Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
Тема 1. Текст как объект и предмет лингвистики. Становление и развитие теории текста в лингвистике. Риторика и филология как колыбель теории текста.
Возникновение лингвистической теории текста. Особенности теории текста как формы гуманитарного знания. Понятие текста в филологии (лингвистике и литературоведении), философии, семиотике, герменевтике, культурологии, теории информации.
Текст как объект профессиональной деятельности специалиста книжного дела. Связь понятий «текст», «вербальная и визуальная информация», «издание», «книга». Специфика книговедческого понимания текста.
Семантика латинского слова texus. Связь языка, речи и текста с точки зрения лингвистики и семиотики. Текст как сложно организованный смысл. Основные положения современной литературоведческой теории текста. Функции текста.
Тема 2. Учение о тексте в середине XIX – середине XX вв.
Упадок риторики и процесс дифференциации филологического знания и филологических наук. Середина XIX – середина XX вв. – период накопления эмпирических фактов и теоретических сведений о тексте, выдвижения в языкознании и других гуманитарных науках ряда фундаментальных идей, стимулировавших складывание к концу периода лингвистической теории текста.
Анализ построений, выходящих за рамки предложения: период (уже в Русской грамматике М.В. Ломоносова), конструкции с чужой речью (у М.В. Ломоносова, Н.И. Греча, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева и др.), сложное целое и абзац (у A.M. Пешковского). Описание языка художественной литературы и стилистика (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.С. Поспелов).
Роль М.М. Бахтина в создании теории текста. Идея Бахтина об особом статусе науки о тексте. Идея личностной природы текста («текст как откровение личности»): текст и автор, текст и читатель. Учение Бахтина о двух видах познания (гуманитарном, диалогическом и естественно-научном, монологическом) и понятия о тексте. Учение М.М. Бахтина о произведении как единстве текста и контекста.
Роль формальной школы (1910 – 1920 гг.) в изменении методологической картины науки в XX веке: переход от главенства историко-генетического описания текста к главенству его структурного описания. Идеи Ю.Н. Тынянова о литературе как динамической речевой конструкции и о произведении как системе.
Тема 3. Теория текста в 60–80 годы XX в.– начале XXI в.
Изменение предмета теории текста – не сочетание предложений (сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство и др.), а целый текст.
Поиск сущности текста – признание его места в системе язык: речь (текст – высшая синтаксическая единица), квалификация его как синтаксического знака, установление его иерархической структуры, рассмотрение в аспектах плана содержания и плана выражения, функциональном, с позиций моделирования и др.
Структурализм (1950 – 1970-е гг.) как особый тип человеческой практики и универсальная точка зрения на мир. Четыре значения термина «структура». Техника структурного анализа текста.
Движение от структурализма к постструктурализму (1970 – 1980-е гг.) как смена представлений о тексте и произведении. Методологические установки и основные понятия постструктурализма. Техника текстового анализа. Взаимосвязь понятий «текст», «письмо», «дискурс», «социолект».
Теория и методология «нового историзма» (1990 – 2000-е гг.) как новое представление о тексте и контексте. Историчность текста и текстуальность истории. Единство интертекстуального, дискурсивного и биографического анализа текста.
Проблема единиц текста, многоаспектное исследование сочетания предложений сверхфразового единства, – сложного синтаксического целого, прозаической строфы, речевого типа (повествования, описания и рассуждения) и др.
Расширение фактической базы исследований текста: работы по материалам не только художественных текстов, но и устных и разговорных, монологических и диалогических, публицистических и деловых и др.
Тема 4. Теория текста как наука. Объект теории текста и его изучение. Принципы построения предмета теории текста. Предмет теории текста. Постижение «жизни» текста как важнейшая задача современной теории текста.
Объект теории текста и его изучение. Объектом современной теории текста как науки является коммуникативная деятельность человека посредством текста. В основе формирования объекта теории текста лежит признание современной наукой коммуникативной сущности текста.
Построение теории текста на основе принципа деятельности, текст и другие компоненты коммуникативной деятельности рассмотриваются на разных уровнях: абстрактном, среднем и конкретном: текст как таковой, текст-тип, текст-феномен. При этом на каждом из уровней рассмотрения текста в нем видится двуединство процесса и продукта.
Предметом теории текста является текст. Далее в процессе оппозитивного рассмотрения текста в соотношении сначала с микросредой, а затем – с макросредой устанавливаются его сущностные характеристики. Текст и микросреда его существования. Микросредой существования текста является акт коммуникативной деятельности человека посредством текста.
«Жизнь» текста – это его изменения в процессе его существования в коммуникативном пространстве.
Тема 5. Текст в его отношении к участникам коммуникации. Из истории изучения текста в его отношении к участникам коммуникации.
Рассмотрение текста в системе говорящий – текст – слушающий предполагает обращение к коммуникативной ситуации и коммуникативному акту. Сообщение / текст представляет собой информацию, передаваемую при условии установления контакта говорящим-адресантом слушающему-адресату посредством языкового кода. Влияние на коммуникацию контекста как совокупности внеязыковых факторов. Эффективность контакта в коммуникативном акте определяется адекватностью переданной и полученной информации.
Тема 6. Система говорящий – текст – слушающий в риторике, герменевтике, психолингвистике, стилистике, литературоведении, семиотике, лингвистике текста.
Система говорящий – текст – слушающий в риторике. Объектом риторики признается речь. С одной стороны, текст оценивается как средство воспроизведения (эвоцирования) процесса убеждения. С другой стороны, текст рассматривается как результат реализации когнитивной модели убеждающей коммуникации.
Система говорящий – текст – слушающий в герменевтике. Изучение способности субъекта коммуникации к декодированию знаков обыденного языка, текст закрепляет в языковых формах модель отношений действительности, освоение ее человеком. Текст как опредмечивание человеческой субъективности. Типы понимания текста.
Система говорящий – текст – слушающий в психолингвистике. Типология (А.Р. Лурия) речевых произведений, основным критерием которой является форма произведения – письменная или устная, причем последняя имеет подвиды: монолог и диалог. Понимание текста как последовательное изменение структуры, воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мыслительного центра ситуации от одного элемента к другому.
Система говорящий – текст – слушающий в стилистике. Предметом стилистики является стиль во всех языковедческих значениях этого слова: как индивидуальная манера исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т. д. Направления стилистики. Дескриптивная стилистика описывает выразительный потенциал элементов речи (A.A. Хилл и др.); текстовая стилистика рассматривает общие закономерности описания текста в аспекте вариативности выбора говорящим языковых средств (У. Хендрикс и др.); функциональная стилистика соотносит текст и внетекстовые подсистемы языка (функциональные или коммуникативные стили) (Ш. Балли, А.Н. Кожин, В.В. Одинцов и др.); прагматическая стилистика рассматривает использование говорящим языка в разных ситуациях, описывает предпосылки успешного совершения речевых актов (Э. Бенвенист, Г.О. Винокур и др.).
Система говорящий – текст – слушающий в литературоведении. Проблема понимания текста в литературоведении связана с вопросом определения понятия «художественное произведение».
Тема 7. Коммуникативное направление в изучении текста в системе говорящий – текст – слушающий. Текст в процессе деятельности участников коммуникации. Порождение. Понимание и интерпретация текста.
Текст как речевой элемент коммуникативного акта в частности и коммуникативной ситуации в целом. С одной стороны, текст является продуктом деятельности адресанта, с другой стороны – объектом деятельности адресата. Он объединяет две стороны коммуникативного процесса – конструкцию и реконструкцию, которые соотносятся с такими деятельностными принципами как анализ и синтез.
Тема 8. Текст как продукт деятельности первого участника и объект деятельности второго участника. Текст и идея. Текстовая (дискурсная) личность.
Аналитический и синтетический подходы в исследовании текста. Граница, отделяющая человека от мира текста, комплекс текстовых идей. Изучение речекоммуникативного аспекта текста акцентирует ракурс исследовательского внимания на субъективном факторе в языке и речи, что реализуется в рассмотрении понятия текстовая (дискурсная) личность.
Коммуникативность - основная категория, характеризующая текст в системе говорящий – текст – слушающий является категория.
