факультет гуманитарных технологий
кафедра русского языка и издательского дела
ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 035700 Лингвистика
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Цель учебной дисциплины «Основы языкознания»:
систематизировать общелингвистические знания, являющиеся базовыми для дальнейшего более углубленного изучения отдельных аспектов общего и частного языкознания, познакомить обучающихся с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития, формировать общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности лингвиста.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы языкознания» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) "бакалавр").
Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП.
Курс «Основы языкознания» является первым в системе методологических языковедческих дисциплин, которые изучаются бакалаврами-лингвистами. Он знакомит обучающихся с полученными наукой сведениями о языке – с его общественной сущностью, его строением и функционированием, изменением и развитием, с основными понятиями и терминами языкознания, расширяет их языковедческий кругозор.
Дисциплина «Основы языкознания» является вводным курсом для дисциплины «Основы теории первого иностранного языка», а также других языковых дисциплин.
Дисциплина преподается на первом курсе. Для ее изучения необходимы и достаточны знания, умения и навыки, формируемые в средней школе.
Понятия, осваиваемые на занятиях по «Основам языкознания», используются для объяснения фонетических, морфологических, семантических и синтаксических явлений в прохождении практических курсов первого и второго иностранных языков, в практикуме по культуре речевого общения, при разборе лингвистических трудностей в курсе практического перевода.
Курс «Основы языкознания» предназначен для слушателей первого года обучения факультета Гуманитарных технологий и иностранных языков РосНОУ. Курс призван дать первые сведения о структуре лингвистики, об устройстве и функционировании языка, познакомить слушателей с основными понятиями, терминологическим аппаратом и проблемами современного языкознания. Будучи по своей сути пропедевтическим, он направлен на то, чтобы заложить основу общей филологической подготовки бакалавров-лингвистов и создать базу для изучения частных проблем языкознания (в рамках курсов теоретической фонетики, лексикологии и др.).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями, предусмотренными ФГОС по направлению подготовки «Лингвистика», в т.ч.
обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
- Знать: основные закономерности социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов.
- Уметь: использовать эффективные способы социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов.
- Владеть: навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов.
владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
- Знать: правила построения устной и письменной речи.
- Уметь: пользоваться правилами построения устной и письменной речи.
- Владеть: культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи.
владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
- Знать: систему лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей.
- Уметь: пользоваться системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей.
- Владеть: системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей.
владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);
- Знать: основные дискурсивные способы реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия).
- Уметь: пользоваться основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия).
- Владеть: основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия).
владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);
- Знать: основные способы выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями.
- Уметь: пользоваться основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями.
- Владеть: основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями.
умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);
- Знать: способы выражения своих мыслей, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации.
- Уметь: свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации.
- Владеть: разнообразными языковыми средствами с целью выделения релевантной информации.
владеет основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов (ПК-23);
- Знать: основные математико-статистические методы обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов.
- Уметь: пользоваться основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов.
- Владеть: основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов.
умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);
- Знать: правила работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач.
- Уметь: работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач.
- Владеть: навыками работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач.
- Знать: структуру языкознания, его основные понятия и категории, общественные функции языка, гипотезы происхождения языка, законы и тенденции в историческом развитии языка, классификации языков по генеалогическому и структурному критериям, современные проблемы языкознания, проблемы прикладной лингвистики.
- уметь: правильно понимать лингвистическую терминологию, давать определения основным лингвистическим понятиям, анализировать морфемную структуру слова и вычленять словообразовательные модели, определять нюансы значения слов в различных контекстах, распознавать средства тема-рематического оформления фраз, выявлять типы предложений, проводить анализ текста (и его отдельных фрагментов), использовать лингвистические знания в изучении иностранных языков, в переводческой практике, в иной профессиональной деятельности.
- владеть: методами дифференциации социальных и территориальных вариантов языка, навыками анализа языковых явлений на любом из его иерархических уровней.