Жизнь людей немыслима без языка, без речи.
Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором
известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа».
Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не
являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить
русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.
Не секрет, что встречают человека уже давно не только по одежке, но и по тому,
как он говорит. Наша речь это наша визитная карточка, и как трудно порой
создать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свой
речевой облик. Для того чтобы создать о себе благоприятное впечатление,
заинтересовать и расположить к себе собеседника, побудить его к тем поступкам,
которые нужны вам, мы предлагаем курс Русский язык и культура речи.
В этом курсе вы узнаете, почему правильно говорить звонить, почему произносить
муз[э]й манерно, почему кенгуру не может быть среднего рода, почему говорить
двое профессоров невежливо и многое другое. Также вы научитесь составлять
необходимые вам документы, быстро конспектировать научные тексты и писать
рефераты, выступать с докладом, уверенно держаться перед аудиторией и
отстаивать свою точку зрения в споре.
План занятий по дисциплине
Русский язык и культура речи - I и 2семестры (108часов:32 л.+72 с.+4зачет)
Первый раздел
п/п
|
Тема лекции
|
п/п
|
Тема практического занятия
|
1
|
Русский язык, культура речи и риторика в системе
подготовки студентов гуманитарных специальностей. Культура речи и
литературный язык.
|
1
|
Диагностирующий тест (диктант) по нормам русского языка.
Интерактивные задания. Сообщения студентов по теме 1.
|
2
|
Норма как основная категория теории культуры речи.
Орфо-эпические нормы.
|
2
|
Типы орфоэпических ошибок (твердое / мягкое произношение
согласных в заимствованных словах, произношение сочетания ЧН и т.д.).
|
2
|
Фонетика как раздел языкознания.
Акцентологические и интонационные нормы.
|
3
|
Типы акцентологических ошибок (трудные случаи постановки
ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах
прошедшего времени).Интонема и интонационные конструкции (составление ИК и
схем).
|
2
|
Лекксикология и фразеология как раздел языкознания. Лексические
нормы
|
4
|
Типы лексических ошибок (сме-шение паронимов, плеоназм,
тав-тология, нарушение норм лекси-ческой сочетаемости).
|
3
|
Морфемика и морфология как разделы языкознания. Морфологические
и словообразовательные нормы
|
5
|
Типы морфологических ошибок (род заимствованных
существи-тельных и аббревиатур; формы множ. числа именительного и
ро-дительного падежей; склонение числительных).
|
4
|
Синтаксис простого и сложного предложения. Синтаксические
нормы
|
6
|
Типы синтаксических ошибок (согласование подлежащего и
сказуемого; употребление дее-причастного оборота; ошибки в построении
словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений).
|
5
|
Функциональные разновидности современного русского
литературного языка. Стилистические (речевые) нормы
|
7
|
Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи. Работа
со стилистическими ошибками.
|
5
|
Официально-деловой стиль речи: экстралингвистические и
лингвистические особенности.
|
8
|
Лексические и грамматические особенности
официально-делового стиля.
|
5
|
Специфика языка служебной документации. Деловая
коммуникация.
|
9
|
Правила оформления личной до-кументации (заявление,
доверенность, автобиография). Резюме. И т.д.
|
Зачет – 4 часа.
Второй раздел
п/п
|
Тема лекции
|
п/п
|
Тема практического занятия
|
1
|
Коммуникативные качества речи.
Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его
успех.
|
1
|
Анализ коммуникативных качеств речи.Подготовка устных
выступлений на заданные темы (формулировка темы, составление плана).
|
1
|
Логико-композиционное построение устной речи.
|
2
|
Применение основных логических законов и операций в устной
речи.
|
1
|
Культура спора.
|
3
|
Подготовка и проведение диспута, дебатов.
|
2
|
Культура устной речи и ее выразительность.
|
4
|
Ошибки в устной речи и пути их устранения. Языковые и
неязыковые средства выразительности. Элементы анализа текста по выразительным
средствам.
|
2
|
Современное ораторское искусство. Этический аспект
культуры речи.
|
5
|
Лучшие образцы российской словесности. Подготовка итоговый
рефератов и сообщений как проектной работы.
|
3
|
Публицистический стиль речи: лингвистические особенности,
жанры, нормы речевой культуры.
|
6
|
Анализ образцов публицистического стиля. Подготовка устных
и письменных работ в основных жанрах публицистического общения.
|
4
|
Лингвистические и экстралингвистические особенности
научного стиля речи.
|
7
|
Типы научных текстов (описание. повествование,
рассуждение). Языковые средства связности научного текста.
|
4
|
Текст. Основы компрессии текста.
|
8
|
Порядок составления аннотации, реферата. Элементы анализа
текста.
|
4
|
Оформление научной работы.
|
9
|
Порядок составления отзыва о реферате.
|
|
Обобщение материала по курсу
|
10
|
Проектная работа студентов
|
Экзамен – 36 часов (1ЗЕТ)
Формы контроля
Уровень знаний студентов по дисциплине проходит в течение
семестра трехуровневый (предварительный, промежуточный и итоговый) контроль.
Для оценки качества знаний студентов используются:
· перед началом занятий (предварительный контроль)
диагностические тесты (тесты для самоконтроля), определяющие уровень имеющихся
знаний по нормативным аспектам языка и стилистике (пятибалльная система оценки)
или диктанты (оценка по %);
· промежуточные тесты и самостоятельные письменные работы по
изученным темам - 3 (нормы орфоэпии,
акцентологии, лексики, морфологии и синтаксиса; функциональные стили; система
оценки по баллам – 10-20 баллов);
. реферат на тему, предложенную или выбранную студентом ;
сообщение по реферату с использованием компьютерной презентации; сообщение или
доклад на занятии – до 10 баллов
· итоговый контроль осуществляется в форме устного ответа по
теоретическим вопросам и практическим заданиям к ним ( или итогового теста,
включающего 100 вопросов по изученным темам). Система оценки зачет / незачет (1
семестр); экзамен (2 семестр).
Для успешной сдачи зачета (экзамена) по курсу Русский язык и
культуре речи необходимо следующее:
Ø наличие рейтинга с мин. 60 баллами (за каждый семестр);
Ø посещаемость лекционных и практических занятий;
Ø конспекты лекций и выполненные домашние задания по
практическим занятиям;
Ø выполненные зачетные работы, в т.ч. в форме компьютерных
презентаций;
Ø активная работа на практических занятиях.
При баллах от 80 до 100 возможно получение зачета автоматом
и соискание отличной оценки на экзамене.
|