Тема 9. Категории и классификации текстов, рассматриваемых в коммуникативном аспекте.
Основываясь на деятельностной природе коммуникации, классификация текстов осуществляется в рамках оппозиции первичности – вторичности. В основе классификации текстов, характеризуемых в коммуникативном аспекте, – принцип первичности / вторичности организации текстовой системности. Данный принцип нередко используется в качестве системообразующего при таксономическом рассмотрении коммуникации и коммуникативных единиц.
Тема 10. Знаковый характер текста. Из истории изучения знакового характера текста. Понятие знака и текст. Иерархичность знаковой структуры текста.
Текст, являясь признанным объектом лингвистического описания, представляет собой знак и одновременно, будучи уровнем языка, сам состоит из знаков. Текст есть осмысленная последовательность любых знаков – вербальных, визуальных, аудиальных и пр. – выступающая как целостность для передачи информации различного характера в процессе коммуникации.
Тема 11. Типы знаков и текст. Гетерогенность текста. Семантика. Синтактика. Прагматика. Признаки текста как знака.
Знаки индексные, иконические и символические. Метазнаки – знаки, при помощи которых описываются другие знаки-объекты. Все научные тексты включают в себя метазнаки; тексты рекламы, PR-тексты. Тексты современной художественной литературы (постмодернистские) не только активно включают в свой состав метазнаки, но и сами являются метазнаком.
Ю.М. Лотман: коммуникативная и смыслообразующая функции текста. В этом случае текст выступает не просто упаковкой языка, а генератором смыслов. Текст принципиально гетерогенен и гетероструктурен, он является манифестацией многих языков.
Семантика исследует отношение описания к описываемой действительности (отношение изображения к изображаемому), синтактический уровень исследует внутренние структурные закономерности построения описания, наконец, прагматика исследует отношение описания к человеку, для которого оно предназначается.
Описание знака как структуры, объединение знаков в иерархически организованные последовательности, существование знаков различных типов (символов, индексов, икон, метазнаков) и наличие у знака трех типов отношений – с другими знаками, действительностью и пользователями этим знаком – все это база для описания текста как знаковой системы.
Тема 12. Конструктивная организация текста. Свойство членимости текста.
В связи с семиотической концепцией в тексте выделяется три типа организации: конструктивная, семантическая и прагматическая. На каждом из этих уровней по-своему воплощается коммуникативное напряжение.
Динамическая структура текста строится как некоторое количество статических моделей, находящихся в определенном подвижном отношении. Статическое описание – это некий этап в динамическом описании текста и статическая модель отражает не структуру текста, а структуру одного из конструктивных принципов, на скрещении которых текст живет.
И.Р. Гальперин выделяет два типа членения текста – объемно-прагматическое и контекстно-вариативное.
Тема 13. Связность как основное конструктивное свойство. Целостность текста как основное конструктивное свойство.
К кругу вопросов, связанных с феноменом текста и достаточно освещенных лингвистикой текста, принадлежит вопрос о связности текста, которая представляется как основное, и часто даже текстообразующее свойство текста. Понятие связности: последовательность знаков расценивается как связная, так как имеет место повторяемость различных знаков, их форм, а также смыслов. Различают локальную и глобальную связность.
Цельность - такое свойство текста, которое предполагает наличие единства тематического, концептуального, модального, его суть в семантической неаддитивности (текст как целое всегда больше суммы его элементов).
Тема 14. Парадигматический и синтагматический принципы организации текста.
Все множество конструктивных построений текста сводятся к двум принципам: первый принцип делает все элементы текста эквивалентными, уравнивает элементы текста, даже те, которые в естественном языке не являются уравненными; второй принцип соединяет то, что в естественном языке не может быть соединено, это принцип метафоры. При этом принцип эквивалентности понимается расширительно: включаются все случаи эквивалентности в тексте. Принцип метафоры тоже толкуется расширительно, т. е. как возможность снять любые ограничения на соединения текстовых элементов.
Эквивалентность составляет суть парадигматического принципа конструктивной организации текста как «равноценность», «равнозначность», т. е. равенство по какой-либо ценности, по какому-либо значению. Суть синтагматического принципа конструктивной организации текста состоит в метафоре, понимаемой как соединение элементов, не соединяемых вне данной конструкции текста.
Тема 15. Семантическая организация текста. Семантическое пространство текста. Денотативная структура текста. Концептуальная структура текста.
Любой текст обладает определенной формой, выражает и некоторое содержание, смысл. Для обозначения информации, содержащейся в тексте, используют в основном термины «содержание» и «смысл». И.Р. Гальперин относит информативность к одним из основных признаков текста, при этом специально подчеркивает, что информативность свойственна именно тексту и только тексту, а не части текста, не единице текста. Он выделяет два типа информации в тексте – содержательно-фактуальную информацию и содержательно-концептуальную информацию.
«Семантическое пространство» текста как содержательная сторона текста как знака. Денотативная структура текста как отражение «воплощенного в тексте индивидуально-авторского знания о мире, представленного в интерпретированном отображении глобальной ситуации, состоящей из макроситуаций и микроситуаций, связанных определенными отношениями и в совокупности раскрывающих главную тему» текста. Выделение концептуально значимого смысла базируется на представлении о конкретной денотативной структуре текста, которая выявляется на основе обобщенных индуктивных операций и окружена модальной оболочкой.
Тема 16. Коммуникативно-прагматическая организация текста. Фигура говорящего и фигура слушающего в структуре текста. Проблема границ текста. Пресуппозиция как единица прагматического уровня текста.
Образ автора описывается через принципы группировки, отбора текстовых элементов, через способы изображения действующих лиц, через описание композиции текста.
Всякий текст являет собой особый мир со своим пространством, временем, со своей системой ценностей, оценок, своими нормами поведения. И этот текстовый «индивидуальный» мир необходимо отграничить от других миров: реального – мира «речевого текста» и ирреального – мира других текстов. Коммуникативные и пространственные границы – это внешняя рамка текста, обеспечивающая его отдельность, индивидуальность и самобытность в коммуникации и культуре. Внешняя рамка отделяет текст от того, что по отношению к нему является нетекстом.
Пресуппозиция как элемент текста, который не утверждается, а предполагается известным заранее. Пресуппозиция основывается либо на фоновых знаниях слушающего, либо на информации, уже почерпнутой из текста. Следовательно, можно говорить о дотекстовых и текстовых пресуппозициях.
Тема 17. Текст в его отношении к действительности и текстам.
Отношение текста к действительности (в узком смысле: без включения в нее текстов) традиционно оценивается как отражение текстом действительности. Различается действительность физическая, психическая, социальная; логическая и историческая; объективная и субъективная; реальная и вымышленная и др. Каждый конкретный текст может соотноситься с различными видами действительности или разными их «наборами». Действительность и тексты, будучи преобразованными в данном тексте, становятся фактором существования данного текста, а он, в свою очередь, превращается в рычаг преобразования действительности и других текстов, в фактор, служащий порождению новых текстов.
Тема 18. Текст и внетекстовая действительность. Порождение текста как способ включения текста во внетекстовую действительность.
Категория коммуникативности, как отражение сущности включения текста во внетекстовое пространств, функционирует в виде результата действия механизма порождения и определяет основания интерпретации. Порождение, интерпретация, межтекст рассматриваются в аспектах механизма, условий, ситуации функционирования.
Тема 19. Сущность процесса порождения текста.
Порождение текста как о способ включения текста во внетекстовое пространство, наиболее значимыми функции - творческая функция и функция памяти. Творческая функция включает процесс порождения в область деятельности по производству текстов или по производству и потреблению текстов (а по существу, коммуникантов как сложных языково-параязыково-неязыковых текстов). Смыслопорождеиие как действие двух взаимонаправленных механизмов: контаминации (свертывании) и компрессии (развертывании). Сущность свертывания состоит в выявлении содержательной доминанты текста, а развертывание осуществляется через приемы содержательной компрессии (ассоциативные, синонимические и т. д. связи), которые базируются на трех видах фоновых знаний: социальных, индивидуальных, коллективных.
Тема 20. Условия порождения текста. Ситуация порождения текста.
