ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИЯ ТЕКСТА КАК ВЫСКАЗЫВАНИЯ М. М. БАХТИНА
Терминологический минимум: адресованность, высказывание, завершенность, смена речевых субъектов, речевой замысел говорящего, смысл, исчерпанность.
Диалогическая природа высказывания (текста) реализуется как в короткой (однословной) реплике бытового диалога, так и в объемном тексте, представляющем собой многотомный роман или научный трактат.
По мнению Михаила Михайловича Бахтина (1895–1975), текст как высказывание есть «субъективное отражение объективного мира – выражение сознания, что-то отражающего» и, как таковой, текст является «исходной точкой всякой гуманитарной дисциплины»[1]. Именно текст как высказывание является «первичной данностью (реальностью)», из которой только и могут исходить гуманитарные науки, поэтому «диалогические отношения – это отношения (смысловые) между всякими высказываниями в речевом общении». «Книга, т.е. печатное речевое выступление, также является элементом речевого общения... (которое) на что-то отвечает, что-то опровергает, что-то подтверждает, предвосхищает возможные ответы и опровержения, ищет поддержки и пр.»[2].
Можно утверждать, что гуманитарные исследования направлены «на мысли о мыслях, на слова о словах, на тексты о текстах». Специфика же гуманитарного мышления заключается в исследовании «диалога особого вида» между текстом анализируемым и текстом в становлении, между «высказыванием» существующим и «высказыванием», создаваемым в ответ на первое. При этом каждый раз происходит как бы «встреча двух текстов – готового и создаваемого реагирующего текста, следовательно, встреча двух субъектов, двух авторов».
Учитывая, что наша мысль рождается и формируется в процессе взаимодействия и борьбы с чужими мыслями, любое высказывание (в том числе, и литературное произведение) наполнено так называемыми «диалогическими обертонами».
Таким образом, подчеркивает М. М. Бахтин, текст как высказывание является отправным моментом любого исследования в гуманитарных науках: «каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст». Многие дисциплины, среди которых ученый называет филологию и лингвистику, опираются, прежде всего, на тексты, рассматривают их с различных сторон, делая акцент на изучении истории, общества, литературы и т.д. В гуманитарных науках исследователь имеет дело исключительно с текстами: он изучает «конкретные формы текстов и конкретные условия жизни текстов, их взаимоотношения и взаимодействия».
Специфику текста как высказывания составляют две его стороны («два полюса текста») – система языка и «неповторимое событие текста». Поэтому высказывание, согласно М. М. Бахтину, должно изучаться «в пограничных сферах», на стыках и пересечениях лингвистики, филологии и литературоведения, а работа исследователя не может ограничиваться анализом в рамках только одной из этих дисциплин. Именно с этих позиций нужно разрабатывать «теорию текста» как высказывания, представляющего собой в широком смысле «связный знаковый комплекс», который можно сравнить с произведением искусства, с которым имеет дело искусствоведение – музыковедение, теория и история изобразительных искусств.
Чисто лингвистический анализ высказывания, утверждает М. М. Бахтин, неэффективен, т.к. «текст не вещь, а поэтому второе сознание, сознание воспринимающего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать». «Всякий текст имеет субъекта, автора (говорящего, пишущего)», даже если лингвистический анализ может в известных пределах и вовсе отвлечься от авторства. Бахтин понимает высказывание (речевое произведение) как «неповторимое, исторически единственное индивидуальное целое». Наука может иметь дело с такими абсолютно неповторимыми индивидуальностями, как высказывания, они не выходят за границы обобщающего познания.
Решение этой проблемы Бахтин видит в качественно новом подходе: поскольку отправной точкой всякой гуманитарной дисциплины являются высказывания (тексты) как неповторимые единичности, их исследование может осуществляться только в рамках новой научной дисциплины – металингвистики, которую ученый планировал разработать.
В концепции Бахтина высказывание выступает реальной единицей речевого общения. Высказывания могут иметь разный объем, но характеризующие их существенные конститутивные признаки остаются неизменными: «Как ни различны высказывания по своему объему, по своему содержанию, по своему композиционному построению, они обладают как единицы речевого общения общими структурными особенностями, и прежде всего совершенно четкими границами». Важнейшей характеристикой высказывания является «смена речевых субъектов»: «Границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов, то есть сменой говорящих. Всякое высказывание – от короткой (однословной) реплики бытового диалога и до большого романа или научного трактата – имеет, так сказать, абсолютное начало и абсолютный конец: до его начала – высказывания других, после его окончания – ответные высказывания других (или хотя бы молчаливое активно ответное понимание другого, или, наконец, ответное действие, основанное на таком понимании)».
