Вопросы для повторения изученного учебного материала
- Какие идеи классической риторики и филологии в первоначальный период их развития оказались существенными для складывания и развития теории текста в сер. XIX–XX вв.? Сформулируйте важнейшие результаты, полученные теорией текста под влиянием названных идей? Вопреки им?
- Какие импульсы для развития представлений о тексте, на Ваш взгляд, содержатся в трудах М.М. Бахтина? Р. Барта? Ю.М. Лотмана? У. Эко? Какие из идей названных авторов не / слабо использованы в современной науке о тексте?
- Почему развитие теории текста находится под влиянием развития текстовой коммуникации? Приведите примеры.
- Составьте перечень категорий текста, заложенных в его определении. Выведите их. Дайте им определение.
- Как соотносятся признаки текста, содержащиеся в определениях текста, предложенных И.Р. Гальпериным и данным пособием?
- Составьте перечень понятий, использованных при рассмотрении «жизни» текста. Выведите их. Дайте им определение.
- Что такое коммуникативный блок? Как соотносится понятие коммуникативного блока с понятием текста? С понятиями сложного синтаксического целого? Диалогического единства? Абзаца?
- Продолжите начатый в последнем разделе п. 1.2 перечень факторов изменения текста. Приведите иллюстрации. Есть ли факты, противоречащие тезису о том, что текст находится в «вечном движении»? Интерпретация текста – это тоже изменение текста?
- Приведите факты, свидетельствующие о динамичности межтекстовых отношений в текстовой совокупности? Предложите объяснения приведенным фактам. Постройте гипотезу о структуре текстовой совокупности.
- Если существование текста — это состояние его завершенности / незавершенности, открытости / замкнутости, стабильности / текучести, то не означает ли это «утраты» текста как такового? Как типа? Как феномена?
- Существует ли текст вне коммуникативного пространства? Если да, то объясните, почему в учебном пособии идет речь только о коммуникативном пространстве.
- К какому речевому жанру относится приведенный ниже текст. Аргументируйте свой ответ с опорой на характеристики «отраженности» (реализованности) индивидуальности коммуниканта, специфики целей и условий коммуникации, системно-структурной простоты и сложности.
Уважаемые соотечественники!
В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооруженных подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду. Но каждый из нас понимал, что надо быть готовыми к самому худшему.
Сегодня рано утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное: спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени.
Но сейчас я, прежде всего, хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб. Мы не смогли спасти всех. Простите нас. Память о погибших должна нас объединить.
Я благодарю всех граждан России за выдержку и единство. Особая благодарность всем, кто участвовал в освобождении людей. Прежде всего – сотрудникам спецподразделений, которые без колебаний, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей. Мы признательны и нашим друзьям во всем мире за моральную и практическую поддержку в борьбе с общим врагом.
Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток. Это международный терроризм. Пока он не побежден, нигде в мире люди не могут чувствовать себя в безопасности. Но он должен быть побежден, и он будет побежден.
Сегодня в больнице я разговаривал с одним из пострадавших. И он сказал: «Страшно не было. Была уверенность, что будущего у террористов нет». И это правда. У них нет будущего, а у нас есть.
(Речь Президента России В. В. Путина, произнесенная 26.10.2002 г.)
- Опишите идейное ядро текста, приведенного в задании 1, представив его информационную модель (базовой при моделировании может быть, например, методика контент-анализа).
- Охарактеризуйте дискурсные / текстовые личности, репрезентированные в следующем тексте:
UGLI 666
Я давно заметила, что конспирология у атеистов вместо религии. Им всё время кажется, что ими кто-то манипулирует, кто-то их гипнотизирует, зомбирует, подслушивает, поднюхивает. А этот кто-то – просто дьявол, и всё. Дело в том, что от атеизма до шизофрении один шаг, и в большинстве случаев он уже сделан. Вот ты, Организм. Тебе кажется, что тобою кто-то манипулирует?
Organizm(-:
Если честно, да.
UGLI 666
В чем же манипуляция?
Organizm(-:
Ну, например, в том, что меня здесь заперли. Или в том, что второй день кормят оладьями.
UGLI 666
А, в этом смысле. Ну так это не манипуляция, это кара божья.
В. Пелевин «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»
- Докажите факт гетерогенности текста (1): (В. Пелевин «Психическая атака (Сонет)» и (2): (Л. Улицкая «Счастливые»). Одинакова ли природа гетерогенности данных текстов?
- Проанализируйте средства связности в текстах (2): (Козьма Прутков «Проект о внедрении единомыслия в России») и (3): (М. Цветаева «*** (Б. Пастернаку) Расстояние: версты, мили…»). Сопоставьте полученные результаты. Найдите в данных текстах средства, обеспечивающие цельность текста.
- Опишите семантическое пространство текста (4): (А.П. Чехов «Необходимое предисловие»).
- Проанализируйте внешние внутренние границы текста (5): (Т. Толстая «Сирень»).
- Определите средства локализации автора в тексте (6): (М. Зощенко «Аристократка»).
- Проанализируйте признаки речевого акта (коммуникативная целеустановка, предмет коммуникации, признаки ситуации, в пределах которой осуществляется коммуникация, социальная характеристика участников коммуникации), реализованные в следующем тексте:
- Встречаются две подруги:
- – А что сейчас делает Машка?
- – Учит литературу!
- – Кошмар! Чему она может научить литературу?
- Опишите способы оперирования потребностями (определяя смыслообразующий мотив деятельности и мотив-стимул) участников коммуникативного акта, отраженные в следующем тексте:
- Истинное отношение к нашему системному администратору стало понятным, когда девочки из бухгалтерии приняли общее решение скормить ему тортик двухнедельной давности.
- Измените систему потребностей (в тексте упражнения № 2) и создайте свой текст, не меняя структуру коммуникативного акта.
- Определите типы текстов, включенных в текст стихотворения Т. Собакина. Опишите модель межтекстового взаимодействия.
- Исследуйте текстовые характеристики поля аргументации, отраженные в следующем тексте:
(реклама казино-клуба «Премьер»)
Удачной охоты!
В казино-клубе «Премьер» открыта «Охота на ягуара». Главный трофей – хит сезона, уже ставший классикой, автомобиль «JAGUAR S-Type». Дизайн автомобиля в стиле ретро-классики, внешний лоск и роскошь интерьера удовлетворяют самый изысканный вкус, а его родословная выступает отличной рекомендацией стиля и вкуса своего хозяина.
Обладателем «охотничьей лицензии» может стать каждый гость казино, получивший определенное количество баллов.
Не надо мечтать о Ягуаре – прими участие в охоте и выиграй!
- Измените характеристики поля аргументации, реализованные в приведенном выше тексте. Определите адаптивный потенциал данного текста. Исследуйте, каким образом изменятся его текстовые характеристики.
- Изучив материал главы, предложите гипотезу о взаимодействии отношения текста к действительности и к текстам. Проанализируйте небольшой текст (короткий рассказ И. Бунина, А. Куприна, В. Астафьева и др.; рекламное объявление, текст социальной рекламы; высказывание коллеги / приятеля / случайного собеседника и др.) на основе выдвинутой Вами гипотезы.
- Попытайтесь продлить ряд оснований, по которым строится парадигма / синтагма текста. Какие факторы могут стать таковыми? Какие не могут? Предложите объяснения.
- По вашей оценке, существуют непроизводные тексты?
- Почему в главе не использовано понятие производящего текста?
- Как соотносятся текстопорождение / текстопонимение и текстообразование?
- Выберите короткий по протяженности текст и реконструируйте гнездо родственных текстов относительно избранного вами текста. Что дает эта реконструкция для обеспечения понимания и истолкования данного текста?
- Охарактеризуйте текст как компонент речетворческой деятельности.
- Назовите основные аспекты и направления изучения текста.
- Чем объясняется множественность определений текста?
- Покажите особенности изучения текста в психолингвистическом освещении.
- Каковы основные аспекты изучения текста в прагматическом аспекте?
- В чем заключаются основные деривационные механизмы текстообразования?
- Раскройте своеобразие когнитивного направления в изучении текста.
- В чем заключается проблема определения текста и чем она обусловлена?
- Каков статус текста?
- Что понимается под дискурсом и дискурсивным анализом? Расскажите о типологии дискурса.
- Определите понятие гипертекста и мотивируйте необходимость его использования наукой.
- Покажите взаимодействие текста и культуры.
- Раскройте понятие текстовых пресуппозиций и покажите их значимость в текстовом анализе. Приведите синонимичный термин, расскажите об их типологии.
- Что такое «вертикальный контекст»?
- В чем специфика социологичности как категории текста?
- Покажите соотносительность понятий «интертекстуальность» и «интертекст».
- Назовите и охарактеризуйте основные экстралингвистические параметры текста.
- Что подразумевается под абсолютной антропоцентричнеостью текста и как с ней соотносятся экстралингвистические параметры текста?
- Установите соотношение понятий «прецедентный текст» и «прецедентный феномен». Расскажите о типах ПФ.
- Установите свойства, функции, сферы использования, источники и способы введения ПТ.
- Назовите основные категории и свойства текста.
- Раскройте содержание категории связности как центральной категории текста.
- В чем состоит сущность логико-семантических связей в тексте, а каковы их разновидности и средства выражения?
- Что такое грамматика текстовых связей? Покажите морфологические и синтаксические текстовые связи на примере одного завершенного текста.
- Охарактеризуйте категорию связности в прагматическом аспекте.
- Покажите сходство и различие параллельной и последовательной текстовых связей.
- Дайте определение ключевого слова текста.
- Охарактеризуйте категорию целостности текста.
- Является ли мотивированным введение количественного параметра или параметра объема текста, почему?
- Раскройте понятия «информативность» и «информационная насыщенность».
- Покажите существенные различия типов информации текста в содержательном (концептуальная/ событийная/ модальная информация) и формальном (эксплицитная/имплицитная) освещении.
- Расскажите о способах языковой компрессии.
- Определите понятие напряженности текста.
- Все ли признаки должны быть обязательно представлены в тексте? Докажите на примерах.
- В чем заключается специфика определения текста, предложенного А.И. Горшковым.
- Сформулируйте аспекты изучения членимости текста.
- Раскройте понятия «уровни текста» и «единицы текста».
- Покажите на примере различных текстов разновидности объемно-прагматического членения и охарактеризуйте его текстовые функции.
- В чем состоит сущность структурно-смыслового членения текста? Какова связь структурно-смыслового членения текста с семантическим развертыванием его содержания?
- Понятие и виды высказывания.
- Что такое ССЦ? Каковы признаки этой единицы?
- Что крупнее ССЦ?
- Раскройте основные принципы концепции Г.А. Золотовой, посвященной коммуникативной организации текста.
- Что такое коммуникативный регистр и каковы типы и подтипы коммуникативных регистров?
- Как вы понимаете различие между монорегистровыми и полирегистровыми текстами? Покажите на примерах их различия.
- Каковы принципы классификации тема-рематических структур (каноническая ступенчатая, веерного типа, с многокомпонентной тематической частью, с обобщенной темой, автономные структуры) и каковы их особенности в развертывании содержания текста?
- На чем основана типология рематических доминант (предметная, статальная, динамическая, качественная, комбинированная)?
- Покажите особенности выявления типа рематической доминанты на примере отдельного законченного текста.
- Что понимается под композицией текста и как она соотносится с его объемно-прагматическим членением?
- Раскройте понятие абзаца и охарактеризуйте его виды и функции.
- Соотнесите абзац и ССЦ.
- Каковы рамочные компоненты текста, их функции и типы?
- Какие составляющие входят в заголовочный комплекс? Их состав является постоянным?
- Охарактеризуйте композиционные принципы и приемы.
- Как следует понимать композицию стихотворного произведения?
- Охарактеризуйте основные композиционно-речевые формы, участвующие в контекстно-вариативном членении текста. Раскройте содержание понятия «контекстно-вариативное членение».
- Назовите основные композиционно-речевые формы авторской речи, охарактеризуйте языковые средства их формирования и покажите на примере конкретного текста их роль в развитии сюжета.
- Каковы разновидности и языковые способы воплощения внутренней речи персонажей?
- Охарактеризуйте синтаксические конструкции, передающие внешнюю речь персонажей. Покажите их структурно-семантрческое различие и текстовые особенности.
- Что такое «научная парадигма»?
- Как происходила смена научных парадигм в языкознании?
- Что понимается под языковой личностью, образом автора и индивидуальным стилем?
- Связаны ли как-то образ автора и функционально-стилевая принадлежность текста?
- В каких стилях образ автора проявляется максимально?
- Назовите и охарактеризуйте ипостаси авторского «я».
- Как решается проблема классификации и типологии текстов?
- Какие классификации текстов на сегодняшний день наиболее разработаны?
- Изложите основные положения теории речевых жанров.
- Раскройте понятие «речевой жанр».
- В чем заключается различие речевой структуры текстов разных функциональных стилей?
- В чем заключается отличие первичных (простых) от вторичных (сложных) речевых жанров?
- Назовите различные сложные речевые жанры и содержащиеся в них простые.
- Охарактеризуйте типы текстов по свойствам «целостность» - «связность». Кто автор этой типологии?
- Покажите типологические разновидности текстов в аспекте теории эмоционально-смысловой доминанты.
- Какие функции доминируют в текстах разных стилей?
- Определите понятия «коммуникативное намерение», «коммуникативная (речевая) стратегия», «коммуникативная (речевая) тактика»; установите их соотношение.
- Назовите фамилию лингвиста, охарактеризовавшего более 30 речевых тактик.
- Назовите и охарактеризуйте известные в науке речевые стратегии и тактики.