ИСТОРИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ГИМНА «ГАУДЕАМУС»
(рук. Т. А. Голикова, И. А. Таирова)
СМИ О КОЛЛОКВИУМЕ
НА САЙТЕ ПОИСК. Историю «Гаудеамуса» и актуальность средневекового студенческого гимна изучили студенты РосНОУ
НАУЧНЫЙ GAUDEAMUS
Надоел ли средневековый гимн студентам РосНОУ?
Вопрос изучили профессор Т. А. Голикова и доцент И. А. Таирова совместно со студентами своих групп
В РосНОУ прошло Посвящение в студенты, а в институтах Бизнес-технологий и Гуманитарном конкурсы в рамках продолжающегося экспериментального проекта за лучшее исполнение гимна и наиболее глубокое изучение истории его происхождения и сохранения в современных образовательных традициях.
Первый этап опробовали на семинарских занятиях. В каждой группе заслушали участников проекта и выбрали лучших. Второй этап состоялся 27 октября 2023 года. Лучшие из лучших получили «минуту славы» и заслужили памятные призы. Как это было?
В контексте подготовки к посвящению в студенты РосНОУ будущих переводчиков и издателей первый курс готовил исполнение наизусть средневекового текста на латыни или в переводах. Первый тур конкурса чтецов и музыкальных номеров, а в первую очередь – научных работ, оценивался студенческим демократическим жюри. Победители награждены памятными открытками с латинскими фразами, подписанными преподавателями и согруппниками.
История возникновения Гаудеамуса, латинская учёность, народная смеховая культура в поэзии вагантов, клерикальная литература на латыни и другие темы средневековья стали предметом научного студенческого диспута. Помимо историко-культурных вопросов изучаемого периода, затронута тема современности. Были представлены мировые кинематографические фрагменты с исполнением средневекового шедевра не только на студенческих встречах, но и на свадьбах, и в других особо значимых жизненных ситуациях.
Второй тур удивил участников и зрителей уникальной атрибутикой. Ведущий в шлеме рыцаря «открывал» средневековый театр. За его спиной стояла театральная рампа ручной работы с обозрением первого тура междисциплинарного коллоквиума. Библия, сундучки с секретами и другие символы изучаемой эпохи способствовали эмоциональному погружению в атмосферу сочинителей Гаудеамуса.
Членами жюри конкурса выступили студенты пятого курса Алексеева Александра и Елена Фомина (651 гр. Гуманитарный институт).
Ведущий, студент Тимофей Петреченко, вынес награды и торжественно вручил их победителям:
1 место – Виктория Максимова (612 гр. ГИ), Ангелина Бурдюгова и Тимофей Петреченко (318 гр. БТ)
2 место – Анна Удод (612 гр. ГИ)
3 место – Виктория Володина (612 гр. ГИ)
«Как вам Гаудеамус, нужен ли он сейчас студентам? Голосуем!» – предложили руководители экспериментального проекта и раздали участникам бюллетени с трепещущим вопросом.
Что получилось?
Из 70 опрошенных студентов РосНОУ (314, 318, 328 и 611, 612 группы) одобрили традицию исполнения Гаудеамуса 38 человек, 32 отозвались отрицательно.
Любопытные комментарии:
+ |
– |
«Гаудеамус – традиция. Без неё студент – не студент. Нарушать традицию – безнравственный поступок» (1 курс, БТ) |
«Поётся, может, и красиво, но кому он сейчас интересен?» (328 гр.) |
«…нужен для подъёма общего духа», «…мотивирует студентов продуктивно учиться и к саморазвитию» (314-2 гр.) |
«В наше время гимн теряет изначальную функцию поднятия духа и соединения людей, поэтому он не нужен» (1 курс, БТ) |
«Исполняя этот гимн, студенты могут ощутить причастность к чему-то большому, великому», «Нам [студентам] нужно стремиться к улучшению, становлению сильной «державой»» (318 гр.) |
«У России слишком много заимствований… нужен только гимн своего вуза» (328 гр.) |
«Я считаю это весёлой затеей», «это забавно, когда студенты пытаются выучить его на латыни» (314-1 гр.) |
«Музыка этого гимна кажется мне примитивной… Лучше не иметь рта, чем петь это» (318 гр.) |
«Гаудеамус – символ образования!» (328 гр.) |
«…он нужен, но не всем», «Кто хочет – тот выучит!» (318 гр.) |
«Гаудеамус нужен студентам, ведь этот гимн – символ многовековых трудов учёных по всему миру» (612 гр.) |
«Нет, так как в нынешних учебных заведениях студентам не нужно общаться на латыни» (612 гр.) |
«Знать, что это за гимн, – нужно!» – подытожили студенты.