Упанишады
Упанишады – это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. Многие упанишады сохранились до наших дней, и на них написаны комментарии представителей различных школ веданты. Упанишады не следует воспринимать как однообразные книги – каждый текст связан с той Ведой, в которой он встречается, и поучения той или иной упанишады зачастую подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна или ритуала. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути-прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).
Главные упанишады
Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или более или менее "канонические" упанишады. Это:
Тройственный канон веданты (прастхана-трайя): |
Брахма-сутры (Веданта-сутры) Упанишады Бхагавад-гита |
- Айтарея-упанишада (Ригведа)
- Брихадараньяка-упанишада (Шуклаяджурведа)
- Иша-упанишада (Шуклаяджурведа)
- Тайттирия-упанишада (Кришнаяджурведа)
- Катха-упанишада (Кришнаяджурведа)
- Чхандогья-упанишада (Самаведа)
- Кена-упанишада (Самаведа)
- Мундака-упанишада (Атхарваведа)
- Мандукья-упанишада (Атхарваведа)
- Прашна-упанишада (Атхарваведа)
Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.
Другие упанишады
Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея
(не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления
различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и
представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые
называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными
традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию
статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты
его составления. Современные учёные пытаются установить периоды
составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата
составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно
никакого значения в традиции веданты.
Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике.
Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются
общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в
которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады,
которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных
божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.
Список 108 упанишад в том виде, в каком он приводится в
Муктика-упанишаде, приводится ниже в таблице. Колонка Яджурведы содержит
два ряда в каждом заголовке – тексты Кришнаяджурведы находятся в
верхнем ряду, а тексты Шуклаяджурведы – в нижнем.
108 упанишад
8 из них переведены специально для сайта http://scriptures.ru / http://upanishads.ru
Ригведа (10) | Яджурведа (51) | Самаведа (16) | Атхарваведа (31) |
10 главных упанишад | |||
Айтарея | Катха Тайттирия |
Кена Чхандогья |
Прашна Мандукья Мундака |
Ишавасья Брихадараньяка |
|||
24 саманья-веданта-упанишады (об основных вопросах веданты) | |||
Атмабодха Каушитаки Мудгала |
Акши Экакшара Гарбха Пранагнихотра Шветашватара Шарирака Шукарахасья Сканда Сарвасара |
Махат Майтраяни Ваджрасучика Савитри |
Атма Сурья |
Адхьятма (Адхйатма) Нираламба Пайнгала Мантрика Муктика Субала |
|||
17 саньяса-упанишад | |||
Нирвана | Авадхута Катхарудра Брахма |
Арунея Кундика Майтрейи Саньяса |
Нарадапаривраджака Парабрахма Парамахамсапаривраджака |
Джабала Туриятита Парамахамса Бхикшука Яджнявалкья Шатьяяния |
|||
20 йога-упанишад | |||
Надабинду | Амританада Амритабинду Кшурика Теджабинду Дхьянабинду Брахмавидья Йогакундалини Йогататтва Йогашикха Вараха |
Джабаладаршана Йогачудамани |
Пашупатабрахма Махавакья Шандилья |
Адваятарака Тришикхибрахмана Мандалабрахмана Хамса |
|||
14 вайшнава-упанишад | |||
– | Калисантарана Нараяна (Маханараяна, Яджники) |
Авьякта Васудева |
Кришна Гаруда Гопалатапини Трипадвибхутимаханараяна Даттатрея Нрисимхатапини Раматапини Рамарахасья Хаягрива |
Тарасара | |||
14 шайва-упанишад | |||
Акшамала | Калагнирудра Кайвалья Дакшинамурти Панчабрахма Рудрахридая |
Джабали Рудракшаджабала |
Атхарвашикха Атхарвашира Ганапати Брихаджджабала Бхасмаджабала Шарабха (Сарабха) |
– | |||
9 шакта-упанишад | |||
Трипура Бахврича Саубхагьялакшми |
Сарасватирахасья | – | Аннапурна Трипура-тапини Дэви Бхавана Сита |
– |
Комментарии: классификация упанишад на основе их тематики кажется разумной, и, помимо 10 главных, большинство упанишад, процитированных самыми ранними комментаторами, подпадает под категорию саманья-веданты. Однако некоторые упанишады вполне могли бы быть классифицированы более чем в одной категории. Например, Вараха-упанишада и Пашупатабрахма-упанишада классифицируются как йога-упанишады, а не как вайшнава- и шайва- соответственно. Аналогичным образом Ганапати-упанишада отнесена к шайва-упанишадам, в то время как Сканда-упанишада – нет. Таким же образом Хамса-упанишада называется йога-упанишадой, а не саньяса-упанишадой, в то время как Парамахамса считается саньяса-упанишадой. Точно так же Махавакья-упанишада и Брахмавидья-упанишада с не меньшим основанием могли бы быть включены в состав саньяса-упанишад.
В любом случае вполне очевидно большое перекрывание в тематике "йога-упанишад" и "саньяса-упанишад", указывающее на тесные связи между практикой йоги и институтом саньясы. Это также невольно порождает возможность того, что традиционная ассоциация йоги с философией санкхьи в терминах шести даршан (здесь: философий) может немного вводить в заблуждение. В этой связи интересно обратить внимание на то, что наиболее важные тексты по системе йоги написаны учителями адвайта-веданты, начиная от Шанкары и двигаясь далее вглубь веков, хотя все эти комментаторы истолковывают йогу более или менее в терминах санкхьи. Другое интересное наблюдение в этой связи – то, что адвайта-ведантисты полностью впитали в себя практику йоги как помощь для медитации и осознания недвойственного Брахмана.
Большая часть вайшнавских (9 из 14), шиваитских (6 из 14) и шактийских (5 из 9) упанишад соотнесены с Атхарваведой. Однако необходимо отметить, что остальные три Веды также содержат существенную долю "поздних" текстов упанишад. Три шактийские упанишады относятся к Ригведе, в то время как в ней нет ни одной вайшнавской и только одна шиваитская упанишада. Аналогичным образом ни одна шиваитская или шактийская упанишада не соотнесена с Шуклаяджурведой, но значительное количество шиваитских (5 из 14) упанишад включено в состав Кришнаяджурведы. Шактийские упанишады сгруппированы вместе, хотя некоторые из них учат поклонению Сарасвати, Лакшми или Парвати, а в других описывается Шричакра-упасана, где Шакти отождествляется скорее с Самим Брахманом, чем с отдельными шакти таких божеств, как Брахма, Вишну или Шива.