Представители Московской фонологической школы (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, A.A. Реформатский, М.В. Панов, Л.Л. Касаткин и др.) при определении фонемы исходят из морфемы. Согласно этой точке зрения, фонема не автономная фонетическая единица, а строевой компонент морфемы. Тождество морфемы определяет границы и объем фонемы. Поэтому, когда фонема находится в слабой позиции, фонемная идентификация звуков осуществляется не по их физиолого-акустическому сходству, а по функционально-морфематическому: в одну фонему входят все позиционно чередующиеся звуки, представленные в данной морфеме, а физиолого-акустические различия между ними признаются функционально незначимыми (например, в словах леса и лиса, сома и сама безударные гласные, несмотря на тождество их звучания, представляют разные фонемы, а именно фонему <е> (так как в сильной позиции в той же морфеме находится фонема <е> (лес), фонему <и> (так как в сильной позиции в той же морфеме <и> лис), фонему <о> (так как сом), фонему <а> (так как сам); такая же ситуация в словах пруд и прут: в первом случае представлен позиционный вариант фонемы <д> (так как пруды), во втором – фонемы <т> (так как прутик).
Таким образом, главный критерий выделения фонемы в сильной позиции в обеих школах один и тот же – функциональный, т.е. способность фонемы различать слова и морфемы. Расхождения в критериях выделения фонемы наблюдаются в том случае, когда она оказывается в слабой позиции: представители МФШ остаются на тех же позициях и по-прежнему используют функциональный критерий, т.к. фонема и в слабой позиции продолжает выполнять свою смыслоразличительную функцию (ср. слова [воды] и [в˄да] – это разные словоформы одного и того же слова, выбор звуков [о] или [˄] позиционно обусловлен, оба звука являются представителями одной фонемы <о>, т.к. фонема включает в себя весь ряд позиционно обусловленных чередующихся звуков, выступающих в одной морфеме), представители ЛФШ используют уже иной критерий – физиолого-акустический, предполагающий сходство звуков на основе общности их различительных признаков: в слове [в˄да] будет выделяться ими фонема <а>, т.к. по своим физиолого-акустическим свойствам она сближается с фонемой <а> в сильной позиции. Поэтому ЛФШ часто называют фонетико-идентификационной, а МФШ – морфолого-интерпретационной школой.
Фонемы существуют только в фонологической системе языка, которая складывается постепенно в процессе его исторического развития. Фонологическая система языка – это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. Противопоставления фонем образуют оппозиции (ср. оппозицию по глухости/звонкости фонем <п> – <б> или твердости/мягкости фонем <с> – <с’>). Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков – дифференциальных и интегральных. Интегральные признаки фонем образуют основание оппозиции, а дифференциальные формируют противопоставление, например, у фонем <т> и < д> интегральными признаками (т.е. признаками общими для обеих фонем) являются взрывность, переднеязычность, твердость, а дифференциальными (т.е. различительными) – глухость (для <т>) и звонкость (для <д>).
Фонологическая система языка строится как система фонемных оппозиций, среди которых выделяются два основных типа:
- дизъюнкция, т.е. противопоставление по нескольким признакам (ср., например, противопоставление фонем <д> и <н>, у которых интегральными признаками являются переднеязычность, звонкость и твердость, а дифференциальными – взрывность (для <д>) и плавность (для <н>). Такой вид оппозиции, когда различительные признаки находятся в относительном равновесии с неразличительными, т.е. фонемы противопоставляются по нескольким признакам одновременно, называется ненапряженным или эквиполентным;
- корреляция, т.е. противопоставление по одному признаку (ср., например, противопоставление фонем <п> и <б>, у которых интегральными признаками являются взрывность, губно-губное образование, твердость, отсутствие назальности, а дифференциальными – глухость (для <п>) и звонкость (для <б>). Такой вид оппозиции, когда интегральные признаки преобладают над дифференциальными, т.е. фонемы противопоставляются по одному признаку, образуя коррелятивную пару, называется напряженным или привативным.
Корреляции формируют ядро фонологической системы языка, они охватывают целые ряды фонем (ср. корреляцию фонем по глухости/звонкости в русском языке).
В языке, однако, могут существовать и такие фонемы, которые не образуют оппозиций по тому или иному признаку, например, в русском языке фонема <ч’> не образует корреляции по твердости/ мягкости, а фонемы <р>, <л>, <м>, <н> – по глухости/звонкости.
Литература
- Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М, 1977.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1977.
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 2003.
- Головин Б.Н. Введение в языкознание. 5-е изд. – М., 2005.
- Заскока С.А. Ведение в языкознание. Конспект лекций. Учебное пособие. – М., 2009.
- Зеленецкий А.Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2009.
- Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.
- Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. 6-е изд., стер. – М., СПб., 2007.
- Немченко В.Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М., 2008.
- Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.
- Реформатский A.A. Из истории отечественной фонологии. – М, 1970.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.
- Щерба Л.В. Русские гласные в количественном и качественном отношении. – Л., 1983.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Сделайте фонетическую транскрипцию текста. Отметьте все позиционные и комбинаторные изменения звуков. Разбейте слова текста на слоги. Отметьте энклитики и проклитики.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
А. Блок. Скифы.
Задание 2. Дайте полную характеристику (по 4 основаниям) согласных звуков: [м], [ф], [j], [лʼ].
Задание 3. Группируйте данные звуки по разным основаниям: [м], [тʼ], [а], [р], [зʼ], [хʼ], [п], [бʼ], [чʼ], [ц], [у], [фʼ], [ы]. Должно быть не менее 4 групп.
Задание 4. Определите артикуляционные отличия звуков [о] – [у], [и] – [ы], [и] – [э], [к] – [х], [б] – [м], [т] – [тʼ].