Смена речевых субъектов может принимать различные формы: от самой простой в обычном диалоге, где реплики собеседников сменяют друг друга, до самой сложной в письменных произведениях. «Сложные по своему построению и специализированные произведения различных научных и художественных жанров при всем их отличии от реплик диалога по своей природе являются такими же единицами речевого общения: они так же четко отграничены сменой речевых субъектов...». Они отличаются от произведений предшественников, на которые автор опирается, от других произведений того же направления, от произведений враждебных направлений, с которыми автор борется, и т.п. Но во всех этих случаях текст как высказывание имеет и автора и адресата, который может быть «дифференцированным коллективом специалистов какой-нибудь специальной области культурного общения, может быть более или менее дифференцированной публикой, народом, современниками, единомышленниками, противниками и врагами ...». Таким образом, высказывание всегда «обрамлено и отграничено сменой речевых субъектов и оно непосредственно отражает внесловесную действительность (ситуацию)».
Другой важнейшей характеристикой высказывания является его завершенность, т.е. «возможность ответить на него, точнее и шире – занять в отношении его ответную позицию». Эта завершенная целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя моментами (или факторами), неразрывно связанными в органическом целом высказывания:
1) предметно-смысловой исчерпанностью;
2) речевым замыслом или речевой волей говорящего;
3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения».
Речевой замысел говорящего имеет большое значение для определения природы высказывания. Наличие авторского замысла и его осуществление рассматриваются Бахтиным как два момента, определяющие текст как высказывание. Замысел речевого субъекта (или автора) определяет «целое высказывание», его объем, его границы, а также выбор языковых средств и «той жанровой формы, в которой будет строиться высказывание».
С речевым замыслом неразрывно связан другой момент, определяющий завершенность высказывания – его предметно-смысловая исчерпанность. Сам по себе сюжет может быть неисчерпаемым, «но, становясь темой высказывания (например, научной работы), он получает относительную завершенность в определенных условиях. ...Мы представляем себе, что хочет сказать говорящий, и этим речевым замыслом, этой речевой волей (как мы ее понимаем) мы и измеряем завершенность высказывания».
Высказывание передает «субъективное эмоционально оценивающее отношение автора к предметно-смысловому содержанию высказывания».
Таким образом, по Бахтину, «замысел, представляющий собой субъективный момент высказывания, сочетается в неразрывное единство с объективной предметно-смысловой стороной его».
Любое высказывание имеет конкретный смысл, под которым исследователь понимает его содержание. Это главная особенность высказывания как единицы речевого общения, отличающая его от слов и предложений как единиц языка. Смысл интегрирует, с одной стороны, формальные языковые элементы (слова, без которых текст не может существовать), а с другой, – экстралингвистическую реальность (конкретную реальную действительность). Значения слов, которые составляют высказывания, актуализируются в реальных условиях речевого общения («значения слов отнесены к определенной реальной действительности в определенных же реальных условиях речевого общения»).
Еще одним важным конститутивным признаком высказывания является, по мнению русского ученого, экспрессивная интонация, которая обозначается на письме пунктуацией. Слова и предложения, будучи единицами языка, лишены экспрессивной интонации. Если отдельное слово (предложение) произносится с экспрессивной интонацией, то это уже не языковая единица, а единица вербальной коммуникации, «законченное высказывание, выраженное одним словом» (предложением).
Другой характерный признак высказывания – обращенность к кому-либо или адресованность. Любое высказывание, считает Бахтин, имеет автора и адресата, поэтому в процессе коммуникации, строя свое высказывание, автор должен иметь в виду того, к кому он обращается, учитывать «его взгляды и убеждения, его предубеждения», его осведомленность в ситуации, его знания предмета, о котором идет речь и т.д.
Язык как система, пишет в этой связи Бахтин, обладает громадным запасом чисто языковых средств для выражения формальной обращенности: лексическими средствами, морфологическими, синтаксическими. Но действительную обращенность они приобретают только в целом конкретного высказывания. Их может и вовсе не быть, а высказывание при этом может очень остро отражать влияние адресата и его предвосхищаемой ответной реакции.
Литература
- Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. – С. 464–488.
- Бахтин М. М. (Под маской). – М., 2000. – С. 229–230.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Сделать конспект фрагмента статьи М. М. Бахтина по источнику: Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. – С. 464–488.
Контрольные вопросы
- В чем реализуется диалогическая природа высказывания (текста), по мнению М.М. Бахтина?
- Что такое текст как высказывание?
- Почему текст изучается всеми гуманитарными науками?
- Каковы два полюса текста?
- Почему малоэффективен чисто лингвистический анализ текста?
- Каковы существенные конститутивные признаки высказывания? Охарактеризуйте каждый признак.