Под условиями порождения понимаются порождающая интенция (прагматическая установка автора), авторская модальность, способы ее реализации в текстовой модальности, целеустановка и коммуникативное намерение. Текст как цельное речевое произведение имеет свои закономерности образования. Текстообразование осуществляется под влиянием целеустановки самого текста и целеустановки конкретного автора текста. Первое диктуется самим текстом, его типом, жанром, задачами, которые он реализует. Второе всецело связано с авторской модальностью, так как любое сообщение заключает в себе не только информацию, но и отношение автора к сообщаемой информации.
Прагматическая установка, реализованная в коммуникативно-прагматической структуре текста.
Ситуация порождения текст. как осознанный и целенаправленный выбор говорящим определенного речевого жанра, в зависимости от условий, сопутствующих осуществлению акта коммуникации; корректировка речевого жанра, исходя из требований слушающего; выбор механизма порождения, адекватного данной ситуации.
Тема 21. Понимание как способ включения текста во внетекстовую действительность. Сущность и механизм интерпретации.
Подходы к пониманию и интерпретации текста. Первый исходит из того, что интерпретация представляет собой получение на основе одного исходного объекта (называемого интерпретируемым объектом) другого, предлагаемого интерпретатором в качестве равносильного исходному на конкретном фоне ситуации, набора презумпций, знаний (В.З. Демьянков); второй подход (A.B. Бондарко) сосредоточен на изучении интерпретационного компонента в содержании языковых единиц, дифференциации и взаимодействия мыслительной основы и ее языковой интерпретации (способе представления), которая реализуется в различных типах структурирования смысла. Можно также говорить об интерпретации своего/чужого поведения. Текст, включаясь во внетекстовую деятельность, выступает и как результат интерпретации, и как средство интерпретации, и как внешние условия интерпретации.
Тема 22. Механизм функционирования межтекста. Межтекст как модель взаимодействия разных типов текстов. Межтекст как модель включения текста в ситуацию.
Этапы преобразований образ текста – межтекст – квазитекст – текст описывают формальную модель порождения и понимания аргументативного текста и представляют внешний когнитивно-деятельностный механизм аргументативной деятельности.
Межтекст как модель взаимодействия механизмов порождения и интерпретации как способов включения текста во внетекстовую действительность. Текст во внетекстовой действительности как компонент, включенный в ситуацию, и как компонент, участвующий в различного рода эвокационных и трансформационных процессах. В первом случае межтекст репрезентирует модель получения текстом ситуативных характеристик (в виде текста, адаптированного к ситуации), во втором – модель взаимоотношений между разными текстами в ситуации. Сущность межтекста фантомна (моделируема), хотя способы его реализации функциональны и ситуативны.
Тема 23. Текст и другие тексты. Отношения между текстами, устанавливающиеся в процессе порождения и понимания текста.
Диалогические отношения между текстами и внутри текста (М.М. Бахтин).
Отношения текстопорждения связывают друг с другом тексты, участвующие в процессе порождения данного текста как продукта, и с последним. Поэтому в совокупности текстов, связанных этим типом отношений, входят помимо текста как продукта еще и тексты, принадлежащие данному говорящему, а также чужие, но осваиваемые и используемые им в процессе порождения собственного, а иногда и включаемые в него (при эвокации). Это разного рода «заготовки» говорящего. Они могут быть зафиксированы на письме, в собственной памяти или памяти компьютера и т. д.
Тема 24. Отношения между текстами, устанавливающиеся в процессе функционирования текста, в процессе образования текста, или текстообразования.
В основе текстовой парадигмы, как и парадигмы языковой, лежат ассоциативные отношения между объектами – в данном случае целостными текстами, самостоятельными, не зависящими друг от друга. Исследователем выделены три парадигмы текста: жанровая, функционально-стилевая, индивидуально-авторская. Позднее этот список был пополнен тематической парадигмой. В текстах каждой из парадигм присутствует свой набор парадигмообразующих признаков.
Интертекстуальные и гипертекстуальные отношения. Тексты, входящие в интертекстуальные и гипертекстуальные совокупности, содержат отсылку к другому тексту.