Задание 5. Определите, работой каких органов различаются звуки: а) [п] – [б] – [м]; б) [т] – [д] – [н]; в) [ш] – [ж] – [р].
Задание 6. Дайте полную характеристику следующим звукам: д, з, м, х, н, б, в, ц, г, ж, к, л, ш.
Задание 7. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм.
Задание 8. Из приведенных отрывков выпишите все согласные и распределите их на группы: а) по месту образования, б) по способу образования и преодоления преграды, в) по участию голоса и шума, г) по наличию палатализации.
А) Иван Степанович Цвет – ничем не примечательный, кроме своей скромности, доброты и полнейшей неизвестности миру молодой человек – служил чиновником в суде, даже, говоря точнее, и не чиновником, а только канцелярским служителем, потому что ещё не выслужил первого громкого чина коллежского регистратора и получал лишь тридцатисемирублёвое жалование. А. Куприн.
Б) А в небе кружил все тот же коршун. Наблюдая свысока за рыжей собакой, почему-то раздражавшей его своим бесцельным поведением, коршун следил за ней. Непонятно было, почему собака не побежала, когда двинулись трактора, вперед, а осталась возле человека с верблюдом, ждала, пока он сядет верхом, и потом потрусила за ним. Ч. Айтматов.
Задание 9. Определите русское слово, в состав которого входят следующие звуки:
- согл., шум., глух., переднеязыч., щелев., твердый;
- согл., шум., глух., переднеязыч., взрыв., твердый;
- гл., верх. подъема, заднего ряда, лабиал.;
- согл., шум., звон., переднеязыч., взрыв., мягкий;
- гл., сред. подъема, перед. ряда, нелабиал.;
- согл., сонор., переднеязыч., носовой., твердый;
- согл., шум., глух., переднеязыч., взрывной, твердый.
Задание 10. Следующие слова разделите на две группы: а) слова с полной ассимиляцией, б) слова с частичной ассимиляцией: сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый.
Укажите, по каким признакам произошла ассимиляция. Выделите слова, в написании которых ассимиляция отражена.
Задание 11. В следующих словосочетаниях найдите явления ассимиляции. Укажите, какая это ассимиляция (полная или частичная, по какому признаку, прогрессивная или регрессивная). Какой получается звук в результате?
Дочь больна; весь дом; нос зайца; рог коровы; отец Горио; воз песка; лепет девочки; каприз природы; голос жалости.
Задание 12. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов: омман – обман, посленний – последний, шашнадцать – шестнадцать, консомолец – комсомолец, асвальт – асфальт, пролубь – прорубь, колидор – коридор, бонба – бомба, лаболатория – лаборатория, транвай – трамвай.
Задание 13. В тюркских языках действует закон сингармонизма. В соответствии с ним в одном слове могут быть или только гласные переднего ряда, или только гласные заднего ряда. В следующих тюркских заимствованиях а) определите состав гласных звуков; б) укажите, в каких словах закон сингармонизма нарушен: арбуз, сарай, сераль, кумыс, аршин, собака, лошадь, утюг, чулан, чердак, бурдюк, шатер, черпак, урюк, аул.
Задание 14. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) количественная редукция; б) качественная редукция:
Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня. И. Бунин.
Задание 15. В следующих отрывках сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы и чем обусловлено их употребление в словах.
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, и чем я виноват,
Что слабых звезд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час, его спросили здесь,
А он ответил любопытным: «вечность».
О. Мандельштам
Задание 16. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: дал – бал; зал – жал; год – кот; быль – пыль; ток – сок; моль – боль; ум – им; шар – пар; рок – бок; щель – мель; ус – ас; лом – ром; честь – жесть.
Задание 17. Сравните ряды слов. Что вы можете сказать о типах русского ударения?
- книга – книги – о книгах;
статья – статьи – о статьях;
пригород – в пригороде – пригороду;
- рука – руки – руки – руку;
дерево – дерева – деревья;
сниму – снимешь – снимет;
- глухой – глухость – глухарь;
звезда – звездочка – звездный;
быстрота – чистота – красота;
избрание – ликование – образование.
Задание 18. Подберите стихотворные тексты, в которых наблюдаются случаи несовпадения грамматических и фонетических слов. Укажите энклитики и проклитики.
Задание 19. Разделите слова на слоги, указав степень звучности звуков:
пушка, успешно, расхохотался, маршрут, матросы, верста, протяжный, однажды, ямщик, солдат, Архипка, воскрес, бинтовать, бесправный.
Охарактеризуйте слоги в словах, данных выше, как открытые – закрытые, прикрытые – неприкрытые.
Контрольные вопросы
- Фонетика как наука. Ее разделы.
- Фонетика как языковой ярус.
- Что такое звук как единица фонетики?
- Каковы акустические характеристики звука.
- Речевой аппарат, его строение.
- Образование звука речи.
- В чем заключается артикуляционная и функциональная характеристика звуков?
- Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных?
- Взаимодействие звуков в речевом потоке. Понятие сильной и слабой позиции для гласных звуков.
- Согласные звуки. Позиционные изменения согласных звуков.
- Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, выпадение и вставка звуков, слогов и т. д.
- В чем отличие фонетических и исторических чередований?
- Что такое слог?
- Какова структура слога?
- Перечислите типы слогов.
- Что такое ударение?
- Назовите фонетические и структурные типы ударения.
- Что такое комбинаторные и позиционные изменения звуков?
- Что такое фонема и аллофоны фонемы?
- Назовите функции фонемы.
- Что такое позиция фонемы? Сильная и слабая позиция фонемы.
- В чем выражается принципиальное различие между МФШ и ЛФШ?
- Что такое фонетическая транскрипция? Каковы правила ее выполнения?