ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В процессе освоения курса каждый студент защищает Проект-презентацию (40-45 слайдов) одной из следующих проблем:
- Виды ошибок в текстах рекламы.
- Основные проблемы написания слогана.
- Проблема длины рекламного текста.
- Проблема жанра в рекламе.
- Проблема организации вербальной информации в тексте рекламы.
- Проблема отбора слов в рекламный текст.
- Проблема применения тропов в рекламном тексте.
- Проблема скрытой рекламы.
- Проблема социальной рекламы поликультурного города.
- Проблема стиля рекламного текста.
- Проблема суггестивных свойств рекламного текста.
- Проблема языковой игры в рекламе.
- Реклама как отражение национального менталитета.
- Рекламный дискурс: специфика семиотического пространства и модель функционирования.
15.Рекламный текст и проблемы манипуляции.
- Рекламный текст: проблема восприятия.
17.Язык рекламы и проблема перевода рекламных текстов.
Семинар 1. Текст как междисциплинарное понятие. Рекламный текст.
ВОПРОСЫ
- Понятие текста в разных научных областях: лингвистики, текстологии, литературоведении, культурологи, философии.
- Текст в работах М.Бахтина.
- Текст в семиотике. Текст в постмодернистской модели (Р. Барт).
- Рекламный текст и рекламное объявление.
- Рекламная тема и рекламная идея как интегрирующие композиционно-содержательное пространство рекламного текста.
- Соотношение в рекламном тексте вербального, визуального и аудиального текстов.
- Понятие синтетического рекламного текста.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Создайте текстовые рекламные материалы по теме: автомобиль, цветы, услуги (на выбор), модная одежда и др.
Задание 2. Проанализируйте тексты рекламы и ответьте на вопрос: что должно привлечь реципиента (конкретная информация, содержащаяся в рекламном тексте, основные идеи рекламного текста, хорошее эмоциональное впечатление о РТ, другое):
А) Частный инвестор приглашает партнеров для создания региональной финансовой компании по продвижению льготных финансовых средств государственно-частной программы для предоставления клиентам на все территории РФ. Гарантированная доходность компании до 100 млн. рублей в год и более. Ваше участие в софинансировании создания компании от 1,5 – 3 млн. рублей. Souz-urfo@bk.ru 8(982)6312231.
Б) Диплом. Аттестат. Образовательные справки. У нас Вы можете приобрести любые образовательные документы. Дипломы, Аттестаты, Удостоверения, Сертификаты. Справки: Академ. Справку. Справку вызова на сессию. Медицинские справки. Доставка по России бесплатна.
В) Отдам крысят в добрые руки за символическую цену. Тел. 8-904-17-64-690 на неделю (26.07.2016).
Задание 3. Выберите журнал для наиболее целесообразного размещения рекламы:
- детской электромеханической игрушки;
- мужской сорочки модных расцветок;
- фотокамеры из пластмассы ярких цветов, с простым управлением;
- качественной и дорогой фотокамеры с большим количеством функций;
- услуги дополнительного медицинского страхования;
- военной службы по контракту;
- сети компьютерных магазинов.
Задание 4. Какие различия между японскими и американскими туристами вы бы порекомендовали учитывать при разработке рекламного текста о российском городе?
Семинар 2. Художественная ценность рекламного текста.
ВОПРОСЫ
- Определение художественной ценности. Понятие художественного приема.
- Художественное своеобразие рекламного текста на разных лингвистических уровнях.
- Семантика и прагматика художественных приемов на разных лингвистических уровнях.
- Идиома. Цитата. Буквальная и трансформированная цитация как способ достижения художественной ценности РТ.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Проанализируйте рекламные тексты старшеклассников, укажите положительные и отрицательные стороны, «находки» и «поражения». Предложите свои варианты рекламы.
Мыло «Нарцисс»
Он твой постоянный спутник. Он нежен и приятен. При общении с ним ты всегда испытываешь удовольствие. Его запах сводит тебя с ума. Ты любишь его. Это он – «Нарцисс» - лучшее мыло для тебя.
Мыло из серии «Полевые цветы»
Вы хотите, чтобы Ваша кожа стала красивой и здоровой? Вы хотите выглядеть моложе? Попробуйте мыло из серии «Полевые цветы»: «Ромашковое» подойдет для проблемной кожи, «Фиалка» с нежным ароматом придаст Вам свежесть и очарование, а с «Незабудкой» Вы будете просто неотразимой.
Мыло «Опера»
Жизнь кажется вам слишком однообразной? Хочется быть похожей на героиню любимого сериала? Все в ваших руках! Улыбка, ухоженный вид, больше чувственности - и поклонников у вас будет не меньше, чем у звезды телесериала! Станьте звездой своей мыльной оперы!
Мыло «Тюльпан»
Непревзойденные очищающие свойства органично сочетаются в этом мыле с неповторимым цветочным ароматом. Попробуйте его, и Вы поймете, что невозможно найти мыло совершеннее «Тюльпана».
Мыло Soft
Во всем мире женщины заботятся о своей коже. Хорошее мыло надолго сохранит молодость кожи, поэтому я выбираю мыло Soft с керамидами и экстрактами сахарного тростника, которые служат источником энергии клетки и способствуют ликвидации морщин, ведь я этого достойна.
Мыло «Защита»
Новое мыло «Защита» эффективно борется с бактериями и микробами, очищает от грязи и оставляет нежный аромат. Оно совершенно безопасно для рук, хорошо пенится и легко смывается. Сертифицированное мыло «защита» фабрики «Красный богатырь».
Задание 2. Составьте собственные рекламные тексты на темы канцелярские принадлежности, компьютерная техника, телефония и т.п., используя идиомы и цитацию.
Семинар 3. Слоган.
ВОПРОСЫ
- Определение слогана. Функции слогана.
- Требования к слогану (краткость, запоминаемость, переводимость на другие языки).
- Типология слоганов. Корпоративные и товарные слоганы.
- Слоганы широкого и узкого применения.
- Рациональные и эмоциональные слоганы.
- Суррогатные слоганы. Слоган и логотип.
- Маркетинговая и художественная ценность слогана.
- Принципы создания слогановых конструкций.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Перед вами слоганы различных компаний:
- Билайн. Живи на яркой стороне
- МегаФон. Будущее зависит от тебя.
- Toyota. Управляй мечтой
- Инвайт. Просто добавь воды
- Mirinda. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша
- Rexona. Никогда не подведет
- Orbit. Самая вкусная защита от кариеса
- Все в восторге от тебя, а ты от Maybelline
- Gillette. Лучше для мужчины нет
- Wispa. Все дело в волшебных пузырьках
- Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way!
- Время есть. Есть Meller
Адаптируйте эти слоганы таким образом, чтобы они были максимально короткими. Кроме того постарайтесь, по возможности, передать оригинальную идею подлинника.
Задание 2. Заполните пропуски в слоганах подходящими по смыслу словами:
- Эхо Москвы. Слушайте радио, остальное — …
- Русское радио. Все будет …
- КоммерсантЪ. Для настоящего коммерсанта — … лет не срок
- Техносила. Знаем людей, предлагаем …
- Эльдорадо. Родина … цен
- Техносила. Магазины … смысла
- Indesit. Мы работаем, вы …
- … бытовая техника существует. Доказано Zanussi
- Сам Самыч. Пельмешки без …
- Danissimo. И пусть … мир подождет
- Ресторан Обломов. Полное собрание …
- Pedigree. Знак заботы и …
Семинар 4. Заголовок.
ВОПРОСЫ
- Определение заголовка.
- Функции заголовка.
- Классификация заголовков Классификация по формальному принципу: объем, цвет и шрифт, использование двух алфавитов. Классификация по характеру апелляции. Классификация по характеру коммуникативной техники.
- Виды заголовков, состоящих из двух и более предложений.
- Маркетинговая и художественная ценность заголовка.
- Эпиграф и заголовок.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Используя приведенные ниже шаблоны заголовков, составьте свои оригинальные заголовки РТ на темы лекарственных препаратов:
Предложите что-нибудь бесплатно.
(Бесплатная доставка по ………..!)
Обратитесь к клиенту.
(Ремонт машин! Строителям! Боль в суставах!)
Реклама как новость.
(Раскрыт секрет омоложения!)
Задайте интригующий вопрос.
(Как заработать 1000 $ за один день?)
Используйте отзывы.
(«Моя жена на седьмом небе!”) (Реклама ВИАГРЫ))
Используйте слово «КАК”.
(Как стать успешным?)
Обещайте
(Перхать исчезнет после разового использования!)
Используйте слова «эти” и «почему” в заголовках.
(Почему Майкл Джексон рекомендует это?)
Используйте слова «я” и «мой” в заголовках.
(Я начал новую жизнь!)
Поместите название товара в заголовок.
(Работай сколько хочешь с новым ноутбуком …)
Используйте слово типа «требуется”.
(Требуются люди с болью в суставах)
Броские слова.
(Впервые! Внимание! Наконец-то!)
Используйте слова типа «прорыв”, «революция”, «рекорд”
(Революция борьбы с ожирением!)
Используйте слова «интересно», «история», «представьте себе»
(Представьте себе лазурный берег моря…)
Используйте крупный шрифт.
(ЛУЧШЕЕ средство борьбы с БОЛЬЮ)
В заголовке должно быть столько слов — сколько вам необходимо.
(Боль!? Или Вы еще не знаете, как эффективно бороться с болью в спине?)
Но лучше не увлекаться. :)
Выделите главное.
(Средство от ревматизма. Значительно дешевле аналогов.)
Используйте слова типа «кто еще…”.
(Кого еще беспокоит лишний вес?)
Устройте экзамен.
(Знаете ли вы, как избавится от лишнего веса?)
Используйте гарантии.
(Результат гарантируем)
Сосредоточьтесь на положительном.
(Забудьте о перхоти навсегда)
Можно упомянуть и недостатки.
(Дорого? Но жизнь дороже!)
Акцентируйте внимание на целевой аудитории
(Внимание! Для всех рыбаков скидки!)
Ограничивайте шутки, Вы же не клоун.
«Легко и быстро”.
(Как легко и быстро избавится от боли в спине?)
Говорите про положительный эффект конечного результата.
(В конце курса лечения Вы обретете новую жизнь)
Используйте уже проверенные временем рекламные текста.
Приведите доводы.
(101 причина купить телевизор «ХХХ”)
Используйте прием «до – и — после”.
(Правильный и не правильный способ лечить боль в спине)
Семинар 5. Основной рекламный текст (ОРТ).
ВОПРОСЫ
- Определение основного рекламного текста (ОРТ). Функции ОРТ.
- Требования к объему ОРТ, вариация объема в зависимости от рекламируемого товара, целевой аудитории, типа рекламного сообщения.
- Классификация моделей ОРТ.
- Семантика и прагматика использования разных моделей ОРТ.
- Рациональные модели ОРТ: модель с УТП, модель перевернутой пирамиды, ОРТ- список, ОРТ-инструкция.
- Художественные модели ОРТ.
- Классификация ОРТ на основании формального признака: параграфная реклама, минимизированный ОРТ.
- Маркетинговая и художественная ценность ОРТ.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Подберите образец рекламного текста (почтовая реклама, печатная реклама, рекламный модуль в газете и т.д.), проанализируйте с точки зрения состава, модели ОРТ и обдумайте роль каждого из них в воздействии на потребителя.
Семинар 6. Эхо-фраза.
ВОПРОСЫ
- Понятие эхо-фразы. Функции эхо-фразы.
- Модели эхо-фразы.
- Использование бренда и логотипа в эхо-фразе.
- Эхо-фраза как повторение слогановой конструкции.
- Эхо-фраза как повторение основной идеи рекламного текста с дублированием лексики слогана.
- Эхо-фраза как выражение основной идеи рекламного сообщения.
- Маркетинговая и художественная ценность эхо-фразы.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Составьте эхо-фразы в паре со слоганами (по 10 примеров каждому) для следующих категорий продуктов: автомобили и мотоциклы, ювелирны е изделия, сигареты, пища, домашнюю мебель и др. Проанализируйте составленные эхо-фразы с точки зрения выражения основной идеи рекламного текста, маркетинговой и художественной ценности.
Семинар 7. Реквизиты.
ВОПРОСЫ
- Определение реквизитов.
- Функции реквизитов.
- Пространственное расположение реквизитов.
- Представление информации в реквизитах.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Составьте оригинальные рекламные реквизиты, учитывающие специфику каждого рекламного текста:
А) ВНИМАНИЕ КОНКУРС!
Масло «Крестьянка»
Вырезать знак!
Придумать рифму!
Сосчитать коров!
Суперприз! Samsung
Примите участие в конкурсе, объявленном торговой маркой «Крестьянка», и вы сможете выиграть замечательные призы от Samsung.
Это Суперприз – холодильник серии SR, а также стиральная машина NSQ 1400, мощный пылесос VC 6413, микроволновая печь с грилем CE 115 KSR и многое другое.
Б) 500 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ – ЗА ИМЯ!
Крупнейший российский производитель косметики, парфюмерии, средств бытовой химии ордена «Знак почета» парфюмерно-косметическая фабрика «Уральские самоцветы» с 1 марта 1999г. объявляет Всероссийский открытый публичный конкурс по переименованию фабрики.
Больше полувека назад, в марте 1943-го, в Свердловске появилась парфюмерно-косметическая фабрика. Вместе со страной она пережила все трудности послевоенных лет, скромные новации шестидесятых, рутину семидесятых, социализм восьмидесятых и вошла в девяностые с названием «Уральские самоцветы», орденом «Знак Почета» на знамени и туманными перспективами, обещанными перестройкой.
В) ОСТОРОЖНО!
Информация для всех пользователей РИЗОГРАФОВ
Московское представительство фирмы RISO сообщает о неправомерных действиях, касающихся расходных материалов для ризографов. В частности, нефирменная краска низкого качества разливается в оригинальные тубы фирмы RISO и затем продается.
Подобные действия являются незаконными и подлежат преследованию в судебном порядке.
Мы настоятельно рекомендуем всем пользователям ризографов приобретать расходные и комплектующие материалы у наших официальных дилеров, поскольку использование материалов низкого качества приводит не только к снижению качества печати, но, главное, к поломке определенных узлов ризографа и, в конечном счете, к выходу машины из строя с последующим дорогостоящим ремонтом.
Г) НЕЗНАЙКА И «ВИТАФОН»
Знакомтесь, Незнайка – это я – главный конструктор аппарата «Витафон» – к такому выводу пытается подвести читателя журналист Петр Образцов в своей статье «Вся сила чудо-прибора ушла в свисток», опубликованной 13 октября. Что ж, готов слыть Незнайкой, если благодаря моему незнанию будут рождаться такие приборы, как «Витафон». О том, что это за прибор, судите сами. Я приведу лишь дословную выдержку из письма Тульского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов за №175, которое поступило к нам в тот же день, когда была напечатана статья Петра Образцова: «Наше общество посещает большое количество инвалидов города Тулы и Тульской области и рассказывает, что те, кто пользовался аппаратом, стали чувствовать себя лучше: так инвалид второй группы из г.Павловска Чувашева Г.И. после применения лечения „Витафоном“ обходится вообще без медикаментов. Другой инвалид, из г.Суворова, не вставала с постели, после лечения с помощью „Витафона“ она чувствует себя настолько лучше, что сама ходит в магазин и немного работает на приусадебном участке. Поэтому мы хотели бы иметь такой аппарат…».
Задание 2. «Сделай себе имя». Придумайте название для собственного торгового дома. Условие: в названии должны каким-то образом обыгрываться ваше имя, отчество или фамилия.
Семинар 8. Богатство языка
ВОПРОСЫ
- Звучание – произношение, благозвучие.
- Этимон – смысловое ядро.
- Синтагма – связь с прочими словами в контексте.
- Пойема – вариации смысла в зависимости от положения в пространстве рассматриваемой фразы, всего текста.
- Ноэма – то, что мыслится в слове.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Подберите свои рифмы к торговым маркам и сравните их с оригинальными, если таковые имеются:
- Gucci.
- Louis Vuitton.
- Burberry.
- Chanel.
- Versace.
- Prada.
- Dior.
- Alexander McQween.
- Giorgio Armani.
- Ralph Lauren.
- Hermes.
- Dolce & Gabbana.
- Salvatore Ferragamo.
- Dunhill.
- Calvin Klein.
- Adidas.
- Nike.
- Puma.
- Reebok.
- Columbia.
- Esprit.
- Converse.
Задание 2. Проанализируйте фоносемантическое значение рекламных слоганов:
- Зубная щётка Аquafresh: чистит с блеском, действует с головой.
- «Миринда»: Взрыв вкуса.
- Ваша киска купила бы «Вискас».
- Ровента: радость в вашем доме.
- Наш дом – «Домино».
- Читсота – чисто Тайд.
Задание 3. Составьте осмысленный рекламный текст из следующих слов: тысяча, момент, ночь, встречи, друзья, соблазн, движение, ритм, тело, праздник, танцы, музыка, развлечения, остановки. Испания, сон, явь, незабываемый.
Задание 4. Составьте из предложений одно сложное:
- 10 мая начинается распродажа тканей в магазине «Три сосны». Скидки до 70% на европейские ткани весенне-летнего сезона! Спешите, метражи ограничены!
- Чудо-гриль «Бабка Ежка» поступит в продажу 32 августа! Он сам режет, парит, смешивает, приправляет и подает на стол. Идет предварительная запись на ограниченную серию. Звоните 332-223-323!
- На склад тканей «Колыбель кутюрье» пришла новая поставка. В ассортименте шелка с редкими принтами. Увидите кружева с бисером. Приобретете однотонные атласы всех цветов. Приезжайте!
Задание 5. Образуйте простые предложения из сложного:
- Ателье мужского люкс-костюма «На игле» приглашает закройщика с опытом работы в индпошиве не менее 25 лет, которому обеспечивается достойная оплата, соцпакет, гарантируются личная помощница и обеды в соседнем кафе.
- Дизайнер одежды Ослик Иа приглашает всех поклонниц своего творчества на показ новой коллекции молодежной линии «Трын-трава», который начинается в 22-30, дресс-код также обязателен к соблюдению.
- Вы уже видели новую вышивальную машину «Девица 2.0», которая вышивает в 7 раз быстрее промышленной машины, а качество стежка - как у исконно русской мастерицы?
Задание 6. Семантически, синтаксически или стилистически трансформируйте фразы (выразитесь иначе на данную тему):
- Надежды, возлагаемые на март, с годами заметно трансформируются. В молодости человек весной мечтает заболеть любовной лихорадкой, а ближе к старости надеется не простудиться из-за капризов весенней погоды.
- Берегите друг друга – сейчас такое время, что очень сложно найти что-то действительно стоящее, настоящее.
