Жизнь людей немыслима без языка, без речи.
Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором
известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа».
Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не
являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить
русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.
Не секрет, что встречают человека уже давно не только по одежке, но и по тому,
как он говорит. Наша речь это наша визитная карточка, и как трудно порой
создать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свой
речевой облик. Для того чтобы создать о себе благоприятное впечатление,
заинтересовать и расположить к себе собеседника, побудить его к тем поступкам,
которые нужны вам, мы предлагаем курс Русский язык и культура речи.
В этом курсе вы узнаете, почему правильно говорить звонить, почему произносить
муз[э]й манерно, почему кенгуру не может быть среднего рода, почему говорить
двое профессоров невежливо и многое другое. Также вы научитесь составлять
необходимые вам документы, быстро конспектировать научные тексты и писать
рефераты, выступать с докладом, уверенно держаться перед аудиторией и
отстаивать свою точку зрения в споре.
План занятий по дисциплине
Русский язык и культура речи - I и 2семестры (108часов:32 л.+72 с.+4зачет)
Первый раздел
п/п |
Тема лекции |
п/п |
Тема практического занятия |
1 |
Русский язык, культура речи и риторика в системе подготовки студентов гуманитарных специальностей. Культура речи и литературный язык. |
1 |
Диагностирующий тест (диктант) по нормам русского языка. Интерактивные задания. Сообщения студентов по теме 1. |
2 |
Норма как основная категория теории культуры речи. Орфо-эпические нормы. |
2 |
Типы орфоэпических ошибок (твердое / мягкое произношение согласных в заимствованных словах, произношение сочетания ЧН и т.д.). |
2 |
Фонетика как раздел языкознания. Акцентологические и интонационные нормы. |
3 |
Типы акцентологических ошибок (трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени).Интонема и интонационные конструкции (составление ИК и схем). |
2 |
Лекксикология и фразеология как раздел языкознания. Лексические нормы |
4 |
Типы лексических ошибок (сме-шение паронимов, плеоназм, тав-тология, нарушение норм лекси-ческой сочетаемости). |
3 |
Морфемика и морфология как разделы языкознания. Морфологические и словообразовательные нормы |
5 |
Типы морфологических ошибок (род заимствованных существи-тельных и аббревиатур; формы множ. числа именительного и ро-дительного падежей; склонение числительных). |
4 |
Синтаксис простого и сложного предложения. Синтаксические нормы |
6 |
Типы синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление дее-причастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений). |
5 |
Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Стилистические (речевые) нормы |
7 |
Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи. Работа со стилистическими ошибками. |
5 |
Официально-деловой стиль речи: экстралингвистические и лингвистические особенности. |
8 |
Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля. |
5 |
Специфика языка служебной документации. Деловая коммуникация. |
9 |
Правила оформления личной до-кументации (заявление, доверенность, автобиография). Резюме. И т.д. |
Зачет – 4 часа.
Второй раздел
п/п |
Тема лекции |
п/п |
Тема практического занятия |
1 |
Коммуникативные качества речи. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех. |
1 |
Анализ коммуникативных качеств речи.Подготовка устных выступлений на заданные темы (формулировка темы, составление плана). |
1 |
Логико-композиционное построение устной речи. |
2 |
Применение основных логических законов и операций в устной речи. |
1 |
Культура спора. |
3 |
Подготовка и проведение диспута, дебатов. |
2 |
Культура устной речи и ее выразительность. |
4 |
Ошибки в устной речи и пути их устранения. Языковые и неязыковые средства выразительности. Элементы анализа текста по выразительным средствам. |
2 |
Современное ораторское искусство. Этический аспект культуры речи. |
5 |
Лучшие образцы российской словесности. Подготовка итоговый рефератов и сообщений как проектной работы. |
3 |
Публицистический стиль речи: лингвистические особенности, жанры, нормы речевой культуры. |
6 |
Анализ образцов публицистического стиля. Подготовка устных и письменных работ в основных жанрах публицистического общения. |
4 |
Лингвистические и экстралингвистические особенности научного стиля речи. |
7 |
Типы научных текстов (описание. повествование, рассуждение). Языковые средства связности научного текста. |
4 |
Текст. Основы компрессии текста. |
8 |
Порядок составления аннотации, реферата. Элементы анализа текста. |
4 |
Оформление научной работы. |
9 |
Порядок составления отзыва о реферате. |
|
Обобщение материала по курсу |
10 |
Проектная работа студентов |
Экзамен – 36 часов (1ЗЕТ)
Формы контроля
Уровень знаний студентов по дисциплине проходит в течение семестра трехуровневый (предварительный, промежуточный и итоговый) контроль.
Для оценки качества знаний студентов используются:
· перед началом занятий (предварительный контроль) диагностические тесты (тесты для самоконтроля), определяющие уровень имеющихся знаний по нормативным аспектам языка и стилистике (пятибалльная система оценки) или диктанты (оценка по %);
· промежуточные тесты и самостоятельные письменные работы по изученным темам - 3 (нормы орфоэпии, акцентологии, лексики, морфологии и синтаксиса; функциональные стили; система оценки по баллам – 10-20 баллов);
. реферат на тему, предложенную или выбранную студентом ; сообщение по реферату с использованием компьютерной презентации; сообщение или доклад на занятии – до 10 баллов
· итоговый контроль осуществляется в форме устного ответа по теоретическим вопросам и практическим заданиям к ним ( или итогового теста, включающего 100 вопросов по изученным темам). Система оценки зачет / незачет (1 семестр); экзамен (2 семестр).
Для успешной сдачи зачета (экзамена) по курсу Русский язык и культуре речи необходимо следующее:
Ø наличие рейтинга с мин. 60 баллами (за каждый семестр);
Ø посещаемость лекционных и практических занятий;
Ø конспекты лекций и выполненные домашние задания по практическим занятиям;
Ø выполненные зачетные работы, в т.ч. в форме компьютерных презентаций;
Ø активная работа на практических занятиях.
При баллах от 80 до 100 возможно получение зачета автоматом и соискание отличной оценки на экзамене.