Суббота, 22.01.2022, 11:24
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК ПО САЙТУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СИСТЕМА «АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ» ГРАММАТИКИ

ИСКУССТВО 2-е приложение к руководству Дионисия Фракийца.

Искусство есть система приемов, усвоенных для какой-нибудь полезной в жизни цели. В искусствах две разновидности. Одни из них — логические, другие — практические; логические — например, грамматика, реторика, философия; практические — например, строительное, кузнечное и сходные с ними.

 

ГРАММАТИКА

Определения у отдельных авторов

 Дионисий Фракиец 1.

Грамматика есть осведомленность (эмпирия) в большей части ^того, что говорится у поэтов и прозаиков.

 

Птоломей. (Секст Эмпирик. Против грамматиков 61.)

 

Птоломей Перипатетик упрекает его (Дионисия Фракийца), так как не надлежало называть грамматику эмпирией. Эмпирия есть некий навык и пользуется голым наблюдением и упражнением, без искусства и логики; а грамматика — искусство.


 

Асклепиад из Мирлеи. (Секст Эмпирик, там же, 74.)

 

Грамматика есть искусство, относящееся к тому, что говорится у поэтов и прозаиков.


 

Харет. (Секст Эмпирик, там же, 76.)

 

Высшая грамматика есть основанное на искусстве уменье разбираться точнейшим образом в том, что у эллинов говорится и мыслится, кроме (вопросов), подлежащих ведению других искусств..

 

Дмитрий Хлор. (Секст Эмпирик, там же, 84.)

Грамматическое искусство есть знание словесного выражения у поэтов и в обыденной речи.

 

Аристон. (Марий Викторин VI, 4 К.)

Грамматика есть искусство понимать поэтов и историков, руководящее главным образом формой речи в соответствии с аналогией п обиходом.

 

ЧАСТИ И ЗАДАЧИ

 

Дионисий Фракиец 1.

 

Частей у нее шесть: первая — чтение, умелое, соответственно просодии, вторая — объяснение согласно наличным поэтическим тропам, третья — общепонятная передача трудных слов и рассказов, четвертая — нахождение этимологии, пятая — отбор аналогий, шестая — оценка произведений, что является самым прекрасным в этом искусстве.

 

Диомед I, 426 К.

 

У грамматики две части: одна называется экзегетикой другая ористикой (opiauxx). Экзегетика — изъяснительная часть, которая касается чтения; ористика — определительная, которая указывает наставления; разделы ее — части речи, достоинства и недостатки (стиля). Грамматика в целом состоит главным образом в понимании поэтов и прозаиков, в легком изложении рассказов и в теории правильности речи и письма.

Задачи грамматики, как утверждает Варрон, складываются из четырех частей: чтения, изъяснения, исправления, оценки.

 

 

 

Дионисий Галикарпасский, О сочетании имен. 14.

 

Началом человеческой членораздельной речи, уже не поддающимся делению, является то, что мы называем элементами или буквами: буквами — потому что они обозначаются начертаниями, а элементами — потому что всякая речь берет начало от них и разлагается в конечном счете на них же. Природа элементов или букв не у всех одинакова. Различаются они, во-первых, как это изъясняет Аристоксен, автор сочинений о музыке, тем, что одни из них передают голоса, а другие — шумы: голоса передаются так называемыми гласными, всеми же остальными передаются шумы. Во-вторых, негласные буквы делятся па такие, которые могут сами по себе передавать некоторые шумы, как свист, шипенье, сопенье и некоторые другие подобного рода звуки, и на такие, которые совершенно не имеют ни голоса ни шума и звучать сами по себе не могут. Поэтому-то их и называют иногда безгласными, а те — первые — полугласными. Иногда же, давая основным, элементарным голосовым средствам деление троякое, называют гласными все те буквы, которые и сами по себе, и в сочетании с другими обладают голосом будучи самозвучными; полугласными — те, которые в сочетании с гласными звучат сильнее, чем взятые одни, сами же по себе звучат хуже и не полно; безгласными — те, которые сами по себе не имеют ни самостоятельного, ни полусамостоятельного звука, а звучат лишь в сочетании с другими.

Определить в точности их число не легко: большие затруднения создавал этот вопрос и нашим предшественникам. Некоторые полагали, что звуковых элементов имеется всего тринадцать, прочие же образуются из них; другие считали, что их больше даже тех двадцати четырех букв, какими мы в настоящее время пользуемся. Впрочем это вопросы скорее грамматики и метрики или, если угодно, даже философии; мы же, предположив, что число основных звуков не меньше двадцати четырех, но и не больше, и начав наше рассмотрение с гласных, ограничимся описанием того, что с звуками происходит.

