Глава
6
Уже закончив рождение страны, теперь богов родили. И вот, имя рожденного [ими]
бога [было] Оо-котооси-о-но ками - Бог-Муж Великого Деяния.
За ним Ивацути-бико-но ками - Юношу-Бога Каменистой Земли родили.
За ним Ивасу-химэ-но ками - Деву-Богиню Каменистого Песка родили.
За ней Оо-тохи-вакэ-но .ками - Бога Большого Входа в Жилище родили.
За ним Амэ-но-фуки-о-но ками - Бога-Мужа Небесного Настилания Кровли родили.
За ним Оо-я-бико-но ками - Юношу-Бога Большой Кровли родили.
За ним Кадзамоцу-вакэ-но-оси-о-но ками - Бога-Мужа Отводящего Ветер родили.
За ним бога моря - имя ему Оо-вата-цуми-но ками - Бог-Дух Великого Моря родили.
За ним бога проливов - имя ему Хаяакицу-хико-но ками - Юноша-Бог Ранней Осени
родили. За ним Хаяакицу-химэ-но ками - Деву-Богиню Ранней Осени, младшую сестру
родили.
От бога Оо-котооси-о-но ками до богини Акицу-химэ-но ками всего десять богов.
Эти два бога, Хаяакицу-хико и Хаяакицу-химэ, разделившись между собой, стали
владеть - один реками, другая морями. Имена рожденных [при этом] богов [были]
Аванаги-но ками - Бог Пены на Воде, следующее Аванами-но ками - Богиня Пены на
Воде, следующее Цуранаги-но ками - Бог Пузырящейся Поверхности [Воды],
следующее Цуранами-но ками - Богиня Пузырящейся Поверхности [Воды], следующее
Амэ-но-микумари-но ками - Небес-ный Бог Распределения Воды, следующее
Куни-но-микумари-но ками - Земной Бог Распределения Воды, следующее
Амэ-но-кухидзамоти-но ками - Небесный Бог Зачерпывания Воды, следующее
Куни-но-кухидзамоти-но ками - Земной Бог Зачерпывания Воды.
От бога Аванаги-но ками до бога Куни-но-кухидзамоти-но ками всего восемь богов.
За ними бога ветра - имя ему Синацу-хико-но ками - Юноша-Бог Ветра родили.
За ним бога деревьев - имя ему Кукуноти-но ками - Бог-Дух Ствола родили.
За ним бога гор - имя ему Оо-яма-цуми-но ками - Бог-Дух Больших Гор родили.
За ним богиню равнин - имя ей Каяно-химэ-но ками - Дева-Богиня Травянистых
Равнин родили. По-другому Нодэути-но ками - Божество-Дух Равнин зовется.
От бога Синацу-хико-но ками до Нодзути всего четыре бога.
Эти два бога, Оо-яма-цуми-но ками и Нодзути-но ками, разделившись между собой,
стали владеть - один горами, другая равнинами. Имена рожденных [при этом] богов
[были] Амэ-но-садзути-но ками - Небесный Бог Горных Склонов, следующее
Куни-но-садаути-но ками - Земной Бог Горных Склонов, следующее Амэ-но-сагири-но
ками - Небесный Бог Туманов в Ущельях, следующее Куни-но-сагири-но ками -
Земной Бог Туманов в Ущельях, следующее Амэ-но-курадо-но ками - Небесный Бог
Темных Расщелин, следующее Куни-но-курадо-но ками - Земной Бог Темных Расщелин,
следующее Оо-томато-хико-но ками - Юноша-Бог Большого Склона, следующее
Оо-томато-химэ-но ками - Дева-Богиня Большого Склона.
От бога Амэ-но-садзути-но ками до богини Оо-томато-химэ-но ками всего восемь
богов.
Имя за ними рожденного бога [было] Тори-но-ивакусубунэ-но ками - Бог Прочных
Как Скалы и Быстрых Как Птицы Лодок из Кусу," по-другому Амэ-но торифунэ -
Небесная Птица-Лодка зовется.
За ним Оо-гэцу-химэ-но ками - Деву-Богиню Великой Пищи родили.
За ней Хи-но-ягихая-о-но ками - Бога-Мужа Обжигающего и Быстрого Огня родили.
По-другому Хи-но-кага-бико-но ками - Юноша-Бог Светящегося Огня зовется. Еще
по-другому Хи-но-кагуцути-но ками - Бог-Дух Светящегося Огня зовется.
Из-за того, что это дитя родили, опалилось лоно [богини Идзанами], и она слегла
в болезни. Имена богов, тех, что родились из ее блевотины, [были]
Канаяма-бико-но ками - Юноша-Бог Рудной Горы, следующее Канаяма-бимэ-но ками -
Дева-Богиня Рудной Горы. Имя за ними из испражнений явившегося бога [было]
Ханиясу-бико-но ками - Юноша-Бог Вязкой Глины, следующее Ханиясу-бимэ-но ками -
Дева-Богиня Вязкой Глины. Имя за ней из мочи явившейся богини [было] Мицуха-но-мэ-но
ками - Богиня Бегущих Вод, следующее Вакумусуби-но ками - Молодой Бог Творящих
Сил. Дитя этого бога зовется Тоёукэ-бимэ-но ками - Дева-Богиня Обильной Пищи.
И вот, богиня Идзанами-но ками, из-за того что родила бога огня, после всего
этого, удалилась. От Амэ-но-торифунэ до богини Тоеукэ-бимэ-но ками всего восемь
богов.
Всего богом Идзанаги-но ками и богиней Идзанами-но ками, обоими богами вместе
рожденных островов - четырнадцать островов, богов - тридцать пять богов.
Этих [детей] богиня Идзанами-но ками еще до своего удаления родила. Только
остров Оногородзима рожден ею не был. А еще дитя-пиявку и остров Авасима за
детей не сочли.
Глава 7
И вот, бог Идзанаги-но микото сказал: "Возлюбленная моя женушка-богиня! На
одно-единственное дитя я променял тебя", - так сказал и, когда ползая в
головах у нее, ползая в ногах у нее, плакал, божество, явившееся из его слез,
под сенью деревьев, на холмах, что составляют подножие горы Кагуяма, обитая,
зовется Накисавамэ-но ками - Плачущая Богиня Болот.
И вот, [бог Идзанаги] погреб ту удалившуюся богиню Идзанами-но микото в горе
Хиба-но-яма, [что стоит] на границе между страной Идзумо и страной Хахаки.
Тут [бог Идзанаги] обнажил меч в десять пястей, что его опоясывал, и снес
голову своему сыну, Кагуцути-но ками - Богу-Светящемуся Духу. Тогда кровь, что
пристала к острию священного меча, сбежала на гряду скал, и имя явившегося [при
этом] бога [было] Ивасаку-но ками - Бог [Грома], Рассекающий Скалы. За ним
Нэсаку-но ками - Бог [Грома], Рассекающий Основания [Скал]. За ним
Ивацуцу-но-о-но ками - Бог-Муж Каменного Молота.
Трое Богов.
Затем та кровь, что пристала к гарде священного меча, что его опоясывал, тоже
сбежала на гряду скал, и имя явившегося [при этом] бога [было] Микахаяхи-но
ками - Бог Устрашающего Быстрого Огня. За ним Хихаяхи-но ками - Огненный Бог
Быстрого Огня.
За ним Такэмикадзути-но-о-но ками - Доблестный Устрашающий Бог-Муж. Другое имя
Такэфуцу-но ками - Бог Доблестного Удара Мечом. Еще другое имя Тоёфуцу-но ками
- Бог Могучего Удара Мечом.
Трое богов.
Затем кровь, что скопилась на рукоятке священного меча, что его опоясывал,
просочилась меж пальцев [бога Идзанаги], и имя явившегося [при этом] бога
[было] Кураоками-но ками - Бог-Дракон Ущелий. За ним Курамицуха-но ками - Бог
Потоков в Долинах. От бога Ивасаку-но ками до бога Курамицуха-но ками, все
восемь богов, о которых рассказано выше, суть боги, родившиеся от священного
меча, что его опоясывал.
Имя бога, что явился в голове убитого бога Кагуцути-но ками, [было]
Масакаяма-цуми-но ками - Бог-Дух Крутых склонов. Имя бога, за ним явившегося в
груди [бога Кагуцути было] Одояма-цуми-но ками - Бог-Дух Косогоров. Имя бога,
за ним явившегося в чреве [бога Кагуцути было] Окуяма-цуми-но ками - Бог-Дух
Глуби Гор. Имя бога, за ним явившегося в тайных местах [бога Кагуцути было]
Кураяма-цуми-но ками - Бог-Дух Теснин. Имя бога, за ним явившегося в левой руке
[бога Кагуцути было] Сигияма-цуми-но ками - Бог-Дух Лесистых Гор. Имя бога, за
ним явившегося в правой руке [бога Кагуцути было] Хаяма-цуми-но ками - Бог-Дух
Предгорий. Имя бога, за ним явившегося в левой ноге [бога Кагуцути было]
Хараяма-цуми-но ками - Бог-Дух Плоскогорий. Имя бога, за ним явившегося в
правой ноге [бога Кагуцути было] Тояма-цуми-но ками - Бог-Дух Передних Склонов.
От бога Масакаяма-цуми-но ками до бога Тояма-цуми-но ками всего восемь богов.
И вот, имя священного меча, которым отсек [голову богу Кагуцути], стало
Амэ-но-охабари - Небесный Расширяющийся Клинок. Другим именем Ицу-но-охабари -
Священный Мощный Клинок зовется.
