ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Воскресенье, 06.07.2025, 00:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная тема 1.РегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ТЕМА 1. ЯЗЫК КАК ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

 

Терминологический минимум: общее и частное языкознание, фонетика, морфонология, фонология, морфология, синтаксис, грамматика, лексикология, фразеология, лингвистика текста, объяснительный, описательный, нормативный подходы в языкознании, диахрония, синхрония, прикладная лингвистика, антропоцентрическая лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, этнолингвистика, когнитивная лингвистика, математическая лингвистика,

 

Языкознание, языковедение, или лингвистика (лат. lingua – язык) – «наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях»[1], изучающая сущность, структуру и функции языков. Языкознание входит в совокупность гуманитарных наук, исследующих человека и человеческое общество, и специфически связано с ними.

Этнография (греч. έθνος – племя) – 1) общество, группа, толпа и 2) племя, 3) народность, народ и γράφω – пишу) – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-историческое взаимоотношение народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

Любой национальный язык фиксирует названия многих реалий, которые в процессе развития общества утрачиваются или выходят из обихода. Эти названия могут быть в определенное время зафиксированы в памятниках письменности.

Этнография черпает в письменных источниках материал о забытых поверьях, традициях, обычаях. Естественно и обратное влияние этнографии на лингвистику: так, трудно осуществить адекватный перевод безэквивалентных слов казак, боярин, лапти и т.п.

Социология взаимодействует с лингвистикой настолько тесно, что на стыке этих наук, а также социальной психологии и этнографии возникает социолингвистика как особая комплексная наука. Она исследует следующие проблемы:

  • социальная природа языка,
  • общественные функции языка,
  • механизмы воздействия социальных факторов на язык,
  • социальная дифференциация языка,
  • проблемы билингвизма,
  • социальная обусловленность речевого поведения,
  • профессиональное корпоративное общение и др.

Теория коммуникации изучает коммуникативные процессы и способы их моделирования. Она включает семиотику (греч. σήμα – 1) признак, знак, знамение, отличительный знак) и кинесику (греч. κινητός – движущийся, подвижный) изучает процессы перекодировки вербальной (словесной) информации в невербальную и наоборот. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, которая изучает сущность знаков и знаковые ситуации, а также отношения знаков между собой. Кинесика исследует системы жестов, сопровождающих вербальное общение.

Языковедение связано с логикой (греч. λόγος – 1) слово, речь, мысль, разум и др.) – наукой о законах и формах мышления, о математико-логических законах исчисления формализованных логических языков, о наиболее общих законах мышления.

История и археология вместе с лингвистикой решают проблему происхождения человека и человеческого языка, рассматривают изменение социальных структур человеческого общества во времени и влияние этих процессов на функционирование языка.

Уже с XIX в. на лингвистику оказывали сильнейшее влияние идеи и методы психологии как науки о разных видах психической деятельности человека. Они помогают языковедению решать проблемы взаимоотношения языка и сознания, мышления и речи. Влияние на лингвистику когнитивной психологии, изучающей способы приобретения, хранения и передачи знаний, привело к возникновению когнитивной лингвистики, исследующей те же проблемы, но с позиций лингвистической методологии и лингвистическими методами. В середине XX в. возникла психолингвистика как наука о закономерностях порождения и восприятия речи. В настоящее время она существует в нескольких вариантах – американском, основоположниками которого были Ч. Осгуд, Н. Хомский, Дж. Миллер, русском, основоположником которого является А.А. Леонтьев. Европейские модификации психолингвистики связаны с именем Н. Хомского.

Обнаруживаются связи языковедения и с естественными науками. Так, уже в XIX в. сильнейшее влияние эволюционной теории Чарльза Дарвина испытал Август Шлейхер, один из основоположников сравнительно-исторического языкознания, создатель одной из первых генеалогических классификаций языков и автор теории «родословного древа». Наблюдая развитие и изменение языков, Моррис Сводеш установил константу изменения лексического ядра (древнейшей лексики) языков, опираясь на аналогию с радиоуглеродным методом определения хронологии предметов. Связи лингвистики с физиологией и физикой позволили разработать основы и методы экспериментальной фонетики, с нейрофизиологией – создать особую науку – нейролингвистику, объединившую в себе психологию, неврологию и лингвистику и исследующую мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Нейролингвистика изучает афазии – системные нарушения речевой функции – и функциональные перестройки мозга, направленные на компенсацию нарушенных речевых функций. Современная нейролингвистика связана с именем А.Р. Лурия и его учеников, связавших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.

Общеизвестно, что языкознание как специфическая наука зарождается при исследовании, сначала практическом, конкретных языков. Постепенно формируются частные языковедческие дисциплины: германистика, кавказоведение, русистика и т.д. Они устанавливают историю развития конкретных языков, описывают их синхронное состояние.

Однако поиск универсальных законов функционирования языка (языков) в этих дисциплинах не осуществляется. Поэтому языкознание подразделяется на общее и частное.

Общее языкознание изучает свойства, присущие любому языку – универсальные свойства. Они устанавливаются эмпирическим и теоретическим путем. Общее языкознание

- создает теорию языка,

- методы исследования языковых явлений, а также

- оценивает и классифицирует типы лингвистических теорий в особой дисциплине – истории языкознания (истории лингвистических учений, историографии лингвистики).

Именно установление универсальных законов функционирования языка отличает общее языкознание, во-первых, от частных лингвистик и, во-вторых, от филологии. В филологии язык – не самостоятельный объект исследования, а лишь орудие изучения словесной культуры народа.

Частное языковедение исследует структуру и функционирование отдельных языков или групп родственных языков.

В частном языкознании выделяется несколько разделов.

Фонетика (греч. φωνή – звук, голос и λόγος – слово, речь, учение). Это раздел, изучающий звуковую, материальную, субстанциальную, «вещную» сторону языка, благодаря которой язык может существовать и восприниматься в своей основной форме – в форме звуковой речи. В этом разделе изучается работа произносительного аппарата и акустические (физические) характеристики звуков. Основоположник речевой акустики – физик Герман Гельмгольц (1821–1894). Единицы, изучаемые фонетикой, – звуки, рассматриваемые как элементы языковой системы. Звуки исследуются в четырех аспектах: функциональном, артикуляционном, акустическом и перцептивном. Фонетика подразделяется на общую и частную. В общей фонетике изучаются общие условия звукообразования в человеческой речи, закономерности сочетания звуков, интонационные характеристики: высота тона, сила и интенсивность звуков, пауза, тембр и др. Частная фонетика исследует все эти вопросы в рамках одного конкретного языка.

Фонология изучает свойства фонемы как абстрактной единицы языка.

Грамматика как 1) раздел языкознания изучает строй языка и моделирует его в различных грамматических теориях. Термин грамматика употребляется еще в двух терминологических смыслах. Грамматика – это 2) система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Грамматика – 3) это функции отдельных грамматических категорий (например, грамматика глагола).

Языковые единицы, исследуемые в грамматике,– слово как часть речи, словосочетание и предложение, а также морфема как значимая часть слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Причем синтаксис выделяется не во всех языках, а только в тех, где возможно отделение слова от его синтаксической роли/функции: в агглютинативных и флективных языках, но не в изолирующих (например, в китайском синтаксис в отдельный раздел не выделяется).

Морфология (греч. μορφή – вид, образец, форма и λόγος – слово, речь, учение) – 1) раздел грамматики, грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и способах словообразования; 2) система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ.

Словоформы членятся на значимые единицы – морфемы, которые имеют разное значение в составе слова. Так, в одноструктурных словах братство, начальство, юношество, землячество суффикс -еств-(-ств-) образует существительные со значением: союза, объединения лиц, которые названы в исходном слове.

В зависимости от характера значения морфем и, следовательно, их функций, выделяют разделы словообразование и словоизменение. Словообразование – это раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Словоизменение (формообразование) – раздел, изучающий образование форм слова. Совокупность словоформ данного слова называется его парадигмой (греч. παράδειγμα – образец, модель).

Границы между этими двумя разделами не абсолютны, поскольку в каждом языке есть пограничные, переходные явления и классы явлений. Например, категория вида русского глагола рассматривается разными исследователями то как грамматическая, то как лексико-грамматическая, поскольку при образовании видовых пар глаголов значение словоформ может не изменяться или изменяться значительно; сравним: писать – написать, писать – списать, ехать – приехать, ехать – заехать, ехать – уехать и др. Причастие рассматривается то как форма глагола, то как особая часть речи, и на это есть основания.

Синтаксис (греч. ςυντάξις – 1) строй, устройство, 2) построение, порядок) – 1) раздел грамматики, изучающий сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как самостоятельной единицы языка; 2) характерные для системы реализует семантический аспект исследования конкретных языков средства и правила создания речевых единиц.

Лексикология (греч. λεχικός – относящийся к слову и λόγος – слово, речь, учение) – раздел языкознания, изучающий словарный состав – лексику языка. В лексические единицы, помимо слов, включают и фразеологизмы – устойчивые сочетания, значение которых не вытекает из соотношения входящих в них словоформ: попасть впросак, поймать журавля в небе, вверх тормашками, тяжесть свалилась с души и под. Слово рассматривается в лексикологии в трех аспектах: структурном, функциональном и семантическом.

Если рассматривать значение слова в системе языка, то оно будет иметь устойчивое, закрепленное лексическое значение. Выявление лексического значения слова как единицы лексической системы языка реализует семантический аспект исследования. Если рассматривать семантические связи и отношения данного слова с другими (например, отношения омонимии, полисемии, синонимии, антонимии), то в этом случае реализуется структурный аспект. Функционирование слова в речи, способность слова приобретать/выражать дополнительные оттенки значений и новые значения рассматривается в пределах функционального аспекта исследования.

Задачи лексикологии.

  1. Исследование проблемы слова как единицы языка (проблема выделения слова среди других единиц языка, проблема тождества слова).
  2. Установление типов значения лексических единиц: прямое, переносное.
  3. Исследование структуры словарного состава языка (синонимии, омонимии, антонимии, полисемии и др.).
  4. Изучение специфики функционирования лексем, установление их речевых употреблений (смыслов).
  5. Исследование развития словарного состава языка:
  • процессов заимствования (из каких языков заимствуется слово, когда, как изменяется его значение, как слово приспосабливается к системе заимствующего языка;
  • лексикализации (1. узкое понимание термина – превращение формы слова в отдельное знаменательное слово, развитие у этой формы специфического значения. 2. В широком смысле под лексикализацией понимают превращение в слово морфем и 3. образование слов из свободных словосочетаний);
  • процессов архаизации лексики (появление новых слов для номинации реалий действительности, уже имеющих названия, частотность употребления которых постепенно снижается);
  • процессов изменения значения слова.

Слово как единица языка исследуется в лексикологии в двух аспектах: ономасиологическом (греч. – όνομα – имя, именовать, называть, όνομαζω – именовать, называть и λόγος – слово, речь, учение) и семасиологическом (греч. σήμασια – 1) знак, указание, 2) грамм. значение, смысл и λόγος – слово, речь, учение).

Ономасиология как раздел лексикологии исследует принципы называния (номинации – от лат. nomen – имя) предметов и явлений действительности. Не все слова представляются нам одинаково мотивированными, не всегда принцип называния конкретного слова очевиден. Сравним слова черника, брусника, клубника, костяника, земляника. Каждая из перечисленных ягод обладает целым рядом признаков и свойств – определенным вкусом, цветом, размером, географией распространения и т.д. Но наименование указанные ягоды получают только по одному – далеко не всегда яркому, значительному – признаку: черника по цвету, клубника по форме (клубень), костяника – по структуре, земляника – по положению в пространстве, а смысл названия брусники для носителей русского литературного языка вообще не ясен.

Семасиология исследует значение слов и словосочетаний. Земляника с точки зрения семасиологии – род многолетних травянистых растений семейства Розовые, с белыми цветками, дающих душистые плоды розовато-красного цвета. То есть семасиология изучает значение слова, связь слова с внелингвистической действительностью, а не способы/принципы его называния.

Ономасиология и семасиология входят в семантику как определенную лексикологическую дисциплину.

Все единицы языка могут исследоваться как элементы статичной системы – в синхронии (греч. συν – совместно, одновременно и χρόνος – время). Здесь изучается состояние языка на определенном этапе его исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов. То есть исследователь отвлекается от факта постоянного изменения языка. Но язык может изучаться и как исторически развивающаяся, эволюционирующая система, а его единицы могут рассматриваться в их последовательном историческом становлении и развитии – в диахронии (греч. δια – через, сквозь и χρόνος – время). В практике современной лингвистики диахронический и синхронический подходы часто взаимодействуют.

Диахроническое изучение лексических единиц языка приводит к восстановлению первоначального значения слов – этимонов и появлению науки этимологии (греч. έτυμολογια – первоначальный смысл слова, установление первоначального смысла слова, которое восходит к слову έτυμον – истина, правда).

Этимология как раздел языкознания изучает 1) происхождение слов, устанавливает 2) совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождение слова. Поэтому этимологией называют не только раздел языковедения, но и происхождение слова.

Этимология изучает источники и процессы формирования словарного состава языка древнейшего периода, устанавливает, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также причины, приведшие к изменению значения слова.

Этимологические исследования требуют обращения не только к древнейшему состоянию одного конкретного языка, то также и сопоставления с родственными и неродственными языками, потому что процессы заимствования осуществляются из различных языков, с которыми контактирует изучаемый язык.

