ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Пятница, 13.06.2025, 04:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Тема 3.РегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИЯ ТЕКСТА КАК ВЫСКАЗЫВАНИЯ М. М. БАХТИНА

 

Терминологический минимум: адресованность, высказывание, завершенность, смена речевых субъектов, речевой замысел говорящего, смысл, исчерпанность.

 

Диалогическая природа высказывания (текста) реализуется как в короткой (однословной) реплике бытового диалога, так и в объемном тексте, представляющем собой многотомный роман или научный трактат.

 По мнению Михаила Михайловича Бахтина (1895–1975), текст как высказывание есть «субъективное отражение объективного мира – выражение сознания, что-то отражающего» и, как таковой, текст является «исходной точкой всякой гуманитарной дисциплины»[1]. Именно текст как высказывание является «первичной данностью (реальностью)», из которой только и могут исходить гуманитарные науки, поэтому «диалогические отношения – это отношения (смысловые) между всякими высказываниями в речевом общении». «Книга, т.е. печатное речевое выступление, также является элементом речевого общения... (которое) на что-то отвечает, что-то опровергает, что-то подтверждает, предвосхищает возможные ответы и опровержения, ищет поддержки и пр.»[2].

 Можно утверждать, что гуманитарные исследования направлены «на мысли о мыслях, на слова о словах, на тексты о текстах». Специфика же гуманитарного мышления заключается в исследовании «диалога особого вида» между текстом анализируемым и текстом в становлении, между «высказыванием» существующим и «высказыванием», создаваемым в ответ на первое. При этом каждый раз происходит как бы «встреча двух текстов – готового и создаваемого реагирующего текста, следовательно, встреча двух субъектов, двух авторов».

 Учитывая, что наша мысль рождается и формируется в процессе взаимодействия и борьбы с чужими мыслями, любое высказывание (в том числе, и литературное произведение) наполнено так называемыми «диалогическими обертонами».

 Таким образом, подчеркивает М. М. Бахтин, текст как высказывание является отправным моментом любого исследования в гуманитарных науках: «каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст». Многие дисциплины, среди которых ученый называет филологию и лингвистику, опираются, прежде всего, на тексты, рассматривают их с различных сторон, делая акцент на изучении истории, общества, литературы и т.д. В гуманитарных науках исследователь имеет дело исключительно с текстами: он изучает «конкретные формы текстов и конкретные условия жизни текстов, их взаимоотношения и взаимодействия».

 Специфику текста как высказывания составляют две его стороны («два полюса текста») – система языка и «неповторимое событие текста». Поэтому высказывание, согласно М. М. Бахтину, должно изучаться «в пограничных сферах», на стыках и пересечениях лингвистики, филологии и литературоведения, а работа исследователя не может ограничиваться анализом в рамках только одной из этих дисциплин. Именно с этих позиций нужно разрабатывать «теорию текста» как высказывания, представляющего собой в широком смысле «связный знаковый комплекс», который можно сравнить с произведением искусства, с которым имеет дело искусствоведение – музыковедение, теория и история изобразительных искусств.

 Чисто лингвистический анализ высказывания, утверждает М. М. Бахтин, неэффективен, т.к. «текст не вещь, а поэтому второе сознание, сознание воспринимающего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать». «Всякий текст имеет субъекта, автора (говорящего, пишущего)», даже если лингвистический анализ может в известных пределах и вовсе отвлечься от авторства. Бахтин понимает высказывание (речевое произведение) как «неповторимое, исторически единственное индивидуальное целое». Наука может иметь дело с такими абсолютно неповторимыми индивидуальностями, как высказывания, они не выходят за границы обобщающего познания.

 Решение этой проблемы Бахтин видит в качественно новом подходе: поскольку отправной точкой всякой гуманитарной дисциплины являются высказывания (тексты) как неповторимые единичности, их исследование может осуществляться только в рамках новой научной дисциплины – металингвистики, которую ученый планировал разработать.

В концепции Бахтина высказывание выступает реальной единицей речевого общения. Высказывания могут иметь разный объем, но характеризующие их существенные конститутивные признаки остаются неизменными: «Как ни различны высказывания по своему объему, по своему содержанию, по своему композиционному построению, они обладают как единицы речевого общения общими структурными особенностями, и прежде всего совершенно четкими границами». Важнейшей характеристикой высказывания является «смена речевых субъектов»: «Границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов, то есть сменой говорящих. Всякое высказывание – от короткой (однословной) реплики бытового диалога и до большого романа или научного трактата – имеет, так сказать, абсолютное начало и абсолютный конец: до его начала – высказывания других, после его окончания – ответные высказывания других (или хотя бы молчаливое активно ответное понимание другого, или, наконец, ответное действие, основанное на таком понимании)».

 Смена речевых субъектов может принимать различные формы: от самой простой в обычном диалоге, где реплики собеседников сменяют друг друга, до самой сложной в письменных произведениях. «Сложные по своему построению и специализированные произведения различных научных и художественных жанров при всем их отличии от реплик диалога по своей природе являются такими же единицами речевого общения: они так же четко отграничены сменой речевых субъектов...». Они отличаются от произведений предшественников, на которые автор опирается, от других произведений того же направления, от произведений враждебных направлений, с которыми автор борется, и т.п. Но во всех этих случаях текст как высказывание имеет и автора и адресата, который может быть «дифференцированным коллективом специалистов какой-нибудь специальной области культурного общения, может быть более или менее дифференцированной публикой, народом, современниками, единомышленниками, противниками и врагами ...». Таким образом, высказывание всегда «обрамлено и отграничено сменой речевых субъектов и оно непосредственно отражает внесловесную действительность (ситуацию)».

 Другой важнейшей характеристикой высказывания является его завершенность, т.е. «возможность ответить на него, точнее и шире – занять в отношении его ответную позицию». Эта завершенная целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя моментами (или факторами), неразрывно связанными в органическом целом высказывания:

 1) предметно-смысловой исчерпанностью;

 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего;

 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения».

 Речевой замысел говорящего имеет большое значение для определения природы высказывания. Наличие авторского замысла и его осуществление рассматриваются Бахтиным как два момента, определяющие текст как высказывание. Замысел речевого субъекта (или автора) определяет «целое высказывание», его объем, его границы, а также выбор языковых средств и «той жанровой формы, в которой будет строиться высказывание».

 С речевым замыслом неразрывно связан другой момент, определяющий завершенность высказывания – его предметно-смысловая исчерпанность. Сам по себе сюжет может быть неисчерпаемым, «но, становясь темой высказывания (например, научной работы), он получает относительную завершенность в определенных условиях. ...Мы представляем себе, что хочет сказать говорящий, и этим речевым замыслом, этой речевой волей (как мы ее понимаем) мы и измеряем завершенность высказывания».

 Высказывание передает «субъективное эмоционально оценивающее отношение автора к предметно-смысловому содержанию высказывания».

 Таким образом, по Бахтину, «замысел, представляющий собой субъективный момент высказывания, сочетается в неразрывное единство с объективной предметно-смысловой стороной его».

 Любое высказывание имеет конкретный смысл, под которым исследователь понимает его содержание. Это главная особенность высказывания как единицы речевого общения, отличающая его от слов и предложений как единиц языка. Смысл интегрирует, с одной стороны, формальные языковые элементы (слова, без которых текст не может существовать), а с другой, – экстралингвистическую реальность (конкретную реальную действительность). Значения слов, которые составляют высказывания, актуализируются в реальных условиях речевого общения («значения слов отнесены к определенной реальной действительности в определенных же реальных условиях речевого общения»).

Еще одним важным конститутивным признаком высказывания является, по мнению русского ученого, экспрессивная интонация, которая обозначается на письме пунктуацией. Слова и предложения, будучи единицами языка, лишены экспрессивной интонации. Если отдельное слово (предложение) произносится с экспрессивной интонацией, то это уже не языковая единица, а единица вербальной коммуникации, «законченное высказывание, выраженное одним словом» (предложением).

 Другой характерный признак высказывания – обращенность к кому-либо или адресованность. Любое высказывание, считает Бахтин, имеет автора и адресата, поэтому в процессе коммуникации, строя свое высказывание, автор должен иметь в виду того, к кому он обращается, учитывать «его взгляды и убеждения, его предубеждения», его осведомленность в ситуации, его знания предмета, о котором идет речь и т.д.

 Язык как система, пишет в этой связи Бахтин, обладает громадным запасом чисто языковых средств для выражения формальной обращенности: лексическими средствами, морфологическими, синтаксическими. Но действительную обращенность они приобретают только в целом конкретного высказывания. Их может и вовсе не быть, а высказывание при этом может очень остро отражать влияние адресата и его предвосхищаемой ответной реакции.

 

Литература

 

  1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. – С. 464–488.
  2. Бахтин М. М. (Под маской). – М., 2000. – С. 229–230.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Сделать конспект фрагмента статьи М. М. Бахтина по источнику: Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. – С. 464–488.

 

Контрольные вопросы

 

  1. В чем реализуется диалогическая природа высказывания (текста), по мнению М.М. Бахтина?
  2. Что такое текст как высказывание?
  3. Почему текст изучается всеми гуманитарными науками?
  4. Каковы два полюса текста?
  5. Почему малоэффективен чисто лингвистический анализ текста?
  6. Каковы существенные конститутивные признаки высказывания? Охарактеризуйте каждый признак.

 

 

 

[1] Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. – С. 464–488.

[2] Бахтин М. М. (Под маской). – М., 2000. – С. 229–230.

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz