А это значит, что текст, получающийся в результате перевода, будет в определенном отношении предсказуем, но одновременно и непредсказуем. Тем самым исключается возможность получить исходный текст посредством обратного перевода, что при дальнейшем функционировании текста ведет к нарастанию смыслов.
Наконец, третья функция текста – функция памяти. Текст не только генератор новых смыслов, но и конденсатор культурной памяти. Более того, текст в первую очередь наиболее сложные его образцы, обладает способностью сохранять память о своих контекстах. Если бы этой способности не было, текст оставался бы в сознании воспринимающего сознания только самим собой, и прошлое представлялось бы нам мозаикой несвязных отрывков. Но для воспринимающего текст – всегда часть реконструируемого целостного значения. В сознании современного читателя шекспировский «Гамлет» – это не только само произведение, но и дополнительное его измерение, воплощенное в театральных постановках и экранизациях, о которых известно читателю. Сумма контекстов, в которых определенный текст приобретает осмысленность и которые определенным образом заложены в его смысловом потенциале, может быть названа памятью текста. Это создаваемое текстом вокруг себя смысловое пространство, семиосфера, которая является подвижным образованием, меняющимся в зависимости от того, какие культурные коды актуальны на данном историческом этапе.
Взаимодействие текста с культурной традицией актуализирует его смысл в рамках некоторого инварианта, позволяющего говорить, что текст в контексте новой эпохи сохраняет при всей вариативности истолкований идентичность самому себе. Особенно ярким примером творческой способности памяти является память искусства. Сложность и принципиальная многозначность художественного произведения создают каждый раз предпосылки для нового его восприятия.
Память текста не является пассивным хранилищем, а составляет часть его смыслообразующего механизма.
Что же касается определения конечного числа текстовых функций, то в этом вопросе ученые не пришли к единому мнению.
Литература
- Бюлер К. Теория языка // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. В 2-х т. Т. 2. – М., 1960.
- Валгина Н. С. Теория текста. – М., 2003.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
- Лотман Ю. М. Три функции текста // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. I. – Таллин, 1993.
- Михальская А. К. Основы риторики. – М., 1996.
- Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб., 2003. – С. 149–151.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Отнесите данные тексты по:
- цели говорящего (речевое намерение),
- типу речевого акта (речевого действия),
- типу речи (дискурса).
А)
В огромном супермаркере Борису Нелокаичу
Показывали вайзоры, кондомеры, гарпункели,
Потрясные блин-глюкены, отличные фуфлоеры,
а также джинсы с тоником, хай-фай и почечуй.
Показывали блееры, вылазеры и плюеры,
сосисэджи, сарделинги, потаты и моркоуфели,
пластмассерные блюдинги, рисованные гномиксы,
хухоумы, мумаузы, пятьсот сортов яиц.
Борису Нелокаичу показывали мойкеры,
Ухватистые шайкеры, захватистые дюдеры,
компотеры, плей-бодеры, люлякеры-кебаберы,
горячие собакеры, холодный банкен-бир.
Показывали разные девайсы и бутлегеры,
кинсайзы, голопоптеры, невспейпоры и прочее.
И Борис Нелокаеvitch поклялся, что на родине
такой же цукермаркерет народу возведёт!
А. Левин
Б)
На нашем предприятии ценят и уважают труд обычных рядовых работников, это выражается в довольно высоком уровне оплаты труда, развитой системе премирования на предприятии, заботе о сотрудниках, вышедших на пенсию и т. д. Дорогие соискатели! Мы ждем Вас! Поверьте – мы нуждаемся в Вашем труде и профессионализме. Взамен мы предложим Вам достойный уровень жизни, комфортные условия труда и перспективу карьерного роста. Сделайте же первый шаг навстречу своей удаче!
В)
Уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня отметить пятилетний юбилей нашей фирмы. Многое хочется сказать в этот день о фирме, ее успехах и достижениях, но главное, о чем следует говорить сейчас – это дружный и талантливый коллектив, благодаря которому и существует наше «дело» все это время, без которого у нас бы не было счастливой возможности собраться вместе и поговорить о профессиональных достижениях и просто хороших людях. Поздравляю всех присутствующих работников с юбилеем нашего предприятия, благодарю коллектив за добросовестный труд и выражаю надежду на дальнейшую успешную работу в нашей отрасли!