Любое теоретическое рассмотрение научного объекта предполагает использование полученных результатов на практике. Поэтому развиваются прикладные разделы и в лингвистической науке: прикладная фонетика, лексикология, синтаксис. Разделение лингвистики на теоретическую и прикладную ввел выдающийся российский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Прикладная лингвистика занимается разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка:

  • создание и совершенствование письменностей (письменности так называемых младописьменных народов: мари, мордва, коми др.);
  • транскрипция устной речи;
  • транслитерация иноязычных слов (Вильям / Уильям);
  • создание систем стенографирования;
  • письмо для слепых;
  • повышение скорости восприятия текста;
  • упорядочение научно-технической терминологии, создание ГОСТов;
  • изучение процессов и создание правил именования товаров и химических веществ;
  • разработка методов смыслового отождествления текстов и методов аннотирования;
  • машинный перевод;
  • создание специальных справочников и словарей по использованию средств языка;
  • изучение искусственных языков (эсперанто, идо, волапюк, новолингва, окциденталь, новиаль и др.).

 

Литература

  1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 2003.
  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. 5-е изд. – М., 2005.
  3. Заскока С.А. Ведение в языкознание. Конспект лекций. Учебное пособие. – М., 2009.
  4. Зеленецкий А.Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2009.
  5. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач: Учеб. пособие для вузов, 2-е изд., стер. – М., 1998.
  6. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
  7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. 6-е изд., стер. – М., СПб., 2007.
  8. Немченко В.Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М., 2008.
  9. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Найдите примеры этнографизмов в пословицах и поговорках, собранных В.И. Далем, объясните, что они обозначают.

 

Задание 2. Найдите примеры этнографизмов в русской литературе, объясните, что они обозначают.

 

Задание 3. Приведите примеры пословиц и поговорок, содержащих имена собственные, объясните происхождение пословиц.

 

Задание 4. Провести ономасиологический и семасиологический анализ следующих лексем, воспользовавшись многоязычным словарем А. Антонова http://www.czudovo.ru/, а также Толковым словарем русского языка: медведь, белка, волк, подсолнух, голова.

 

Задание 5. Провести этимологический анализ, воспользовавшись этимологическими словарями, следующих лексем: отец, мать, сын, дочь.

 

Задание 6. Охарактеризуйте следующие языки по параметрам живой/мертвый, естественный/искусственный: санскрит, французский, латинский, старославянский, русский, эсперанто, суахили, литовский, воляпюк, португальский.

 

Задание 7. Исходя из названий следующих научных работ, определите, к какому разделу языкознания – синхроническому или диахроническому они относятся:

  • Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVIII–XIX вв. – М., 1938;
  • Виноградов В.В. Язык Пушкина. – М.-Л., 1935;
  • Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Сравнительно-исторический анализ праязыка и протокультуры. – Тбилиси, 1984;
  • Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. – М., 1981;
  • Линдсей В.М. Краткая историческая грамматика латинского языка. – М., 1948;
  • Фридрих И. История письма. – М., 1979;
  • Черных П.Я. Язык Уложения 1649 года. – М., 1953;
  • Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. – М., 1981;
  • Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. – М., 1941.

 

Контрольные вопросы

  1. Что изучает языкознание?
  2. Объясните, почему языкознание относится к гуманитарным наукам.
  3. С какими науками языкознание взаимосвязано?
  4. В чем состоит отличие человеческого языка от языка животных? От искусственных языков?
  5. Назовите основные разделы языкознания.
  6. Какие разделы выделяются в частном языкознании?
  7. Что такое фонетика и фонология?
  8. Что изучает грамматика?
  9. В каких аспектах изучается слово в лексикологии?
  10. Каковы задачи лексикологии?
  11. Чем различаются ономасиологический и семасиологический аспекты исследования лексики?
  12. Чем различаются синхронический и диахронический подходы к изучению языка?
  13. Что изучает этимология?
  14. Что исследует прикладная лингвистика?
  15. Каковы причины возникновения междисциплинарных исследований в науке?
  16. В чем заключается сущность междисциплинарности? Назовите объект, предмет и метод в междисциплинарном исследовании.
  17. Что изучает психолингвистика?
  18. В чем сущность социо- и этнолингвистических исследований социального бытования языка?
  19. В чем сущность когнитивного и нейролингвистического направлений в исследовании языкового механизма?
  20. Что изучает математическая лингвистика?
  21. Что такое компьютерное моделирование речевой коммуникации?

 


[1] Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 618.

 

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz