ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Пятница, 26.04.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫРегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ

 

Понятийный и терминологический аппарат современной библиографии. Стандарты 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» и 7.1- 2003 «Библиографическое описание документа». Система современной библиографии; библиографическая информация и библиографические пособия. Основные виды библиографии. Основные процессы библиографической деятельности и ее результаты.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

Раздел I. Основы теории библиографической информации.

 Тема I. Библиографическая информация – посредник в системе документальных коммуникаций.

Система «книга - читатель» как наиболее значительная и распространенная форма существования системы «документ - потребитель».

Объективная необходимость посредников между документами и потребителями информации. Возникновение и развитие специальных инструментов (библиотечного дела, библиографической деятельности, книжной торговли, издательского дела и др.), выполняющих посреднические функции в системе документальных коммуникаций.

Отношение «документ-потребитель» как единство противоположностей – источник возникновения библиографической деятельности. Понятие соответствия и противоречия между документами и потребителями информации. Основные формы их проявлений. Общее представление о библиографической информации как специфическом (вторично-документальном) средстве преодоления противоречий и реализации соответствий в системе документальных коммуникаций.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

 Тема II . Формы существования библиографической информации.

Исторически первоначальные формы библиографической информации. Основные закономерности и этапы ее исторического развития. Многообразие современных форм существования библиографической информации.

Библиографическое сообщение – элемент библиографической информации. Основные формы, структура и назначение библиографических сообщений.

Библиографическая запись – документально фиксированная форма библиографического сообщения. Основные элементы библиографической записи, их назначение.

Библиографическое описание как обязательный элемент библиографической записи. Общая характеристика структуры и назначения библиографического описания.

Библиографические сведения – источник формирования стандартных элементов библиографического описания.

 Библиографическое пособие – основное средство хранения и использования библиографической информации. Определение библиографического пособия. Его общая структурная характеристика. Многообразие форм существования библиографических пособий.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

Тема III. Основные общественные функции библиографической информации.

 Двойственность библиографической информации, отражающая фундаментальную двойственность системы «документ-потребитель».

 Потребности в библиографической информации, их место в общей структуре человеческих потребностей. Информационные потребности как основа соответствий в системе «документ – потребитель». Общественные функции библиографической информации как выражение целей библиографической деятельности, связанных с реализацией соответствий между документами и потребителями и, в конечном итоге, с удовлетворением информационных потребностей людей.

 Понятия основных общественных функций библиографической информации. Основные формы выражения (генетическая и логическая) ее сущностно-функциональной структуры.

 Библиографическая информация как исходное понятие общей теории библиографии и критерий (принцип) отграничения библиографических явлений от небиблиографических.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

 Раздел II. Библиография как область деятельности.

Тема IV. Общее представление о библиографии как области деятельности.

 Многозначность термина «библиография». Соотношение понятий «библиографическая информация» и «библиографическая деятельность» в современной теории библиографии. Различные подходы к общей классификации библиографии как общественного явления.

            Возникновение и развитие библиографической деятельности. Различные точки зрения по этому вопросу.

 Принципиальная схема функционирования библиографии в системе документальных коммуникаций.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

 Тема V. Видовая классификация библиографии.

            Библиография как сложный объект классификации. Различные способы дифференциации библиографии. Многообразие признаков в видовой классификации библиографии. Основные логические требования к такой классификации.

            Организационно-видовая структура библиографии. Понятия библиотечной, книготорговой, издательской, архивной библиографии и т.п., отражающие специфику организационных форм создания, распространения и использования библиографической информации.

            Видовая классификация библиографии по признаку ее общественного значения. Различные варианты такой классификации.

            Функционально-видовая структура библиографии, основанная на сущностно-функциональной структуре библиографической информации. Понятие общей и специальной библиографии.

            Государственная библиография - важнейшее подразделение общей библиографии. Проблема национального библиографического репертуара. Основные подразделения специальной библиографии. Научно-вспомогательная и рекомендательная библиография. Их соотношение. Другие подразделения специальной библиографии, выделяемые в зависимости от конкретных сфер обслуживания.

            Видовые классификации библиографии по другим признакам. Деление библиографии по комплексному функционально-целевому и хронологическому признаку на текущую, ретроспективную и перспективную. Содержание документальных объектов библиографирования как признак видовой классификации библиографии. Универсальная и отраслевая библиография. Понятия межотраслевой, тематической, комплексной, персональной, страноведческой, республиканской, краеведческой, региональной библиографии. Другие признаки видового деления библиографии.