Г)
Переломанные ребра? Синяки ноги от ударов? Порванная одежда? Поруганное самолюбие? А что Вы хотите – «час пик»! И никто никуда не жалуется, а куда жаловаться-то? Президенту или в международный суд? Метрополитен у нас один, другого вроде бы не предвидится, а значит, смирись и отчаянно пытайся выжить, занимайся своей безопасностью самостоятельно – купи себе каску на голову, чтобы защитить ее от ударов таких же пассажиров, как и ты, обзаведись бронежилетом или на худой конец корсетом для сохранности ребер; в уши придется напихать побольше ваты, чтобы не ранить свой нежный изысканный слух отборной трехэтажной бранью таких же пассажиров, как и ты. Вот именно в таком виде и нужно ездить в метро сегодня.
Д)
Игорь, я узнала, что ты не хочешь продолжать обучение в институте. Твой поступок ужасно поразил меня, я не могу спать, есть и работать – я не могу нормально жить. Неужели ты забыл, как трудно далось нам твое поступление в институт четыре года назад? Вспомни, как вся наша семья перебивалась с хлеба на воду только для того, что бы ты имел возможность заниматься у репетиторов, посещать платные подготовительные курсы. При отсутствии высшего образования ты не сможешь занимать руководящие должности, вряд ли сможешь рассчитывать на ощутимый карьерный рост, а значит, ты обрекаешь себя на довольно средний уровень материального достатка. Игорь! Я очень надеюсь на твой здравый смысл и рассчитываю, что ты изменишь свое мнение по поводу отказа от дальнейшей учебы. Ты всегда был не глупым человеком, что, я думаю, позволит тебе придти к единственно верному решению – продолжить обучение в институте.
Е)
В преддверии своего 95-летнего юбилея саратовский ТЮЗ объявил конкурс детского рисунка. Он так и называется – «Мой любимый ТЮЗ». Принять участие в нем могут дети до 14 лет. Конкурс продлится с 1 по 30 сентября. Лучшие работы будут выставлены в фойе театра, а победителей ждет торжественное награждение на сцене ТЮЗа в день его юбилея, 4 октября. Рисунки могут быть выполнены на любом материале (ватман, картон, холст) и в любой технике рисования (масло, акварель, цветные карандаши). Не рассматриваются копии, компьютерная графика и распечатанные с помощью технических средств работы. Каждый участник может представить на конкурс только один рисунок.
Задание 2. Определите функции текста. Сведите содержание рассказа к одному предложению.
В школе было темно, и начальная школа не училась из-за морозов уже давно. Настя зашла в гардероб, и первый раз за всю свою жизнь она задумалась о воровстве. Она вспомнила слова папы о том, что каждый должен зарабатывать таким путём, каким может, слова мамы, что воровство – это когда берешь что-то большое. И тут она поняла, если и найдет у кого десятки в карманах, то десятка это не так уже и много. В раздевалке было немного человек: группа одиннадцатиклассников о чем-то оживленно разговаривали. «Ну, кажется, никто не заметит», – решила про себя Настя и быстро запустила руку в куртку с меховым воротником. Там были и ключи и губная помада, кстати, мелочь тоже была. Она вытащила несколько монет, открыла свой голубенький портфель и быстро их бросила, потом она решила обшарить розовую куртку с красивой вышивкой на рукаве, она опустила пальцы в маленький кармашек и нашла там двадцать рублей. И тогда она задумалась ведь двадцать рублей, это не десять, это больше, но сразу отогнала от себя эту мысль, так как рядом послышался стук каблуков, она бросила двадцать рублей в свой карман и побежала к выходу. В классе была лишь Юля, дежурная, Юля поливала цветы и протирала парты.
- Привет, Юля, – улыбнулась Настя и побежала к ней, чтобы её обнять.
- Настяяяя, – радостно прокричала Юля, она заметила покрасневшее лицо Насти и хотела поинтересоваться, не температура ли у неё, но тут же про это забыла.
- Юль, я всё надеялась, что мы сегодня учиться не будем, – сказала как-то рассеянно Настя.
- Да, что ты, Насть, мы же седьмой класс, мы уже взрослые, так вряд ли нам отменят уроки. Хотя, если честно, я тоже об этом вчера думала, что может быть отменят…. Как, Насть, твоя мама, – поинтересовалась Юля, – я всё забывала спросить, кем она у тебя работает на сей раз.
Настя опустила глаза и еле слышно прошептала:
- Она сейчас никем не работает, её, знаешь, уволили и она..., – Настя вздохнула и посмотрела в окно, – всё найти не может новую работу.
Юля сделала искреннее выражение сочувствия и стала утешать Настю. Хотя её не интересовали ничьи проблемы, а сочувствие она успешно выработала с класса пятого.
Уроки прошли быстро и ребят отпустили с последнего урока: заболела учительница истории. Радостно загалдевший 7“б” с криком и со смехом побежал по лестнице к раздевалке.
Светлана Максимовна, медленно поднимавшаяся по лестнице, заметила класс, как положено, отчитала всех крикунов и попросила через несколько минут подняться Настю.
Настя не думала ни о чём, по крайней мере, её лицо не выражало никакого удивления, почему её вызвали. Она попрощалась с Юлей и резвым шагом прыгала по ступенькам до класса.
- Светлана Максимовна, вы звали, – сказала Настя и нерешительно вошла в класс.
- Да, Настя, заходи, только дверь закрой. Я все понимаю, что у вас в семье финансовые трудности, кстати, как там мамочка: нашла работу?
Настя опустила глаза и прошептала:
- Светлана Максимовна, и мамку и папку обоих уволили, – она неуверенно провела ножкой по полу и, не поднимая глаз, смотрела в пол.
- По-ни-маю, но не мне же сдавать за тебя в фонд класса и школы, – Светлана Максимовна надела очки и встала из-за стола и начала стирать с доски мел.
- Светлана Максимовна, мы найдем деньги и заплатим, я обещаю, я бабушку попрошу, – звонко проговорила Настя, делая акцент, на слове бабушка.
- Насть, я надеюсь, ты занеси мне через недельку, это последний срок.
Настя шла по улице, пинала снег, обдумывала свою жизнь. «Придется по-крупному брать, – решила Настя, – Бабушку жалко, у бабушки пенсия, значит, остается одно….»
Настя доехала на автобусе, и побежала домой. Папа и мама опять ссорились, и, кстати, есть-то, было нечего.
- Насть, ты купи вермишельку нам с папой, мы сегодня ещё ничего не ели, я у соседа нашего пятьдесят рублей заняла. Купи, знаешь вермишель рублей на двадцать пять и гречку, если хватит.
Так продолжалось долгое время, Настя училась, брала по-крупному, и после школы приходила домой. Теперь соседи отказывались занимать, а мама и папа были не против того, что Настя им помогала.
В один день позвонила классная Насти Светлана Максимовна. И сообщила, что Настя стала хуже учиться и то, что Настя начала воровать. Мама позвала Настю.
- Насть. Я знаю, что денег нет, но зачем воровать.
Настя удивленно посмотрела на маму, её голубые глаза стали какого-то грязного цвета, волосы больше не казались золотыми при солнечном свете.
- Мам, что же мы есть-то, будем, Мам?
Тут пришел папа, он всё слышал. Он взял маму за руку и резко проговорил:
- Маш, пойдем нам работу искать, не наше это дело. (Е. Студенихина. В школе)
Контрольные вопросы
- Какие функции доминируют в текстах разных стилей?
- Какие цели говорящего можно выделить в дискурсе?
- Какие типы речевых актов существуют? Как они соотносятся с типом речи?
- Какие функции языковых знаков выделяют К. Бюлер?
- Определите понятия «коммуникативное намерение», «коммуникативная (речевая) стратегия», «коммуникативная (речевая) тактика»; установите их соотношение.
- Назовите речевые тактики, выделенные Т. ван Дейком.
- Назовите и охарактеризуйте известные в науке речевые стратегии и тактики.
[1] Михальская А. К. Основы риторики. – М., 1996.
[2] Бюлер К. Теория языка // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. В 2-х т. Т. 2. – М., 1960. – С. 25.
[3] Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб., 2003. – С. 149–151.
[4] Лотман Ю. М. Три функции текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. I. – Таллин, 1993.