ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Воскресенье, 22.12.2024, 09:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Вопросы для повторения изученного учебного материалаРегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вопросы для повторения изученного учебного материала

 

  1. Какие идеи классической риторики и филологии в первоначальный период их развития оказались существенными для складывания и развития теории текста в сер. XIX–XX вв.? Сформулируйте важнейшие результаты, полученные теорией текста под влиянием названных идей? Вопреки им?
  2. Какие импульсы для развития представлений о тексте, на Ваш взгляд, содержатся в трудах М.М. Бахтина? Р. Барта? Ю.М. Лотмана? У. Эко? Какие из идей названных авторов не / слабо использованы в современной науке о тексте?
  3. Почему развитие теории текста находится под влиянием развития текстовой коммуникации? Приведите примеры.
  4. Составьте перечень категорий текста, заложенных в его определении. Выведите их. Дайте им определение.
  5. Как соотносятся признаки текста, содержащиеся в определениях текста, предложенных И.Р. Гальпериным и данным пособием?
  6. Составьте перечень понятий, использованных при рассмотрении «жизни» текста. Выведите их. Дайте им определение.
  7. Что такое коммуникативный блок? Как соотносится понятие коммуникативного блока с понятием текста? С понятиями сложного синтаксического целого? Диалогического единства? Абзаца?
  8. Продолжите начатый в последнем разделе п. 1.2 перечень факторов изменения текста. Приведите иллюстрации. Есть ли факты, противоречащие тезису о том, что текст находится в «вечном движении»? Интерпретация текста – это тоже изменение текста?
  9. Приведите факты, свидетельствующие о динамичности межтекстовых отношений в текстовой совокупности? Предложите объяснения приведенным фактам. Постройте гипотезу о структуре текстовой совокупности.
  10. Если существование текста — это состояние его завершенности / незавершенности, открытости / замкнутости, стабильности / текучести, то не означает ли это «утраты» текста как такового? Как типа? Как феномена?
  11. Существует ли текст вне коммуникативного пространства? Если да, то объясните, почему в учебном пособии идет речь только о коммуникативном пространстве.
  12. К какому речевому жанру относится приведенный ниже текст. Аргументируйте свой ответ с опорой на характеристики «отраженности» (реализованности) индивидуальности коммуниканта, специфики целей и условий коммуникации, системно-структурной простоты и сложности.

Уважаемые соотечественники!

В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооруженных подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду. Но каждый из нас понимал, что надо быть готовыми к самому худшему.

Сегодня рано утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное: спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени.

Но сейчас я, прежде всего, хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб. Мы не смогли спасти всех. Простите нас. Память о погибших должна нас объединить.

Я благодарю всех граждан России за выдержку и единство. Особая благодарность всем, кто участвовал в освобождении людей. Прежде всего – сотрудникам спецподразделений, которые без колебаний, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей. Мы признательны и нашим друзьям во всем мире за моральную и практическую поддержку в борьбе с общим врагом.

Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток. Это международный терроризм. Пока он не побежден, нигде в мире люди не могут чувствовать себя в безопасности. Но он должен быть побежден, и он будет побежден.

Сегодня в больнице я разговаривал с одним из пострадавших. И он сказал: «Страшно не было. Была уверенность, что будущего у террористов нет». И это правда. У них нет будущего, а у нас есть.

(Речь Президента России В. В. Путина, произнесенная 26.10.2002 г.)

  1. Опишите идейное ядро текста, приведенного в задании 1, представив его информационную модель (базовой при моделировании может быть, например, методика контент-анализа).
  2. Охарактеризуйте дискурсные / текстовые личности, репрезентированные в следующем тексте:

UGLI 666

Я давно заметила, что конспирология у атеистов вместо религии. Им всё время кажется, что ими кто-то манипулирует, кто-то их гипнотизирует, зомбирует, подслушивает, поднюхивает. А этот кто-то – просто дьявол, и всё. Дело в том, что от атеизма до шизофрении один шаг, и в большинстве случаев он уже сделан. Вот ты, Организм. Тебе кажется, что тобою кто-то манипулирует?

Organizm(-:

Если честно, да.

UGLI 666

В чем же манипуляция?

Organizm(-:

Ну, например, в том, что меня здесь заперли. Или в том, что второй день кормят оладьями.

UGLI 666

А, в этом смысле. Ну так это не манипуляция, это кара божья.

В. Пелевин «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»

  1. Докажите факт гетерогенности текста (1): (В. Пелевин «Психическая атака (Сонет)» и (2): (Л. Улицкая «Счастливые»). Одинакова ли природа гетерогенности данных текстов?
  2. Проанализируйте средства связности в текстах (2): (Козьма Прутков «Проект о внедрении единомыслия в России») и (3): (М. Цветаева «*** (Б. Пастернаку) Расстояние: версты, мили…»). Сопоставьте полученные результаты. Найдите в данных текстах средства, обеспечивающие цельность текста.
  3. Опишите семантическое пространство текста (4): (А.П. Чехов «Необходимое предисловие»).
  4. Проанализируйте внешние внутренние границы текста (5): (Т. Толстая «Сирень»).
  5. Определите средства локализации автора в тексте (6): (М. Зощенко «Аристократка»).
  6. Проанализируйте признаки речевого акта (коммуникативная целеустановка, предмет коммуникации, признаки ситуации, в пределах которой осуществляется коммуникация, социальная характеристика участников коммуникации), реализованные в следующем тексте:
  7. Встречаются две подруги:
  8. – А что сейчас делает Машка?
  9. – Учит литературу!
  10. – Кошмар! Чему она может научить литературу?
  11. Опишите способы оперирования потребностями (определяя смыслообразующий мотив деятельности и мотив-стимул) участников коммуникативного акта, отраженные в следующем тексте:
  12. Истинное отношение к нашему системному администратору стало понятным, когда девочки из бухгалтерии приняли общее решение скормить ему тортик двухнедельной давности.
  13. Измените систему потребностей (в тексте упражнения № 2) и создайте свой текст, не меняя структуру коммуникативного акта.
  14. Определите типы текстов, включенных в текст стихотворения Т. Собакина. Опишите модель межтекстового взаимодействия.

http://lib.rus.ec/i/61/260261/_12.jpg

  1. Исследуйте текстовые характеристики поля аргументации, отраженные в следующем тексте:

(реклама казино-клуба «Премьер»)

Удачной охоты!

В казино-клубе «Премьер» открыта «Охота на ягуара». Главный трофей – хит сезона, уже ставший классикой, автомобиль «JAGUAR S-Type». Дизайн автомобиля в стиле ретро-классики, внешний лоск и роскошь интерьера удовлетворяют самый изысканный вкус, а его родословная выступает отличной рекомендацией стиля и вкуса своего хозяина.

Обладателем «охотничьей лицензии» может стать каждый гость казино, получивший определенное количество баллов.

Не надо мечтать о Ягуаре – прими участие в охоте и выиграй!

  1. Измените характеристики поля аргументации, реализованные в приведенном выше тексте. Определите адаптивный потенциал данного текста. Исследуйте, каким образом изменятся его текстовые характеристики.
  2. Изучив материал главы, предложите гипотезу о взаимодействии отношения текста к действительности и к текстам. Проанализируйте небольшой текст (короткий рассказ И. Бунина, А. Куприна, В. Астафьева и др.; рекламное объявление, текст социальной рекламы; высказывание коллеги / приятеля / случайного собеседника и др.) на основе выдвинутой Вами гипотезы.
  3. Попытайтесь продлить ряд оснований, по которым строится парадигма / синтагма текста. Какие факторы могут стать таковыми? Какие не могут? Предложите объяснения.
  4. По вашей оценке, существуют непроизводные тексты?
  5. Почему в главе не использовано понятие производящего текста?
  6. Как соотносятся текстопорождение / текстопонимение и текстообразование?
  7. Выберите короткий по протяженности текст и реконструируйте гнездо родственных текстов относительно избранного вами текста. Что дает эта реконструкция для обеспечения понимания и истолкования данного текста?
  8. Охарактеризуйте текст как компонент речетворческой деятельности.
  9. Назовите основные аспекты и направления изучения текста.
  10. Чем объясняется множественность определений текста?
  11. Покажите особенности изучения текста в психолингвистическом освещении.
  12. Каковы основные аспекты изучения текста в прагматическом аспекте?
  13. В чем заключаются основные деривационные механизмы текстообразования?
  14. Раскройте своеобразие когнитивного направления  в изучении текста.
  15. В чем заключается проблема определения текста и чем она обусловлена?
  16. Каков статус текста?
  17. Что понимается под дискурсом и дискурсивным анализом? Расскажите о типологии дискурса.
  18. Определите понятие гипертекста и мотивируйте необходимость его использования наукой.
  19. Покажите взаимодействие текста и культуры.
  20. Раскройте понятие текстовых пресуппозиций и покажите их значимость в текстовом анализе. Приведите синонимичный термин, расскажите об их типологии.
  21. Что такое «вертикальный контекст»?
  22. В чем специфика социологичности как категории текста?
  23. Покажите соотносительность понятий «интертекстуальность» и «интертекст».
  24. Назовите и охарактеризуйте основные экстралингвистические параметры текста.
  25. Что подразумевается под абсолютной антропоцентричнеостью текста и как с ней соотносятся экстралингвистические параметры текста?
  26. Установите соотношение понятий «прецедентный текст» и «прецедентный феномен». Расскажите о типах ПФ.
  27. Установите свойства, функции, сферы использования, источники и способы введения ПТ.
  28. Назовите основные категории и свойства текста.
  29. Раскройте содержание категории связности как центральной категории текста.
  30. В чем состоит сущность логико-семантических связей в тексте, а каковы их разновидности и средства выражения?
  31. Что такое грамматика текстовых связей? Покажите морфологические и синтаксические текстовые связи на примере одного завершенного текста.
  32. Охарактеризуйте категорию связности в прагматическом аспекте.
  33. Покажите сходство и различие параллельной и последовательной текстовых связей.
  34. Дайте определение ключевого слова текста.
  35. Охарактеризуйте категорию целостности текста.
  36. Является ли мотивированным введение количественного параметра или параметра объема текста, почему?
  37. Раскройте понятия «информативность» и «информационная насыщенность».
  38. Покажите существенные различия типов информации текста в содержательном (концептуальная/ событийная/ модальная информация) и формальном (эксплицитная/имплицитная) освещении.
  39. Расскажите о способах языковой компрессии.
  40. Определите понятие напряженности текста.
  41. Все ли признаки должны быть обязательно представлены в тексте? Докажите на примерах.
  42. В чем заключается специфика определения текста, предложенного А.И. Горшковым.
  43. Сформулируйте аспекты изучения членимости текста.
  44. Раскройте понятия «уровни текста» и «единицы текста».
  45. Покажите на примере различных текстов разновидности объемно-прагматического членения и охарактеризуйте его текстовые функции.
  46. В чем состоит сущность структурно-смыслового членения текста? Какова связь структурно-смыслового членения текста с семантическим развертыванием его содержания?
  47. Понятие и виды высказывания.
  48. Что такое ССЦ? Каковы признаки этой единицы?
  49. Что крупнее ССЦ?
  50. Раскройте основные принципы концепции Г.А. Золотовой, посвященной коммуникативной организации текста.
  51. Что такое коммуникативный регистр и каковы типы и подтипы коммуникативных регистров?
  52. Как вы понимаете различие между монорегистровыми и полирегистровыми текстами? Покажите на примерах их различия.
  53. Каковы принципы классификации тема-рематических структур (каноническая ступенчатая, веерного типа, с многокомпонентной тематической частью, с обобщенной темой, автономные структуры) и каковы их особенности в развертывании содержания текста?
  54. На чем основана типология рематических доминант (предметная, статальная, динамическая, качественная, комбинированная)?
  55. Покажите особенности выявления типа рематической доминанты на примере отдельного законченного текста.
  56. Что понимается под композицией текста и как она соотносится с его объемно-прагматическим членением?
  57. Раскройте понятие абзаца и охарактеризуйте его виды и функции.
  58. Соотнесите абзац и ССЦ.
  59. Каковы рамочные компоненты текста, их функции и типы?
  60. Какие составляющие входят в заголовочный комплекс? Их состав является постоянным?
  61. Охарактеризуйте композиционные принципы и приемы.
  62. Как следует понимать композицию стихотворного произведения?
  63. Охарактеризуйте основные композиционно-речевые формы, участвующие в контекстно-вариативном членении текста. Раскройте содержание понятия «контекстно-вариативное членение».
  64. Назовите основные композиционно-речевые формы авторской речи, охарактеризуйте языковые средства их формирования и покажите на примере конкретного текста их роль в развитии сюжета.
  65. Каковы разновидности и языковые способы воплощения внутренней речи персонажей?
  66. Охарактеризуйте синтаксические конструкции, передающие внешнюю речь персонажей. Покажите их структурно-семантрческое различие и текстовые особенности.
  67. Что такое «научная парадигма»?
  68. Как происходила смена научных парадигм в языкознании?
  69. Что понимается под языковой личностью, образом автора и индивидуальным стилем?
  70. Связаны ли как-то образ автора и функционально-стилевая принадлежность текста?
  71. В каких стилях образ автора проявляется максимально?
  72. Назовите и охарактеризуйте ипостаси авторского «я».
  73. Как решается проблема классификации и типологии текстов?
  74. Какие классификации текстов на сегодняшний день наиболее разработаны?
  75. Изложите основные положения теории речевых жанров.
  76. Раскройте понятие «речевой жанр».
  77. В чем заключается различие речевой структуры текстов разных функциональных стилей?
  78. В чем заключается отличие первичных (простых) от вторичных (сложных) речевых жанров?
  79. Назовите различные сложные речевые жанры и содержащиеся в них простые.
  80. Охарактеризуйте типы текстов по свойствам «целостность» - «связность». Кто автор этой типологии?
  81. Покажите типологические разновидности текстов в аспекте теории эмоционально-смысловой доминанты.
  82. Какие функции доминируют в текстах разных стилей?
  83. Определите понятия «коммуникативное намерение», «коммуникативная (речевая) стратегия», «коммуникативная (речевая) тактика»; установите их соотношение.
  84. Назовите фамилию лингвиста, охарактеризовавшего более 30 речевых тактик.
  85. Назовите и охарактеризуйте известные в науке речевые стратегии и тактики.
Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz