факультет гуманитарных технологий
кафедра русского языка и издательского дела
КОДИФИКАЦИЯ ЯЗЫКА: ЦЕЛИ, СТРАТЕГИИ, ТЕХНОЛОГИИ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 035700 Лингвистика
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Основная цель дисциплины - обеспечить лингвистическую составляющую общей коммуникационной подготовки студентов.
«Кодификация языка» как учение о правильной, нормативной речи рассматривает нормы коммуникации в широком смысле, включая функционально-стилевые (текстовые) и коммуникативно-прагматические нормы, и обеспечивает достаточный для специалиста с высшим филологическим образованием уровень культуры речевой коммуникации. Поэтому в курсе ортологии важно сосредоточить внимание обучаемых на всех аспектах нормы – собственно языковом, коммуникативно-прагматическом, этическом, что соответствует задачам ортологической подготовки филологов в области коммуникативистики: основное содержание первой базируется на данных лингвистики и в то же время выходит за пределы ее содержательного поля – в области теории коммуникации, стилистики и риторики. И это не случайно, если учесть, что главными направлениями в изучении языка на современном этапе развития лингвистики являются когнитивное и коммуникативное в их все усиливающемся сопряжении, что обеспечивает функциональность как фундаментальное начало современной лингвистической парадигмы.
На каждом из уровней образования курс «Кодификации языка» решает свой набор и качество задач. Так, в бакалавриате его главная задача состоит в том, чтобы обучаемые приобрели компетенции в области культуры владения языком и, шире, культуры речевой коммуникации и получили первоначальные сведения из теории ортологии. При этом речь идет прежде всего о развитии общих коммуникативных способностей выпускника и его способностей к профессиональному общению, стало быть, о повышении уровня владения нормами профессиональной коммуникации.
«Кодификации языка» как дисциплина специалитета и магистратуры предусматривает более глубокий уровень овладения выпускниками нормами прежде всего и главным образом профессиональной коммуникации, включая ее научно-исследовательскую и деловую составляющие, освоение прикладных аспектов деятельности филолога-ортолога (редактирование и др.), а также углубление сведений из теории и истории развития нормы и ортологии, формирование представлений об основных процессах и тенденциях развития языка и коммуникации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями, предусмотренными ФГОС по направлению подготовки «Лингвистика», в т.ч.
владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
- Знать: способы анализа, обобщения информации, постановки целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи.
- Уметь: анализировать, обобщать информацию, ставить цели и отбирать пути их достижения, владеть культурой устной и письменной речи.
- Владеть: культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, культурой устной и письменной речи.
обладает когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (ПК-3);
- Знать: когнитивно-дискурсивными направления лингвистики, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах.
- Уметь: пользоваться когнитивно-дискурсивными навыками, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах.
- Владеть: когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах.
владеет особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-4);
- Знать: особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения; основные понятия и категории кодификации языка, фонетические нормы языка, грамматические нормы языка, лексические нормы языка,
- Уметь: пользоваться официальными, нейтральными и неофициальными регистрами общения; правильно понимать лингвистическую терминологию, давать определения основным лингвистическим понятиям в области кодификации языка, анализировать текст с точки зрения соответствия нормам современного русского литературного языка, составлять текст любой стилистической направленности; использовать лингвистические знания в изучении иностранных языков, в переводческой практике, в иной профессиональной деятельности
- Владеть: особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения; методами дифференциации социальных вариантов языка, навыками анализа языковых явлений на любом из его иерархических уровней.
умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ПК-9).
- Знать: приемы и способы создания и редактирования текстов профессионального назначения.
- Уметь: создавать и редактировать тексты профессионального назначения.
- Владеть: создавать и редактировать тексты профессионального назначения.
|