Гласных букв всего семь: две кратких, эпсилон и омикрон, две долгих, эта и омега, и три двояких, альфа, йота и ипсилон. Последние три могут быть и долгими и краткими, почему и называют их двоякими буквами или, иначе, переменными. Все они произносятся горлом, издающим звук одновременно с выдохом, при простом положении рта и без всякого участия языка, остающегося спокойным. Долгие, а из двояких такие, которые произносятся долго, требуют длительного напряжения дыхательного горла, а краткие и говоримые кратко произносятся отрывочно, одним лишь ударом дыхания и недолгим напряжением горла. Самые сильные из гласных, дающие наиболее приятный звук, это долгие и те из двояких, которые при произношении растягиваются: они звучат продолжительно, не прерывая дыхания. Хуже краткие и произносимые кратко, потому что они слабоголосы и в них мало звука. В свою очередь среди долгих самая благозвучная альфа, когда она бывает растянута: она произносится при очень широко открытом рте и при направлении воздуха вверх, к небу. Эта занимает второе, по благозвучию место, так как она упирает звук вниз к основанию языка, а не вверх, при умеренно открытом рте. Третье место принадлежит омеге: при ее произнесении рот округляется, губы сморщиваются, и удар воздуха бывает направлен на край рта. Еще слабее ипсилон: сильно стягиваются самые губы, и звук удушается и выходит жидким. На самом же последнем месте стоит йота: воздух ударяется о зубы, при чем рот мало раскрывается, а губы не усиливают звучности. Из кратких гласных нет ни одной красивой, но омикрон менее безобразен, чем эпсилон, потому что при нем шире раскрывается рот и напор в дыхательном горле получается более сильным.

Такова природа гласных букв; природа же полугласных следующая. Из полугласных, общее число которых восемь, пять букв, ламбда, ми, ни, ро и сигма, простые, и три буквы, дзэта, кси, пси, двойные. Двойными называют их или потому, что они оказываются составными, так как дзэта складывается из сигмы и дельты, кси из каппы и сигмы, пси из пи и сигмы, при чем после взаимного слияния этих букв они получают свой собственный звук, или же потому, что каждая из них преемственно занимает в слоге место двух букв. Из полугласных двойные сильнее простых: они значительнее их и невидимому ближе подходят к самостоятельным буквам. Простые буквы слабее вследствие того, что они собирают звук в более ограниченное пространство. Произношение же каждой из них примерно следующее: при произношении ламбды, в то время как звук поступает из дыхательного горла, язык упирается в нёбо; при произношении ми губы сжимают рот, а воздух выходит через ноздри; при произношении ни, язык задерживает движение воздуха и относит
звук в ноздри; при произношении
ро дыхание задерживается кончиком языка, поднимающегося у зубов к нёбу; при произношении сигмы язык весь целиком подводится к нёбу, и воздух проходит между нёбом и языком, пробиваясь сквозь зубы легким и слабым свистом.

Остальные три полугласных дают смешанный звук, складывающийся из одной полугласной буквы, сигмы, и одной из трех безгласных, а именно дельты, каппы или пи.

Таковы формы произношения полугласных букв.

Что касается безгласных, каковых имеется девять, то три из них лишены придыхания, три произносятся с придыханием и три занимают среднее между первыми и вторыми место. Не имеют придыхания каппа, пи и may, придыхание имеют тэта, фи и хи, среднее место занимают бэта, гамма и дельта. Способ же произношения каждой из них следующий.

Три буквы произносятся краями губ, когда, при закрытом рте, вырывающийся из дыхательного горла воздух преодолевает стоящее перед ним препятствие. Из числа этих букв одна — пи, лишенная придыхания, другая — фи придыхание имеет, а третья, бэта занимает среднее место: произносится с меньшим придыханием, чем фи, но с большим, чем пи. Это первая группа из трех безгласных букв, каждая из которых одинаковым способом произносится, отличаясь от двух остальных либо отсутствием, либо степенью придыхания.

При произношении трех других букв язык упирается в верхней части рта в верхний ряд зубов, а затем отбрасывается от них дыханием и дает ему выход у зубов книзу. Различаются эти буквы одна от другой присутствием или отсутствием придыхания: не имеет придыхания may, имеет тэта, среднее место занимает дельта. Это — вторая группа безгласных букв. При произношении же остальных трех букв язык поднимается к нёбу близ глотки, при чем дыхание образует звук внизу, в горле. И эти буквы в способе произношения ничем одна от другой не отличаются: только каппа не имеет придыхания, в то время как хи произносится с придыханием, а у гаммы придыхание умеренное и занимает она среднее между каппой и хи место.

Из этих букв наиболее сильны произносимые с сильным придыханием; второе место принадлежит тем, для которых требуется средняя степень придыхания; самые слабые это те, которые придыхания лишены. Последние обладают лишь собственной своей силой, тогда как первые получают еще добавление от придыхания, так что они как бы совершеннее первых.

 дальше