ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Терминологический минимум: функции языка, коммуникация, биологизм в языкознании, общественное сознание, средство общения.
Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. В истории языкознания сущность языка трактовалась в различных аспектах:
- язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека. «Языки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высшие из всех, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что все они классифицируются на роды, виды, подвиды и т. д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам», – писал Август Шлейхер (1821–1868) в работе «Немецкий язык». «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки все более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб»[1];
- язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа. «Язык, – писал Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), – представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли»[2];
- язык есть явление психосоциальное, имеющее, по словам И.А. Бодуэна де Куртенэ, «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психическое» существование, при котором индивидуальное является одновременно и общим, общечеловеческим;
- язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. «Он есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять. Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива», – писал Фердинанд де Соссюр[3] (1857–1913).
Разными учеными язык понимается как явление биологическое (или природное), как явление психическое (индивидуальное), как явление социальное (общественное).
Человеческий язык – явление необычайно многогранное. Как научный объект его необходимо рассматривать в разных аспектах: как он устроен, в каком соотношении находятся его элементы (структурно-системные отношения), как влияет на язык внешняя среда, почему язык изменяется, развивается, каковы функции языка и формы его существования. Такое системное и многоаспектное исследование языка как научного объекта позволяет выяснить, в чем сущность языка, каково главное его свойство.
Любой язык мира выступает как средство общения людей. И то, что язык есть средство общения, коммуникации, как раз и является основным его свойством.
В истории человечества известны различные средства общение людей без звукового языка: условные сочетания ударов в тамтамы, ударов в гонги, использование деревянных и костяных свистков, используются разнообразные мелодические свисты. Известны порох, воздушные змеи с условной раскраской, дым костра, окрашивание горного ручья, мельницы и флажной семафор, язык жестов глухонемых, язык шепота, язык выкриков т.д.
Все эти средства связи созданы на основе перекодирования естественной речи. Язык оказывается универсальной знаковой матрицей, на которой можно вторично построить практически неограниченное число самых разнообразных информационных систем.
Определенные чувства, эмоции можно передать и посредством музыки, живописи. Но общение с помощью подобных эстетических ценностей не есть коммуникация в строгом смысле слова, поскольку эти ценности – продукт материальной деятельности человека, реализующей первоначальное мыслительное содержание в определенной форме.
Они интерпретируются с помощью языка и не обладают однозначным соответствием мысли и содержания предмета. Несмотря на принятые эстетические нормы, любое произведение может по-разному истолковываться в зависимости от точки зрения интерпретатора и конкретных социальных условий.
Языковой же знак однозначно раскрывается в пределах конкретных единиц в определенных условиях. Язык как система не допускает произвольных толкований, и основой его существования является адекватность мыслительного языкового процесса отражаемому миру. Все виды предметов, созданных человеком в качестве материальных или эстетических ценностей, первоначально существуют как мыслительное представление автора, а при восприятии их фиксируется определенная мысль в форме языковых выражений.
Что же касается эмоциональной стороны общения, то оно заканчивается рассудочным восприятием; имплицитное восприятие перерабатывается в понятийное, включается в речевое мышление и формируется соответственно в языковых знаках. Все средства общения, исключая язык, характеризуются вторичностью, неоднозначностью, громоздкостью, нерасчлененностью эмоционального и рационального компонентов.
Следовательно, сущность языка заключается в его функционировании в качестве основного и наиболее совершенного средства общения людей:
1. язык передает универсальную информацию;
2. используется во всех сферах жизни;
3. язык – это основное средство хранения опыта.
Жизнь человеческого общества во всех сферах его деятельности обеспечивается языковым общением как основой коллективного опыта познания.
Языковое общение людей – это прежде всего сообщение некоторой мысли, воссоздающее материальный мир в его вторичном проявлении, в идеальном воплощении.
Языковое общение посредством отдельных коммуникативных актов обусловлено прежде всего общественным характером сознания человека и социальным статусом индивида. Речевой коммуникативный акт регулируется поэтому социально-психологическими мотивами деятельности человека.
Итак, без языка человеческое общение в глубоком смысле невозможно, а без общения не может быть и общества. Человеческий язык как средство коммуникации мог возникнуть только в определенных условиях, важнейшим из которых является:
1. Физиологическая организация человека. Животные организмы земного шара удивительно многообразны, человек среди них – наиболее развитое и сложное по своей физиологической организации существо.
Ни одно из живых существ, кроме человека, речью не обладает. Исследования психолога и физиолога Ивана Петровича Павлова (1849–1936) позволяют говорить о том, что «...животные и примитивные люди, до тех пор пока эти последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных и т.д. Затем, когда, наконец, появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменились в значительной степени словесными... Понятное дело, что на основе впечатлений от действительности, на основе этих первых сигналов ее у нас развились вторые сигналы в виде слов»[4].
Отсюда вытекает теория И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Ощущения, впечатления, представления окружающей среды – это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными»[5]. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием понятий и словом. Огромное преимущество человека над животными заключается в возможности иметь понятия, которые образовались при помощи слова: «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».
Словесное общение имеет свои универсальные качества и независимо от разнообразных трансформаций языкового поведения людей в различных социальных коллективах, в различных культурных сферах его языковая сущность остается единой, принципиально не изменяющейся в различных национальных вариантах языка.
Вторая сигнальная система возникла у человека в результате длительной эволюции.
Многие исследователи считают общим предком человека австралопитека (лат. australis – южный, греч. πίθηκος – обезьяна)[6]. Он жил в местностях, уже в те далекие времена безлесых и пустынных, на западе и в центре Южной Африки. В этом районе не было возможности и необходимости жить на деревьях. Это способствовало высвобождению передних конечностей австралопитека. Опорные функции уступали место хватательной деятельности. Это явилось важной биологической предпосылкой возникновения трудовой деятельности.
Итак, первое необходимое условие для возникновения языка – физиологическая организация человека.
2. С развитием трудовой деятельности (охота, собирательство, рыболовство) постепенно расширялся кругозор человека, это способствовало сплочению членов общества. Стали частыми случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, т.е. у формировавшихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала свой орган – неразвитая гортань обезьяны «медленно, но неуклонно» преобразовывалась для произношения звуков.
3. Таким образом, третье необходимое условие для возникновения членораздельной речи и языка – наличие общества, коллектива, ведь только в коллективе у человека появляется потребность говорения, общения.
Существует мнение, что язык создают и развивают индивиды, отдельные гениальные личности. Если бы это было так, то общение, то, ради чего существует язык, было бы невозможно:
1) был бы разный уровень психофизиологического развития;
2) каждый индивид бы создал свой язык;
3) что являлось бы средством договора?
Даже если допустить, что индивид создал «язык», трудно представить себе, что он войдет в жизнь коллектива (Например, даже в развитом обществе). Правда, отдельные слова и выражения могут создаваться индивидами, однако они могут войти в общее языковое употребление, а могут так и остаться достоянием индивида. Если вновь созданные элементы языка соответствуют общественной потребности, созданы по существующим языковым законам, то они становятся достоянием коллектива.
Введение новых слов ограничивается требованиями понятности речи. Словотворчество индивидов должно осуществляться на основе тех словообразовательных средств, которыми уже располагает язык. Но и отдельные слова, привнесенные в язык индивидами, не решают судьбы языка. Общение – вот единственно то, что порождает язык индивида.
Несмотря на наличие подобных фактов, некоторые ученые утверждают, что язык дан человеку от природы, что язык – явление биологическое. Взгляд на язык как на явление биологическое возник в середине XIX в. под влиянием успехов естественных наук, которые в это время получили бурное развитие; сторонников биологического взгляда на язык можно разделить на две группы:
1. Первые считают, что жизнь ребенка повторяет стадии в развитии человека, поэтому в основе человеческого языка лежит некий единый биологический язык, который потом развивается различно под влиянием языка взрослых. В качестве доказательства приводят тот факт, что лепет детей, к какой бы национальности они не принадлежали, в раннем возрасте сходен. В самом деле, наблюдения показывают, что действительно у всех детей почти в любой точке земного шара первыми «звуками» бывают слоговые сочетания по преимуществу с губными согласными (мама, папа, баба). Но эта общность находит самое простое объяснение. Во-первых, сходно устройство и развитие речевого аппарата у всех народов. А поскольку движением губ при говорении управлять легче, чем движением задней части языка, то понятно, что дети начинают овладевать вначале губными звуками.
Это объясняет, но еще не опровергает тезис биологистов. Но, во-вторых, лепет младенцев – это еще не язык, это рефлекторные попытки подражать речи взрослых (а часто и «звуки нутра»). Сходство младенческого лепета сохраняется недолго. Как только определенные сочетания звуков начинают связываться со смыслом, становится очевидной языковая разница.
2. Другая группа представителей ученых, которые рассматривают язык как явление биологическое, считает, что каждой расе свойствен свой язык. Раса – понятие антропологической классификации. Основные признаки расы – строение черепа, пропорция тела, цвет кожи, волос, глаз, форма волос, разрез глаз, размер губ и т.д. Антропологи подчеркивают связь расовых признаков с определенной географической территорией. Сторонники этой точки зрения считают, что язык передается по наследству, как цвет глаз, волос.
Но так ли это? Язык не наследуется, а постепенно осваивается детьми. Дети эмигрантов говорят не на родном языке родителей, а на языке той страны, где родились и воспитывались. Близость языков друг к другу вовсе не соответствует расовой схожести, и наоборот, общность расы не связана с единством или схожестью языков. Границы рас и языков не совпадают.
Сторонники же биологического взгляда на язык отождествляли язык и расовые признаки и тем самым искажали реальные отношения между языком и расой. Конечно, нельзя отрицать, что человеческий язык имеет биологическую основу: вторая сигнальная система, гортань, развившаяся в результате эволюции. Но наличие биологической основы для возникновения языка еще не обусловливает его характер, еще не делает его чисто биологическим явлением. Человек наследует способность к говорению, овладению любым языком, но не конкретный язык.
Итак, язык – явление не биологическое. Тогда какова же природа этого сложного явления – человеческого языка?
Язык – явление социальное, общественное. Что же общего у языка с другими общественными явлениями?
1. Язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества. Не подвергается сомнению утверждение, что человек к моменту возникновения звуковой речи уже обладал некоторыми формами мышления. Они давали ему возможность более или менее правильно отражать окружающий мир и обеспечивать свое существование. У первобытного человека были первоначальные представления о предметах действительности и связях между ними. Но это еще не обеспечивает общения, коммуникации. Мыслительная деятельность каждого индивида без языка недоступна познанию другого индивида. Следовательно, невозможно и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
2. Язык – явление материальное. Язык воплощается в звуках речи. Вопрос о том, материален ли язык, далеко не праздный. В зависимости от его решения определяется сущность языка, его функции и т.д.
Языковеды-идеалисты утверждали, что язык не имеет ничего общего с материальными явлениями. В. фон Гумбольдт: «Язык ... есть орган внутреннего бытия, самое это бытие, находящееся в процессе внутреннего самопознания и проявления ... Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух ... язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли»[7].
Ф. де Соссюр считал, что не только значение слова, но и его звучание (акустический образ) имеет психический характер, а материальная сторона звуков для языка несущественна.
Многие представители современного зарубежного языкознания утверждают, что язык – это посредник между человеком и действительностью, язык определяет характер восприятия действительности, организует ее в сознании человека. На «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка». Именно из этого марксистского определения, сделанного в результате наблюдения, и исходит отечественное языкознание при определении сущности языка.
Наиболее примечательная особенность языка, сближающая его с общественными явлениями и одновременно коренным образом отличающая язык от них, – язык обслуживает общество абсолютно во всех сферах человеческой деятельности.
По этой причине язык не может быть отождествлен ни с одним из других общественных явлений. Он не является ни формой культуры, ни идеологией определенного класса. Эта особенность языка вытекает из особенности его главной функции – быть средством общения.
3. Существенным специфическим признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание. Социальная организация человека основана прежде всего на разумном поведении, определяемом системой познанных закономерностей материального мира. Общественное сознание выливается в человеческом обществе в форму языковой материи и существует в виде бесконечного потока речевых актов на определенном этапе развития человеческого общества. Поэтому индивидуальное сознание становится общественным только в условиях коммуникации между индивидуумами, при обмене единицами сознания с помощью материальных знаков (языка). Язык – 1) посредник между индивидуумами, 2) субстанция самого сознания одновременно в индивидуальном и общественном плане.
В этом аспекте язык – материализация того индивидуального мира, который строит человек как по знающий субъект, открывая объективные закономерности в процессе освоения мира и закрепляя их в сознании, материализованную систему и структуру которого составляет язык.
Другие явления, обслуживающие общество, тоже могут отражать общественное сознание: создание машин, например, немыслимо без учета и использования определенной суммы знаний, накопленных обществом.
Отличительное свойство языка состоит в том, что он, по существу, является единственным универсальным средством отражения и выражения общественного сознания в его полном объеме.
Литература
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 2003.
- Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1973.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 2001.
- Заскока С.А. Ведение в языкознание. Конспект лекций. Учебное пособие. – М., 2009.
- Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1964.
- Зеленецкий А.Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2009.
- Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. 6-е изд., стер. – М., СПб., 2007.
- Немченко В.Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М., 2008.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.
- Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. – М., 2001.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Проанализируйте следующие высказывания и определите подход к языку:
- Бодуэн де Куртенэ И.А.: «Язык есть слышимый результат правильного действия мускулов и нервов. Или же: Язык есть комплекс членораздельных и знаменательных звуков и созвучий, соединенных в одно целое чутьем известного народа [как комплекса (собрания) чувствующих и бессознательно обобщающих единиц] и подходящих под ту же категорию, под то же видовое понятие на основании общего им всем языка»[8];
- Карцевский С.О.: «Будучи семиологическим механизмом, язык движется между двумя полюсами, которые можно определить как общее и отдельное (индивидуальное), абстрактное и конкретное. С одной стороны, язык должен служить средством общения между всеми членами лингвистической общности, а с другой стороны, он должен также служить для каждого члена этой общности средством выражения самого себя, и какими бы «социализированными» ни были формы нашей психической жизни, индивидуальное не может быть сведено к социальному. Семиологические значимости языка будут непременно иметь виртуальный и, следовательно, общий характер, для того чтобы язык оставался независимым от настроений индивида и от самих индивидов. Такого рода знаки должны, однако, применяться к всегда новой, конкретной ситуации»[9].
- Потебня А.А.: «Язык есть необходимое условие мысли отдельного лица, даже в полном уединении, потому что понятие образуется только посредством слова, а без понятия невозможно истинное мышление. Однако в действительности язык развивается только в обществе, и притом не только потому, что человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, именно своего племени, народа, человечества, не только вследствие необходимости взаимного понимания, как условия возможности общественных предприятий, но и потому, что человек понимает самого себя только испытавши на других людях понятность своих слов. Взаимная связь речи и понимания усиливает противоположность объективности и субъективности: объективность усиливается, когда говорящий слышит из чужих уст свое собственное слово, а субъективность не только не теряется при этом (потому что говорящий всегда чувствует свою однородность, «единство» с понимающим), но и возвышается, потому что мысль в слове перестает быть исключительной принадлежностью одного лица, от чего происходит, так сказать, расширение субъекта»[10].
Задание 2. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:
- Боровое (вывеска на железнодорожной станции);
- Переучет (табличка на дверях магазина);
- Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович;
- Равносторонний прямоугольник называется квадратом;
- Я в среду не приду на тренировку, не смогу. – Надо, Федя, надо;
- По-русски это тоже называется «принтер»;
- Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый;
- Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О. Мандельштам).
Задание 3. Прокомментируйте следующий диалог. Какие языковые функции «не срабатывают» в данном случае?
- А вот если подойдет к тебе человек и спросит: «Парле ву франсэ?» – ты что подумаешь?
- Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке.
(М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»).
Задание 4. Какие функции речи реализуются в следующих диалогах:
«Помолчали. Потом Чонкин посмотрел на ясное небо и сказал:
- Сегодня, видать по всему, будет вёдро.
- Будет вёдро, если не будет дождя, – сказал Лёша.
- Без туч дождя не бывает, – заметил Чонкин.
- А бывает так, что и тучи есть, а дождя всё нету.
- Бывает и так, – согласился Лёша.
На этом они расстались».
(В. Войнович. Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина).
«- Как твои старики?
- Умерли оба…
Хвостухин подчеркнул что-то карандашом.
- Привет им передавай, когда увидишь.
- Будет исполнено…
- Только смотри, не забудь. А как твое здоровье?
- Плохое у меня здоровье. Рак у меня, корь, тиф и менингит.
- Молодец. Рад за тебя. А как с квартирой?
- Сгорела у меня квартира со всей обстановкой во время наводнения…
- Ну что же. Значит, все неплохо». (Б. Ласкин. Друг детства).
Задание 5. Какие функции речи реализуются в следующих телевизионных обращениях:
- Добрый вечер, добрый вечер, с вами я, Андрей Малахов, и программа «Пусть говорят»!
- Здравствуйте, дорогие мои! С вами снова я, Регина Дубовицкая, и программа «Аншлаг»!
- Доброе утро, страна! Сегодня по-прежнему с тобой Лолита Милявская и Александр Цекало.
Контрольные вопросы
- В чем заключается сущность языка?
- Какой аспект сущности языка акцентировал А. Шлейхер?
- Какой аспект сущности языка акцентировал В. фон Гумбольдт?
- Какой аспект сущности языка акцентировал Ф. де Соссюр?
- Назовите основное свойство языка.
- Какую информацию передает язык?
- В каких сферах жизни используется язык?
- Каковы условия возникновения человеческого языка?
- Язык – явление биологическое или социальное?
- Язык – явление материальное или идеальное?
- Возможен ли язык индивида?
- Выражает ли язык общественное явление?
- Повторяет ли жизнь ребенка стадии в развитии человека?
- Верно ли утверждение, что каждой расе свойствен свой язык?
[1] Цит. по: Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1964. – С. 113–114.
[2] Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 2001. – С. 70.
[3] Цит. по: Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1964. – С. 364.
[4] Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Т. 3. – М.–Л., 1949. – С. 318.
[5] Павлов И.П. Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2. – М.–Л., 1951. – С. 335–336.
[6] Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002. – С. 11–12.
[7] Цит. по: Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1964. – С. 86.
[8] Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1963. – С. 77.
[9] Карцевский С.О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ–ХХ веков в очерках и извлечениях. – М., 1965. 3-е изд. Ч. 1. – С. 85–86.
[10] Потебня А.А. Мысль и язык. – Харьков, 1913. – С. 36.