Вопросы для повторения изученного учебного материала
- Место языкознания в системе наук.
- Семиотика как научная дисциплина.
- Традиционная трактовка знака (идеи стоиков и концепция В. фон Гумбольдта).
- Определение знака. Классификация знаков, предложенная Ч. С. Пирсом.
- Ч. У. Моррис как создатель семиотики и его трактовка знака. Разделы науки о знаковых системах по Ч. У. Моррису.
- Специфика языка как знаковой системы.
- Типы отношений между знаковыми единицами языка.
- Теории языкового знака.
- Искусственные языки и их функции. Отличие естественного языка от искусственных.
- Языковой знак в теории Ф. де Соссюра. Принципы языкового знака.
- Понятие языковой политики и языкового строительства.
- Понятие языковой ситуации. Виды языковых ситуаций.
- Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе развития общества.
- Билингвизм.
- Социолингвистика. Методы сбора и обработки социолингвистической информации.
- Понятие системы и структуры в языкознании.
- Уровни языковой структуры и их иерархия.
- Фонетика и фонология: их соотношение.
- Основные фонологические школы.
- Трактовка основных фонологических понятий в различных фонологических школах.
- Основные грамматические традиции.
- Грамматика и логика.
- Грамматика формальная и функциональная.
- Понятие грамматической категории.
- Теория частей речи в истории и теории языкознания.
- Теория предложения.
- Предложение и суждение.
- Формальный и коммуникативный синтаксис.
- Предложение и высказывание.
- Объект и предмет лексикологии.
- Понятие слова в истории и теории языкознания.
- Лексическое значение слова и его модели.
- Объект и предмет семасиологии и ономасиологии.
- Способы трансформации значения слова в переводе.
- Принципы метафорической и метонимической номинации.
- Понятие текста в современной лингвистике.
- Основные подходы к изучению текста.
- Текст в системе языковых уровней.
- Проблема выделения специфических единиц текста.
- Основные категории текста.
- Перевод как специфическая речевая деятельность.
- Критерии классификации текстов.
- Понятие микро- и макротекста.
- Текст и дискурс.
- Проблема языка и мышления в традиционной лингвистике.
- Исследование связи между языком и мышлением в нейролингвистике.
- Определение мышления. Его основные операции.
- Мышление и сознание.
- Современные подходы к изучению проблемы связи языка и мышления.
- Вопрос о вербальности мышления.
- Концептуальная и языковая картины мира. Направления в их изучении.
- Механизм речепорождения. Понятие внутренней речи.
- Гипотеза лингвистической относительности: принципиальные положения.
- Понятие языкового сознания. Основные средства его моделирования.
- Вербальная и невербальная коммуникация.
- Структура коммуникативного акта.
- Теория речевых актов.
- Основные приемы сравнительно-исторического исследования.
- Ностратическая гипотеза.
- Метод глоттохронологии.
- Лингвистическая типология.
- Классификация разделов лингвистической типологии.
- Концептуальный аппарат лингвистической типологии.
- Характерологическая, историческая, контенсивная типология и контрастивная лингвистика.
- Понятие лингвистических универсалий.
- Основные формы познания мира.
- Специфические черты научного познания.
- Специфика исследования социальных явлений.
- Метод, методология, методика.
- Эмпирические методы познания.
- Теоретические методы познания.
- Общенаучные логические методы.
- Коммутационный метод.
- Дистрибутивный анализ.
- Анализ по непосредственно составляющим.
- Трансформационный анализ.
- Порождающая (генеративная лингвистика).
- Компонентный анализ.
- Валентный анализ.
- Традиционные направления прикладной лингвистики.
- Современные направления прикладной лингвистики.