Суббота, 29.01.2022, 08:16
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК ПО САЙТУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь людей немыслима без языка, без речи.
Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.
Не секрет, что встречают человека уже давно не только по одежке, но и по тому, как он говорит. Наша речь это наша визитная карточка, и как трудно порой создать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свой речевой облик. Для того чтобы создать о себе благоприятное впечатление, заинтересовать и расположить к себе собеседника, побудить его к тем поступкам, которые нужны вам, мы предлагаем курс Русский язык и культура речи.
В этом курсе вы узнаете, почему правильно говорить звонить, почему произносить муз[э]й манерно, почему кенгуру не может быть среднего рода, почему говорить двое профессоров невежливо и многое другое. Также вы научитесь составлять необходимые вам документы, быстро конспектировать научные тексты и писать рефераты, выступать с докладом, уверенно держаться перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения в споре.
План занятий по дисциплине

Русский язык и культура речи -  I и 2семестры (108часов:32 л.+72 с.+4зачет)

Первый раздел

п/п

Тема лекции

п/п

Тема практического занятия

1

Русский язык, культура речи и риторика в системе подготовки студентов гуманитарных специальностей. Культура речи и литературный язык.

1

Диагностирующий тест (диктант) по нормам русского языка. Интерактивные задания. Сообщения студентов по теме 1.

2

Норма как основная категория теории культуры речи. Орфо-эпические нормы.

2

Типы орфоэпических ошибок (твердое / мягкое произношение согласных в заимствованных словах, произношение сочетания ЧН и т.д.).

2

Фонетика как раздел языкознания.

Акцентологические и интонационные нормы.

3

Типы акцентологических ошибок (трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени).Интонема и интонационные конструкции (составление ИК и схем).

2

Лекксикология и фразеология как раздел языкознания. Лексические нормы

4

Типы лексических ошибок (сме-шение паронимов, плеоназм, тав-тология, нарушение норм лекси-ческой сочетаемости).

3

Морфемика и морфология как разделы языкознания. Морфологические и словообразовательные нормы

5

Типы морфологических ошибок (род заимствованных существи-тельных и аббревиатур; формы множ. числа именительного и ро-дительного падежей; склонение числительных).

4

Синтаксис простого и сложного предложения. Синтаксические нормы

6

Типы синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление дее-причастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений).

5

Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Стилистические (речевые) нормы

7

Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи. Работа со стилистическими ошибками.

5

Официально-деловой стиль речи: экстралингвистические и лингвистические особенности.

8

Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля.

5

Специфика языка служебной документации. Деловая коммуникация.

9

Правила оформления личной до-кументации (заявление, доверенность, автобиография). Резюме. И т.д.

Зачет – 4 часа.

Второй раздел

п/п

Тема лекции

п/п

Тема практического занятия

1

Коммуникативные качества речи.

Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех.

1

Анализ коммуникативных качеств речи.Подготовка устных выступлений на заданные темы (формулировка темы, составление плана).

1

Логико-композиционное построение устной речи.

2

Применение основных логических законов и операций в устной речи.

1

Культура спора.

3

Подготовка и проведение диспута, дебатов.

2

Культура устной речи и ее выразительность.

4

Ошибки в устной речи и пути их устранения. Языковые и неязыковые средства выразительности. Элементы анализа текста по выразительным средствам.

2

Современное ораторское искусство. Этический аспект культуры речи.

5

Лучшие образцы российской словесности. Подготовка итоговый рефератов и сообщений как проектной работы.

3

Публицистический стиль речи: лингвистические особенности, жанры, нормы речевой культуры.

6

Анализ образцов публицистического стиля. Подготовка устных и письменных работ в основных жанрах публицистического общения.  

4

Лингвистические и экстралингвистические особенности научного стиля речи.

7

Типы научных текстов (описание. повествование, рассуждение). Языковые средства связности научного текста.

4

Текст. Основы компрессии текста.

8

Порядок составления аннотации, реферата. Элементы анализа текста.

4

Оформление научной работы.

9

Порядок составления отзыва о реферате.

 

Обобщение материала по курсу

10

Проектная работа студентов

Экзамен – 36 часов (1ЗЕТ)

 

Формы контроля

Уровень знаний студентов по дисциплине проходит в течение семестра трехуровневый (предварительный, промежуточный и итоговый) контроль.

Для оценки качества знаний студентов используются:

· перед началом занятий (предварительный контроль) диагностические тесты (тесты для самоконтроля), определяющие уровень имеющихся знаний по нормативным аспектам языка и стилистике (пятибалльная система оценки) или диктанты (оценка по %);

· промежуточные тесты и самостоятельные письменные работы по изученным темам  - 3 (нормы орфоэпии, акцентологии, лексики, морфологии и синтаксиса; функциональные стили; система оценки по баллам – 10-20 баллов);

. реферат на тему, предложенную или выбранную студентом ; сообщение по реферату с использованием компьютерной презентации; сообщение или доклад на занятии – до 10 баллов

· итоговый контроль осуществляется в форме устного ответа по теоретическим вопросам и практическим заданиям к ним ( или итогового теста, включающего 100 вопросов по изученным темам). Система оценки зачет / незачет (1 семестр); экзамен (2 семестр).

Для успешной сдачи зачета (экзамена) по курсу Русский язык и культуре речи необходимо следующее:

Ø наличие рейтинга с мин. 60 баллами (за каждый семестр);

Ø посещаемость лекционных и практических занятий;

Ø конспекты лекций и выполненные домашние задания по практическим занятиям;

Ø выполненные зачетные работы, в т.ч. в форме компьютерных презентаций;

Ø активная работа на практических занятиях.

При баллах от 80 до 100 возможно получение зачета автоматом и соискание отличной оценки на экзамене.