Суббота, 22.01.2022, 12:30
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК ПО САЙТУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Упанишады

   Упанишады – это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. Многие упанишады сохранились до наших дней, и на них написаны комментарии представителей различных школ веданты. Упанишады не следует воспринимать как однообразные книги – каждый текст связан с той Ведой, в которой он встречается, и поучения той или иной упанишады зачастую подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна или ритуала. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути-прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).

Главные упанишады

   Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или более или менее "канонические" упанишады. Это:

Тройственный канон веданты
(прастхана-трайя):
Брахма-сутры (Веданта-сутры)
Упанишады
Бхагавад-гита

   Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.

Другие упанишады

Риши

   Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея (не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты его составления. Современные учёные пытаются установить периоды составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно никакого значения в традиции веданты.
   Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.
   Список 108 упанишад в том виде, в каком он приводится в Муктика-упанишаде, приводится ниже в таблице. Колонка Яджурведы содержит два ряда в каждом заголовке – тексты Кришнаяджурведы находятся в верхнем ряду, а тексты Шуклаяджурведы – в нижнем.

108 упанишад

72 упанишады доступны на русском языке,
8 из них переведены специально для сайта http://scriptures.ru / http://upanishads.ru
Ригведа (10) Яджурведа (51) Самаведа (16) Атхарваведа (31)
10 главных упанишад
Айтарея Катха
Тайттирия
Кена
Чхандогья
Прашна
Мандукья
Мундака
Ишавасья
Брихадараньяка
24 саманья-веданта-упанишады
(об основных вопросах веданты)
Атмабодха
Каушитаки
Мудгала
Акши
Экакшара
Гарбха
Пранагнихотра
Шветашватара
Шарирака
Шукарахасья
Сканда
Сарвасара
Махат
Майтраяни
Ваджрасучика
Савитри
Атма
Сурья
Адхьятма
(Адхйатма)
Нираламба
Пайнгала
Мантрика
Муктика
Субала
17 саньяса-упанишад
Нирвана Авадхута
Катхарудра
Брахма
Арунея
Кундика
Майтрейи
Саньяса
Нарадапаривраджака
Парабрахма
Парамахамсапаривраджака
Джабала
Туриятита
Парамахамса
Бхикшука
Яджнявалкья
Шатьяяния
20 йога-упанишад
Надабинду Амританада
Амритабинду
Кшурика
Теджабинду
Дхьянабинду
Брахмавидья
Йогакундалини
Йогататтва
Йогашикха
Вараха
Джабаладаршана
Йогачудамани
Пашупатабрахма
Махавакья
Шандилья
Адваятарака
Тришикхибрахмана
Мандалабрахмана
Хамса
14 вайшнава-упанишад
Калисантарана
Нараяна
(Маханараяна,
Яджники)
Авьякта
Васудева
Кришна
Гаруда
Гопалатапини
Трипадвибхутимаханараяна
Даттатрея
Нрисимхатапини
Раматапини
Рамарахасья
Хаягрива
Тарасара
14 шайва-упанишад
Акшамала Калагнирудра
Кайвалья
Дакшинамурти
Панчабрахма
Рудрахридая
Джабали
Рудракшаджабала
Атхарвашикха
Атхарвашира
Ганапати
Брихаджджабала
Бхасмаджабала
Шарабха (Сарабха)
9 шакта-упанишад
Трипура
Бахврича
Саубхагьялакшми
Сарасватирахасья Аннапурна
Трипура-тапини
Дэви
Бхавана
Сита

   Комментарии: классификация упанишад на основе их тематики кажется разумной, и, помимо 10 главных, большинство упанишад, процитированных самыми ранними комментаторами, подпадает под категорию саманья-веданты. Однако некоторые упанишады вполне могли бы быть классифицированы более чем в одной категории. Например, Вараха-упанишада и Пашупатабрахма-упанишада классифицируются как йога-упанишады, а не как вайшнава- и шайва- соответственно. Аналогичным образом Ганапати-упанишада отнесена к шайва-упанишадам, в то время как Сканда-упанишада – нет. Таким же образом Хамса-упанишада называется йога-упанишадой, а не саньяса-упанишадой, в то время как Парамахамса считается саньяса-упанишадой. Точно так же Махавакья-упанишада и Брахмавидья-упанишада с не меньшим основанием могли бы быть включены в состав саньяса-упанишад.

   В любом случае вполне очевидно большое перекрывание в тематике "йога-упанишад" и "саньяса-упанишад", указывающее на тесные связи между практикой йоги и институтом саньясы. Это также невольно порождает возможность того, что традиционная ассоциация йоги с философией санкхьи в терминах шести даршан (здесь: философий) может немного вводить в заблуждение. В этой связи интересно обратить внимание на то, что наиболее важные тексты по системе йоги написаны учителями адвайта-веданты, начиная от Шанкары и двигаясь далее вглубь веков, хотя все эти комментаторы истолковывают йогу более или менее в терминах санкхьи. Другое интересное наблюдение в этой связи – то, что адвайта-ведантисты полностью впитали в себя практику йоги как помощь для медитации и осознания недвойственного Брахмана.

   Большая часть вайшнавских (9 из 14), шиваитских (6 из 14) и шактийских (5 из 9) упанишад соотнесены с Атхарваведой. Однако необходимо отметить, что остальные три Веды также содержат существенную долю "поздних" текстов упанишад. Три шактийские упанишады относятся к Ригведе, в то время как в ней нет ни одной вайшнавской и только одна шиваитская упанишада. Аналогичным образом ни одна шиваитская или шактийская упанишада не соотнесена с Шуклаяджурведой, но значительное количество шиваитских (5 из 14) упанишад включено в состав Кришнаяджурведы. Шактийские упанишады сгруппированы вместе, хотя некоторые из них учат поклонению Сарасвати, Лакшми или Парвати, а в других описывается Шричакра-упасана, где Шакти отождествляется скорее с Самим Брахманом, чем с отдельными шакти таких божеств, как Брахма, Вишну или Шива.



           Упанишады, не входящие в список 108 упанишад: