Семинар 1. Междисциплинарные области исследования языка. (2 часа).
Темы для обсуждения:
1.Причины возникновения междисциплинарных исследований в науке.
2.Сущность междисциплинарности. Объект, предмет и метод в междисциплинарном исследовании.
3.Психолингвистика как теория речевой деятельности.
4.Социо- и этнолингвистические исследования социального бытования языка.
5.Когнитивное и нейролингвистическое направления в исследовании языкового механизма.
6.Математическая лингвистика. Компьютерное моделирование речевой коммуникации.
Семинар 2. Особенности развития языка в различные исторические эпохи. (2 часа).
Темы для обсуждения:
1.Социальные общности и типы языков.
2.Родоплеменные диалекты эпохи первобытнообщинного строя.
3.Возникновение донациональных литературно-письменных языков.
4.Становление национальных литературных языков, их основные характеристики.
5.Тенденции развития литературных языков в эпоху глобализации.
Семинар 3. Вопросы единства и варьирования языка.
Темы для обсуждения:
1.Типы социального варьирования языка и речи.
2.Стратификационное варьирование языка: литературный язык и внелитературные разновидности языка.
3.Понятие социолекта.
4.Жаргон, просторечие, арго, профессиональный язык.
5.Ситуативное варьирование речи в зависимости от социальной роли говорящего.
Семинар 4. Проблемы языковой нормы. (2 часа).
Темы для обсуждения:
1.Соотношение системы, нормы и узуса как фактор динамики языковых изменений.
2.Сущность нормативного подхода в языковедении.
3.Понятие орфографической нормы.
4.Понятие орфоэпической нормы.
5.Описательные и нормативные грамматики языка.
Семинар 5. Концептуальная и языковая картины мира.
Темы для обсуждения:
1.Язык и культура в трудах В. фон Гумбольдта.
2.Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б.Л. Уорфа.
3.Понятие языковой личности. Вторичная языковая личность.
4.Понятие тезауруса.
Семинар 6. Национальное и универсальное в языке и речевом поведении.
Темы для обсуждения:
1.Национально-культурная специфика речевого этикета.
2.Понятие безэквивалентной лексики.
3.Реалии и их отражение в языке.
4.Теория лакун.
5.Безэквивалентная лексика и перевод.
6.Специфика межкультурной вербальной коммуникации.
7.Фоновые знания и лексическое значение слова. Учет фоновых знаний при переводе.
8.Национально-культурная специфика коннотаций. Национально-культурная специфика фразеологии и афористики.
Семинар 7. Историческое развитие языков.
Темы для обсуждения:
1.Внешние и внутренние факторы развития языка.
2.Исторические изменения в фонетике.
3.Исторические изменения в грамматике.
4.Исторические изменения в лексике.
Семинар 8. Значение письма и письменности в истории общества.
Темы для обсуждения:
1.Соотношение письменного и звукового языка.
2.Особенности устной и письменной коммуникации.
3.Понятие графемы. Понятия алфавита, графики и орфографии.
4.Транскрипция и транслитерация.
5.Роль письма в возникновении цивилизации. Предпосылки возникновения письма.
6.Предметное письмо Пиктография. Словесное /идеографическое/ письмо; типы идеограмм /словесные знаки, знаки-детерминативы, фонетические знаки/.
7.Виды фонографического письма: слоговое, консонантное, вокально-консонантное.
Семинар 9. Графика, орфография и ее основные принципы.
Темы для обсуждения:
1.Принципы орфографии в русском языке.
2.Специфические принципы орфографии в изучаемых языках.
Семинар 10. Языковой знак.
Темы для обсуждения:
1. Понятие знака и различные трактовки его сущности.
2. Типы знаков.
3. Специфика языка как знаковой системы.
4. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке.
5. Трактовка языкового знака в современных лингвистических теориях.
Семинар 11. Основные типы отношений в языке.
Темы для обсуждения:
1.Синтагматические отношения в языке.
2.Парадигматические отношения в языке.
3.Иерархические отношения в языке.
4.Основные и промежуточные уровни в языке.
Семинар 12. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.
Темы для обсуждения:
1.Язык как система взаимосвязанных уровней, межуровневые связи.
2.Основные и промежуточные уровни языка.
3.Проблема системных отношений в синхронии и диахронии.
4.Системность в лингво- и антропоцентрическом подходах.
5.Особенности системных отношений на различных уровнях языка.
6.Понятие открытой и закрытой системы.
7.Значимость как характеристика элемента языковой системы.
Семинар 13. Артикуляционные характеристики звуков.
Темы для обсуждения:
1.Органы речи.
2.Артикуляционная классификация гласных (основные критерии).
3.Артикуляционная классификация согласных (основные критерии).
Семинар 14. Основные разделы и понятия морфологии. Понятие грамматической категории. Виды и средства синтаксической связи.
Темы для обсуждения:
1.Понятие грамматического значения.
2.Средства выражения грамматического значения в разных языках.
3.Грамматическая категория. Типы грамматических категорий
4.Части речи, их номенклатура и принципы выделения в родном и изучаемом языках.
5.Словосочетание как Основные виды подчинительной связи.
6.8.Сложное предложение. Виды отношений между его частями.
9.Понятие глубинной и поверхностной структур предложения. Метод синтаксического анализа по непосредственно составляющим.
Семинар 15. Понятие лексического значения. Особенности системных отношений в лексике.
Темы для обсуждения:
- Лексема как двусторонняя самостоятельная единица языка.
2.Трактовка сущности лексического значения в разных лингвистических школах.
3.Компоненты лексического значения слова.
4.Понятие внутренней формы слова.
Семинар 16. Лингвистическая карта мира. Методы исследования языкового разнообразия.
Темы для обсуждения:
1.Многообразие языков мира. Общая характеристика.
2.генеалогической классификации. Основные семьи и группы.
3.Ареальная классификация языков.
4.Морфологическая классификация языков. Общая характеристика.
5.Методы лингвогенетических исследований.
6.Методы лингвогеографических исследований. |