- Говорите «спасибо» тому, что осталось за спиной. Пусть это было неприятно и болезненно. Но оно непременно научило нас чему-то важному.
- Хорошо, что есть время, расстояние и трудности. Порой, именно они дают понять, кто любит, кто дружит, а кто вообще не нужен.
- Никогда не говорите человеку, что не сможете без него жить. Сможете, если ум в голове имеется. Вот только глаза станут другими, и дышать сначала будет трудно…
Семинар 9. Тропы.
ВОПРОСЫ
- Понятие и функции тропов.
- Тропы количественные и качественные.
- Количественные: гипербола (преувеличение) и мейозис (преуменьшение).
- Тропы качества: метонимия, метафора, ирония.
- Символ и эпитет.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Какой из эпитетов более всего приемлем для существительного «результат», если с ним ассоциируются слова: плохой, отличный, действия, плачевный, экзамен, налицо, соревнований; оценка, работа, работы, анализа, неожиданный, эксперимента и др. Составьте рекламный текст на тему результат.
Задание 2. По аналогии с заданием 1 составьте рекламные тексты на темы игра, гарантия, качество, вкус, цена, продажа.
Задание 3. Составьте характеристики рекламной аудитории, которые могут помочь в предсказании эмоциональной реакции на рекламу. Смоделируйте ситуацию, в которой запомнившиеся отношения повлияют на эмоциональную реакцию: радость, восхищение, удивление, тоска, возбуждение, интерес, удовольствие и др.
Задание 4. Найдите метафоры и определите их тип в следующих рекламных текстах:
- Мало прорубить окно в Европу,
Нужно ещё поставить
Приличествующий стеклопакет,
Дабы служил он верой и правдой
Многие годы Вам и детям Вашим... (реклама « АВА-ПЛАСТ»);
- Вдохните жизнь в ваши ноги («Венитан-гель»);
- Аромат жизни (дезодорант 8X4);
- СИНЕРЖИ. Чтобы кожа сияла здоровьем;
- Теперь у здоровья два вкуса: свежая мята и лимон (зубная паста Blend-a-med);
- Идеальный путь к комфорту и отдыху (кондиционеры фирмы «Аттис»);
Путь к новым возможностям Интернет (процессор Pentium 3);
- Легкий путь к красоте! (косметика «Орифлейм»);
- Ваш путь к совершенству (приборы французской фирмы «Жезанн»);
Мюсли-батончики Corny — ваш путь к здоровому образу жизни!
- Идеальный путь к комфорту и отдыху (кондиционеры фирмы «Аттис»);
Путь к новым возможностям Интернет (процессор Pentium 3);
- Легкий путь к красоте! (косметика «Орифлейм»),
- Ваш путь к совершенству (приборы французской фирмы «Жезанн»);
- Наш паровоз вперед летит! (региональный сервисный центр железнодорожной техники ООО «Капелла»);
- Новейшее средство против старения... Вашей машины. Для здоровья мотора (моторное масло «U-Tech»).
Семинар 10. Фигуры речи.
ВОПРОСЫ
- Фигура как оборот речи.
- Фигуры мысли и фигуры для выражения мыслей.
- Фигуры мысли: фигуры убеждения, украшения и эмоционального воздействия.
- Фигуры убеждения: риторический вопрос, сообщение, предварение, сомнение, прохождение, уступка, вопрос или цепочка вопросов.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Составьте рекламный текст с использованием фигур речи на тему «Реклама меня».
Задание 2. Составьте текст рекламы, отражающий впечатление (воздействие), которое должен произвести на реципиента: рациональное, эмоциональное, серьезное, юмористическое, имиджевое и др.
Задание 3. Выберите десять известных вам торговых марок и опишите ассоциации, связанные с индивидуальностью каждой из них. Составьте перечень из пяти категорий товаров или услуг, торговую марку которых покупатели будут выбирать, основываясь, главным образом, на ее индивидуальности. |