Глава 8
Тут [бог Идзанаги], желая увидеться со своей женой, богиней Идзанами-но микото,
отправился за нею в Еми-но куни - Страну Желтых Вод. И вот, когда [она] вышла
ему навстречу из дверей, преграждавших вход, бог Идэанаги-но микото
молвил-сказал: "Моя возлюбленная женушка-богиня! Страна, что я и ты
создавали, еще не до конца создана. Потому должно тебе вернуться", - так
сказал. Тогда богиня Идзанами-но микото сказала в ответ: "Прискорбно
[мне], что раньше не пришел. Я отведала пищи с очага Страны Желтых Вод. И все
же, мой возлюбленный муженек-бог, смущена я тем, что ты явился сюда. Потому
посоветуюсь-ка я с богами Страны Желтых Вод о том, что намерена вернуться. Не
изволь на меня смотреть", - так сказала. Так сказав, вошла обратно в свои
покои, и очень много времени прошло, так что заждался [ее бог Идзанаги]. И вот,
[он] выдернул толстый зубец из священного сияющего гребня, что держал пучок
волос у него над левым ухом, зажег огонь и взглянул, войдя, а [у нее в теле]
несметное количество червей копошилось-шуршало, в голове Громадина-гром сидел,
в груди Огонь-гром сидел, в животе Тьма-гром сидел, в тайных местах Разрыв-гром
сидел, в правой руке [в Землю] Ударяющий гром сидел, в левой ноге Грохот-гром
сидел, в правой ноге [Травы] Пригибающий гром сидел, всего - восемь богов грома
явилось-было.
Тут бог Идзанаги-но микото при виде этого испугался и обратился в бегство, а
богиня Идзанами-но микото, жена: "[Ты] мне стыд причинил!" - сказала
и пустила в погоню [за ним] фурий Страны Желтых Вод. Тогда бог Идзанаги-но
микото снял [с головы] черную сетку кадзура и бросил ее, и тут же родились [из
нее] плоды дикого винограда. Пока [фурии] их подбирали и пожирали, дальше
побежал, а они снова пустились в погоню, и тогда, на этот раз, вытащил сияющий
гребень, что держал пучок волос над правым ухом, и бросил его, и тут же
родились [из него] побеги бамбука. Пока [фурии] их выдергивали и пожирали,
дальше побежал. Теперь тех восьмерых богов грома пустила в погоню, а с ними и
воинство Страны Желтых Вод, в тысячу пятьсот числом. Тогда [бог Идзанаги] обнажил
меч в десять пястей, что его опоясывал, и, за спиной им размахивая, дальше
побежал, а [они] снова за ним, и, когда достиг прохода Емоцухира, сорвал три
персика [с дерева], что у того прохода находилось, дождался [воинства] и
атаковал [его], и все [они] обратно побежали. Тогда бог Идзанаги-но микото
сказал тем персикам: "Вы! Как меня спасли, так же должны [вы] спасать
земную поросль людскую, что обитает в Тростниковой Равнине-Серединной Стране,
когда попадет она в пучину бед и горевать и жаловаться станет!" - так
сказал и пожаловал им имя Оо-каму-дзуми-но микото - Великие Божественные
Боги-Духи, так [их] нарек.
Напоследок та богиня Идзанами-но микото, жена, сама пустилась в погоню. Тогда
[бог Идзанаги] скалу, что лишь тысяче человек была бы под силу, к тому проходу
Емоцухира придвинул-загородил, и, когда [они] по обе стороны той скалы, друг
против друга стоя, [свой] брак расторгали, богиня Идзанами-но микото сказала:
"Мой возлюбленный муженек-бог! Если так поступишь, я поросль людскую в
твоей стране по тысяче в день душить стану", - так сказала. Тогда бог
Идзанаги-но микото изволил сказать: "Моя возлюбленная женушка-богиня! Если
ты так поступишь, я по тысяче пятьсот домиков для рожениц в день возводить
стану", - так изволил сказать.
Потому-то на тысячу человек, что непременно в день умирает, непременно по
тысяче пятьсот человек в день нарождается.
И вот, той богине Идзанами-но микото дал имя: Емоцу оо-ками - Великое Божество
Страны Желтых Вод она зовется. И еще сказал: "Из-за того, что в погоню
пустилась, Тисики-но оо-ками - Великим Божеством Погони нарекаю [тебя]", -
так сказал. А еще скалу, которой загородил проход, Тигаэси-но оо-ками - Великий
Бог, Обративший Вспять [Богиню], нарек, а еще Саяримасуёмидо-но оо-ками -
Великий Бог Двери, Преградившей Вход, - так тоже она зовется.
Потому тот проход, что звался Емоцухирасака, ныне проходом Ифуядзака в стране
Идзумо зовется.
дальше