ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Среда, 18.06.2025, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная ТЕМА7-2РегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Под парадигмой (греч. παράδειγμα – образец, пример, модель) в широком смысле понимается любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу по ряду признаков и в то же время объединенных по наличию у них общего признака. Любая парадигма представляет собой совокупность вариантов, объединенных инвариантом. Варианты закономерно чередуются в процессе функционирования языка. Например, возможно выделение парадигмы гласных русского языка: а о у ы – и – э. Такая широкая парадигма способна включать в свой состав подклассы/подпарадигмы, например, каждый из членов приведенного ряда гласных образует малую парадигму: [á] [ä] [̇а] [а̇] и др. Парадигматика – система допускаемых структурой языка вариантов единиц и категорий, из которых в речи актуализируется лишь один: так, из совокупности вариантов фонемы [а] в каждом конкретном случае реализуется лишь один: [̇а] в мята, [а̇] в мать и т.д.

При объединении элементов в парадигму исследователь отвлекается от различий этих элементов – напротив, акцентируются лишь общие их свойства. В реальном функционировании языка возможна нейтрализация парадигматических различий. Например, при использовании определенного слова в функции подлежащего в предложении могут нейтрализоваться его частеречные признаки: Волков бояться – в лес не ходить.

Элемент языка как представитель парадигматического класса – абстрактная, виртуальная единица. Переход от абстрактной единицы к конкретной называется актуализацией виртуальной единицы.

Таким образом, свойства единиц языка – гетерогенность и дискретность – порождают два основных, структурно содержательных вида отношений между ними – синтагматические и парадигматические, одновременно определяя характер их подчинения – иерархию.

Языковой уровень (ярус)одна из основных подсистем языка, выделяемых на основании свойств и функций единиц языка, рассматриваемых в порядке их иерархии.

Традиционные в русской лингвистике принципы выделения уровней формулируются следующим образом:

  • единицы одного уровня должны быть однородны (гомогенны);
  • единица низшего уровня должна входить в состав единиц высшего уровня (принцип иерархии).

На таких основаниях выделяются основные и промежуточные уровни. Каждому уровню соответствует своя единица, обладающая совокупностью определенных свойств, связанных с особенностями ее функционирования. К основным уровням относят фонологический, морфемный, лексический, синтаксический; к промежуточным – морфонологический, словообразовательный, фразеологический.

Уровневая организация системы языка – сложное образование. Сложность эта определяется 1) возможностями комбинаторики единиц одного уровня, 2) наличием противопоставленных конкретных и абстрактных единиц языка. Некоторые исследователи даже считают, что эти противопоставленные единицы образуют разные уровни.

Все промежуточные уровни образуются единицами одного яруса, а функционируют на другом. Например, морфонема как специфическое языковое явление была выделена И.А. Бодуэном де Куртенэ, а Н.С. Трубецкой в свое время отмечал, что морфонология – связующее звено между морфологией и фонологией, ее предмет – исследование морфологического использования фонологических средств какого-либо языка. Так, в слове келейный [j], с одной стороны, является фонетическим элементом, не имеющим какого-либо грамматического значения – деривационного или реляционного. Но, с другой стороны, этот звук выполняет функцию «строительного элемента» в процессе словообразования, приспосабливая морфемы друг к другу. Структурно-функционально сходные явления обнаруживаются в словах киношник, ледоход, релейный, вместилище, арготизм, и многих других. Такое использование обусловлено тождеством морфемы как единицы определенного языкового яруса.

Ф.М. Березин, Б.Н. Головин помимо названных выше двух принципов выделения уровней предлагают учитывать, что:

  • единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных, чем они сами, структур (принцип иерархии);
  • единицы любого уровня должны быть знаками языка;
  • выделенные единицы должны вариативно воспроизводиться в более сложных единицах[1].

Динамическое представление языковой системы реализуется в описаниях ее как некоего порождающего устройства. Известно несколько динамических моделей порождающих грамматик: модель с конечным числом состояний, модель фразовых структур, различные трансформационные модели, аппликативная модель порождающей грамматики. Все они опираются на данные, представленные в других моделях языка, в частности, на данные о составе единиц языка, и формулируют систему правил, применяя которые можно продуцировать синтаксически правильные предложения.

 

Литература

  1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975.
  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные работы по общему языкознанию: В 2-х т. – М., 1963.
  4. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 2003.
  5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. 5-е изд. – М., 2005.
  6. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.
  7. Заскока С.А. Ведение в языкознание. Конспект лекций. Учебное пособие. – М., 2009.
  8. Зеленецкий А.Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2009.
  9. Кубрякова Е.С., Мельников Г.П. О понятиях языковой системы и структуры языка // Общее языкознание (Внутренняя структура языка). – М., 1972.
  10. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
  11. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. 6-е изд., стер. – М., СПб., 2007.
  12. Мельников Г.П. Системная лингвистика и ее отношение к структурной // Проблемы языкознания. – М., 1967.
  13. Немченко В.Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М., 2008.
  14. Пауль Г. Принципы истории языка. – М., 1960.
  15. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.
  16. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 1977.
  17. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Охарактеризуйте следующие объекты как типы систем: озеро, холодильник, человек, светофор, математический язык, язык жестов, язык, латинский язык.

 

Задание 2. Почему язык называют системой систем? Докажите или опровергните утверждение, что каждый из уровней языка представляет собой систему.

 

Задание 3. Заполните таблицу:

 

Единица уровня

 в языке

Единица уровня

 в речи

Функции единицы

Уровень,

подуровни

Межуровневые единицы

Раздел

языкознания

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Определите, к какому из уровней языка относятся следующие единицы: по, к, дом, жизнь, ся, а, бешеные деньги, объегорить, он устал. Определите функции, которые выполняют эти единицы в системе языка.

 

Задание 5. Проанализируйте лексическую парадигму слова чистый.

 

Задание 6. Опишите следующие слова с точки зрения их фонетических, морфологических, лексико-семантических и синтаксических характеристик. Дом, звездный, плыли.

 

Задание 7. Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические и синтагматические отношения слова диван, тетрадь, улица, красивый, хороший.

 

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под системным объектом?
  2. Каково содержание понятий «система» и «структура» языка?
  3. Каково понимание системности в трудах В. фон Гумбольдта?
  4. Что понимал под системой языка И.А. Бодуэн де Куртенэ?
  5. Перечислите основные положение системности языка в трудах И.А. Бодуэн де Куртенэ.
  6. Перечислите основные положение системности языка в трудах Ф. де Соссюра.
  7. Что такое системообразующие, системоприобретенные и системонейтральные свойства элемента языка?
  8. Перечислите аспекты исследования языковой системы.
  9. Что первично в языке – его единицы или связи и отношения между ними?
  10. В чем суть парадигматических и синтагматических отношений в языке?
  11. Объясните понятие имманентности языковой системы.
  12. Укажите, какое из следующих определений связано с понятием системы, а какое с понятием структуры: «единство однородных взаимообусловленных элементов»; «единство разнородных элементов в пределах целого»; «совокупность элементов, организованных связями и отношениями в единое целое»; «совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого».
  13. Какие языковые единицы называются конститутивными?
  14. Перечислите неконститутивные единицы языка.
  15. Что понимается под языковым уровнем (ярусом)?
  16. Какие единицы языка образуют языковые уровни (ярусы)?
  17. С какими единицами языка связано существование подуровней языковой системы?
  18. Как вы понимаете термины валентность и дистрибуция языковых единиц?
  19. Назовите известные вам типы связей и отношений между языковыми единицами.

 


[1] Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 146.

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz