ТЕМА 8. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФОНЕТИКИ И ФОНОЛОГИИ
Терминологический минимум: акустические характеристики звуков речи, артикуляционные характеристики звуков речи, органы речи, голосовой аппарат, палатализация, лабиализация, нозализация, дифтонг, сонант, аффрикат, фонема, конститутивные и дифференциальные признаки, дизъюнктивные и коррелятивные оппозиции, нейтрализация, сильная и слабая позиции, редукция (количественная и качественная), аккомодация, ассимиляция, диэреза, диссимиляция, гаплология, метатеза, слог, интонация, мелодика, ритм, тембр, ударение (слоговое, словесное, фразовое).
Фонетика (греч. φονήτικος – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, то есть звуковую материю, в которой объективируется человеческая мысль в процессе речевого общения. Фонетика исследует:
- принципы выделения и сущность звуковых единиц языка,
- их акустические и артикуляционные свойства,
- законы образования свойств единиц языка,
- правила их функционирования,
- исторические изменения в составе звуков (историческая, или диахроническая фонетика).
Объект фонетики – все звуковые явления языка (звуки, тоны, ударение, интонация и др.), предмет – сущностные характеристики звуков языка. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств кодирования и декодирования фиксируемой в звуковой материи языка информации. Н.С. Трубецкой назвал фонетику учением о звуках речи и противопоставил ей фонологию как учение о звуках языка. Об этом противопоставлении мы будем подробно говорить позже.
Задача фонетики – ответить на вопрос, как произносится тот или другой звук и благодаря работе каких органов речи достигается этот акустический эффект.
Аспекты изучения звукового строя.
1. Акустический (изучает звуки как физические явления). Каждый звук, в том числе и речевой, – явление физическое. Это колебательное движение, передающееся через упругую среду (воздух) и воспринимаемое (человеческим) слухом. Такое колебательное движение характеризуется определенными физическими – акустическими – свойствами.
Рассмотрение этих свойств и составляет сущность первого аспекта исследования звуковой материи – акустического. Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий им звук называют музыкальным тоном или тоном. Если колебание неравномерное, непериодическое то возникает шум. В языковых звуках то и шум сочетаются в определенной пропорции. Тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также в результате ответных колебаний воздуха в надгортанных полостях. Шумы возникают чаще всего в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале.
Гласные звуки – это в основном тоны, глухие согласные – шумы (к, т, ф). В ряде согласных, которые называются сонантами (слогообразующими) – р, л, м, н – тон преобладает над шумом, в других, напротив, преобладает шум (г, д). Звуки характеризуются высотой (она зависит от частоты колебаний, от количества колебаний в единицу времени), силой, или интенсивностью (она зависит от амплитуды колебаний) и тембром – специфической окраской, которая создается резонансными характеристиками – дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон и на шумы. Роль резонатора выполняют при произнесении звуков речи полость рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, небной занавески и губ) форма, упругость стенок и объем резонатора меняются, что и приводит к появлению различных резонаторных тонов. Это создает качественное разнообразие звуков речи. С помощью специальной техники получают спектрограммы звуков и словосочетаний.
2. Анатомо-физиологический (изучает звуки как результат работы ряда органов человека).
3. Лингвистический, или функциональный (исследует функции звуковых единиц языка и является предметом особого раздела – фонологии).
Все аспекты тесно между собой связаны. С одной стороны, никакое фонетическое исследование не может быть успешным без выявления его функции в системе языка. С другой стороны, исследование функций звуковой материи предполагает понимание того, в каких материальных явлениях эти функции реализуются. Как самостоятельная дисциплина фонетика выделилась в конце XIX в., хотя изучение звуковой стороны языка и ее элементов началось в Древней Индии (грамматика Панини), Древней Греции.
В фонетике выделяется несколько дисциплин, исследующих звуковую сторону языка с разных позиций и в разных аспектах.
Антропофоника изучает звуки человеческой речи как физические явления.
Психофонетика исследует звук как психическое явление. «Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, и при исследовании акустической стороны речевого акта фонетист соприкасается с психологией восприятия. Артикуляция звука представляет собой наполовину автоматизированную и все же контролируемую волей и управляемую центральной нервной системой деятельность; исследуя артикуляторную сторону речевого акта, фонетист соприкасается с психологией автоматизированных действий»[1].
Экспериментальная, или инструментальная фонетика занимается экспериментальным исследованием звуков речи. Именно в силу того, что фонетика имеет дело со звуковой материей как физической данностью, ее, эту материю, можно регистрировать и измерять с помощью аппаратуры. Здесь можно назвать палатографию, статическую и динамическую, при помощи которой устанавливается место соприкосновения языка с небом при звукообразовании, тензопалатографию, с помощью которой измеряется сила артикуляции, рентгенографию, позволяющую наблюдать работу органов речи, осциллографию, определяющую высоту, длительность и интенсивность звуков, наконец, спектрографию, которая дает представление об общей акустической картине звука.
Прикладная фонетика решает ряд важнейших практических задач:
- методика обучения письму и чтению на родном и иностранном языках,
- постановка произношения на неродном языке,
- создание рациональной системы письма для бесписьменных языков,
- усовершенствование существующих систем письма,
- лечение дефектов речи,
- моделирование автоматического распознавания и синтеза звучащей речи.
Иногда фонетику в зависимости от аспекта исследования звуковой материи языка подразделяют на артикуляторную, изучающую производство звуков, акустическую, исследующую результат звукопроизводства, аудивную, или перцептивную, изучающую восприятие звуков.
Фонетика подразделяется также на общую и частную, синхронную и историческую, описательную и нормативную, теоретическую и прикладную.
Общая фонетика изучает общие условия звукообразования исходя из возможностей произносительного аппарата человека, анализирует акустические особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики. В рамках общей фонетики строятся классификации звуков речи на основе акустических и артикуляционных признаков. Общая фонетика изучает закономерности сочетаемости звуков, влияние звуков друг на друга, природу слога, принципы образования слога и факторы, обусловливающие слогоделение. Кроме того, исследуется интонация как общее свойство человеческой речи. В частной фонетике все перечисленные проблемы рассматриваются применительно к конкретному языку или группе родственных языков.
Синхронная (синхроническая, описательная) фонетика исследует фонетическое состояние языка в определенный момент времени, диахроническая изучает эволюцию звукового строя языка или группы языков. Например, диахроническим является исследование изменения древнерусских звуков (г), (к), (х) в (ж), (ч), (ш,), что нашло отражение в современных чередования луг – лужок, мука – мучной, муха – мушка. Фонетические изменения звуков влияют на изменение значения слов, на изменение отношений между словами. Так, в современном русском языке однокорневыми словами являются дышать, вдох. Ср. также: город – град, холод – прохлада, колодец – клад, порох – прах, полотно – платок, смородина – смрад.
В фонетике используется специфический вид письма – транскрипция. Поскольку в обычном письме часто нет точного соответствия между звуком и буквой, используется специально разработанная научная транскрипция, в которой последовательно проводится принцип однозначного взаимного соответствия между звуковой единицей и письменным знаком.
Речевой аппарат как совокупность органов человека, необходимых для производства речи, включает в себя:
- на нижнем этаже дыхательные органы: легкие, бронхи, трахею (дыхательное горло);
- на среднем этаже: гортань, которая состоит из хрящей с натянутыми между ними двумя пучками мускул – голосовых связок;
- на верхнем этаже: органы, находящиеся над гортанью, а именно глотка
(с носоглоткой), переходящая в две полости – ротовую и носовую, которые разделены небом. Передняя, костная часть – твердое небо, задняя, мускулистая – мягкое нёбо. Вместе с маленьким язычком мягкое небо называется небной занавеской.
Полость носа – постоянный по объему и форме резонатор, а ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка.
По способности двигаться все органы речи делятся на подвижные (нижняя губа, язык, вся нижняя челюсть, небная занавеска) и неподвижные (зубы, твердое небо, вся верхняя челюсть).
Звуки речи возникают при выдохе, при этом используется сила выдыхаемой струи воздуха.
При изолированном произнесении звука различают три фазы его артикуляции: 1) экскурсию (приступ, начало работы), т. е. переход органов речи в рабочее состояние, необходимое для производства звука; 2) выдержку, т. е. собственно рабочее состояние, производство звуков; 3) рекурсию (отступ), переход к артикуляции следующего звука или возвращение в исходное нейтральное положение.
Все звуки речи артикуляционно, акустически и функционально делятся на два класса – гласные и согласные, систему вокализма и консонантизма соответственно.
Основное артикуляционное отличие состоит в том, что при образовании гласных звуков голосовые связки дрожат, они напряжены, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через полость рта, не встречая преграды на своем пути, тогда как при образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Следствием такого артикуляционного различия является и акустическое: так гласные состоят только из голоса, это чисто тоновые, музыкальные звуки, образуемые в результате гармонических, периодических колебаний голосовых связок, а согласные характеризуются наличием шума, возникающего в результате неритмических, негармонических колебаний голосовых связок при преодолении воздушной струей различных препятствий в ротовой полости.
Функциональное отличие гласных звуков от согласных в том, что они принимают на себя ударение и всегда образуют слог, т. е. являются слоговыми, тогда как согласные звуки лишь примыкают к ударным гласным и в потоке речи функционально не нагружены.
Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Различаются гласные по следующим признакам:
1. По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости): передний, средний (смешанный, центральный) и задний ряд: гласные переднего ряда: [и] [э]; гласные среднего ряда: [ы] [а]; гласные заднего ряда: [у] [о].
2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём: гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема: [э], [о]; гласные нижнего подъема: [а].
3. По наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные: гласные лабиализованные: [у], [о]; гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].
ряд подъем |
передний |
средний |
задний |
верхний |
И |
Ы |
У |
средний |
Э |
|
О |
нижний |
|
А |
|
Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха.
Согласные русского языка различаются по следующим признакам:
- По месту артикуляции:
а) по активному (т.е. подвижному) артикулятору согласные делятся на
-губные (лабиальные) [б] [м] [п]
-язычные, подразделяющиеся в свою очередь на переднеязычные согласные, среднеязычные и заднеязычные;
в) с учетом пассивного (неподвижного) артикулятора выделяют среди язычных согласных:
- согласные переднеязычные зубные (дорсальные) {кончик языка опущен к нижним зубам}: [д] [д’] [т] [т’] [з] [з’] [с] [с’] [ц] [н] [н’];
- согласные переднеязычные альвеолярные (какуминальные) {кончик языка приподнят к альвеолам и загнут кверху, в то время как передняя часть спинки языка вогнута внутрь}: [р] [р’] [л] [л’];
- согласные переднеязычные передненёбные (апикальные) {кончик языка вместе со спинкой приподнимается к верхним зубам или альвеолам}: [ж] [ш] [щ] [ч’];
- согласные среднеязычные средненёбные (палатальные) {средняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом}: [й];
- согласные заднеязычные средненёбные {активный артикулятор – задняя часть спинки языка, пассивный артикулятор – средняя часть твердого нёба}: [г’] [к’] [х’];
- согласные заднеязычные задненёбные {активный артикулятор – задняя часть спинки языка, пассивный артикулятор – задняя часть твердого нёба}: [г] [к] [х];
Губные |
Язычные |
||||
губно-губные (билабио- лярные) |
губно-зубные |
переднеязычные |
средне-язычные |
задне-язычные |
|
зубные |
небные |
средне-небные |
задне- небные |
||
[п],[п’],[б], [б’],[м],[м’] |
[в],[в’], [ф],[ф’] |
[т],[т’],[д],[д’],[с], [с’],[з],[з’],[ц], [н], [н’],[л],[л’] |
[ш],[‾ш’],[ж], [р],[р’],[ч’] |
[j] |
[г],[г’],[к], [к’],[х],[х’]
|
- По способу образования и преодоления преграды: по характеристике препятствия во рту на пути воздушной струи и способу ее преодоления; препятствие может быть двух видов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними, поэтому все согласные делятся на:
Смычные, которые в зависимости от характера преодоления смычки делятся на: взрывные, образуемые сначала полным смыканием, а затем резким размыканием органов речевого аппарата, которое происходит в результате давления воздушной струи и прорывом ее в образовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’] и смычно-проходные, которые образуются полным смыканием органов речи и (одновременно с этим) свободным прохождением струи воздуха через полости: носовую: носовые: [н], [н’], [м], [м’] или ротовую: ротовые (или боковые) смычно-проходные: [л], [л’] согласные звуки.
Фрикативные (или щелевые), которые образуются в результате неполного смыкания органов речи и прохождения струи выдыхаемого воздуха через эту щель: [ф], [ф’], [с], [с’], [в], [в’], [з], [з’], [ж], [ш], [‾ш’], [j], [х], [х’].
Сложные звуки, которые вначале образуются как смычные, потом как щелевые: [ц], [ч’] – аффрикаты.
Постоянным вибрированием кончика языка – смыканием и размыканием его с альвеолами образуются дрожащие звуки: [р] и [р’] – вибранты.
- По участию в образовании голоса и шума: сонорные (звуки, в образовании которых преобладает голос, а шум незначителен) непарные: [р], [л], [н], [м], [р’], [л’], [н’], [м’], [j] и шумные (звуки, в образовании которых более значителен шум) парные: звонкие шумные: [б], [б’], [в] [в’], [д], [д’], [з], [з’1, [ж], [г], [г’] и глухие шумные: [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [‾ш’], [ц], [ч’], [к], [к’], [х], [х’].
- По наличию палатализации (процесса смягчения, при котором на основную артикуляцию накладывается средненебная артикуляция, характерная для [j]): палатализованные (мягкие) парные согласные: [п’], [б’], [ф’], [в’], [м’], [т’], [д’], [с’], [з’], [‾ж’], [‾ш’], [ч’], [н’], [л’], [р’], [к’], [г’], [х’]; непарные: [ч’], [‾ш’], [j’]; веляризованные (твердые) непарные: [ш], [ж], [ц].
Фонетические процессы
Звуки речи в речевом потоке различно воздействуют друг на друга. Это воздействие определяется:
- влиянием общих условий произношения: положение под ударением или без ударения, положение в начале или в конце слова, характер слога;
- влиянием соседствующих звуков, поскольку рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего.
Влияние общих условий произношения на характер реализации звука приводит к позиционным изменениям звуков: редукции безударных гласных, протезам, оглушению звонких согласных в конце слова, сингармонизму.
Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные фонетические изменения: аккомодации, диссимиляции, ассимиляции, диэрезы, эпентезы, метатеза, протеза, гаплологии и др.
Позиционные изменения
Редукция (лат. reduction – возвращение, приведение обратно) – артикуляционное и акустическое изменение звука, связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности. Чаще редукции подвергаются гласные звуки. Виды редукции: количественная и качественная.
При количественной редукции в безударном положении уменьшается длительность и сила гласного, тембр не изменяется, потому что тембр, как мы помним, обусловлен формой резонатора: шнур – шнурок – шнуровать.
При качественной редукции изменяется длительность и характер артикуляции (т.е. тембровые характеристики) безударного гласного:
- полк ([о] огубленный заднего ряда среднего подъема);
- п˄лк’и (в первом предударном слоге [˄] – это уже не [о], а звук, который ближе по артикуляции к [а]. Но это [а] среднего, а не нижнего, как [а] под ударением, подъема заднее-среднего ряда и не огубленный;
- пълк˄вой (во втором предударном слоге [ъ] – гласный звук среднего ряда среднего подъема нелабиализованный. Это примеры частичной редукции. Но редукция гласных звуков может быть и полной: пров(о)лока, сут(о)лока, жав(о)ронки, все-т(а)ки.
Редуцироваться могут и согласные звуки. А.А. Реформатский полагает, например, что превращение [й] в [и] (и неслоговое) в конце слогов и оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова – это следствие редукции согласных: май, стороной, войско; паровоз, друг, пруд и т.п.