            Библиография библиографии. Как особое подразделение библиографии. Ее назначение, функции, структура.

            Видовая классификация библиографии как научная проблема. Ее возникновение, развитие и состояние. Ее дискуссионность и недостаточная разработанность. Объективные причины трудности проблемы и основные направления научных поисков в этой области.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

 Тема VI. Основные компоненты библиографической деятельности.

            Практическая библиографическая деятельность-важнейшая составная часть библиографии как целостного общественного явления. Определение библиографической деятельности. Ее основные компоненты: субъекты, объекты, процессы, результаты и средства. 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

 Раздел III. Современное состояние библиографии.

Тема VII. Государственный характер современной отечественной библиографии.

Государственный характер - важнейшая черта современной отечественной библиографии.

Передача библиографического дела в ведение государства. Декрет Совнаркома «О передаче библиографического дела в РСФСР Народному комиссариату просвещения» (30 июня 1920 г.), его содержание и историческое значение.

Государственное планирование, финансирование и контроль-главная основа планомерного развития всей системы библиографии на разных этапах истории Российского общества. Библиографическая проблема в правительственных документах, посвященных задачам печати, библиотечного дела, книжной торговли, научно-информационной деятельности, науки и культуры.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

ТемаVIII. Общие вопросы организации современной библиографии.

            Организация библиографии в современных условиях.

Организационная структура современной библиографии. Главные центры библиографической деятельности. Периодическая печать, радио и телевидение как важные каналы распространения библиографической информации. Библиография в деятельности книжных палат, в книжной торговле, научно-информационной деятельности, редакционно-издательском, архивном деле.

            Процессы интеграции и дифференциации в современной Российской библиографии. Централизация библиотечно-библиографической деятельности как средство совершенствования организационной структуры библиографического обеспечения современного общества.

            Формы организации библиографии в России.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

Тема 1Х. Библиографическая наука и практика. Их единство и различия. Библиографическая деятельность – основной предмет библиографоведения. Библиография как целостный предмет библиографоведения. Теория библиографии как научная дисциплина, рассматривающая понятия, структуру и функции библиографии, деятельность социальных институтов в библиографии. История библиографии как наиболее развитая часть библиографоведения. Методика библиографии как наиболее развитый раздел библиографоведения. Ее предмет и задачи. Технология библиографии - научная дисциплина, разрабатывающая конкретные приемы, последовательность операций, алгоритмов, стратегий, внедрение новых информационных технологий. Инфраструктура библиографии.

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 1-5.

 

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины

 

Теоретическая дисциплина «Библиография» изучается в течение первого семестра третьего курса..

Организация и методика проведения занятий по дисциплине должны быть направлены на полную и качественную реализацию ее целевых установок, а также учитывать уровень подготовки студентов. В соответствии с поставленными целями курс «Библиография» предполагает сочетание теоретического и практического аспектов.

Задача преподавателя состоит в отборе в рамках программы сведений, соответствующих современному состоянию, тенденциям и перспективам развития теоретических и практических направлений изучаемой науки, и в представлении их понятным для студентов 1-го курса языком. Преподаватель призван акцентировать в ходе анализа проблем, изучаемых в рамках курса, их связи с прикладными задачами, стоящими перед переводчиком, а также указывает на междисциплинарные связи данной учебной дисциплины и других дисциплин, изучаемых студентами РосНОУ.

Следование предложенному в учебно-методическом комплексе тематическому плану обеспечивает логическую упорядоченность информации, образующей содержание учебной дисциплины, ее соответствие принципам и нормам педагогики высшей школы, однако их представление может зависеть от особенностей индивидуального преподавательского стиля ведущего лектора или ассистента.

Курс «Библиография» составлен с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В нем расширена культурологическая проблематика. В частности, более подробно освещаются темы «Язык и культура», «Языковая ситуация и языковая политика», «Социальное и стилистическое варьирование языка».

Курс «Библиография» включает в себя следующие блоки:

  • внутренняя лингвистика (языковая система, уровни языка, базовые единицы языка);
  • внешняя лингвистика (связи языка с другими явлениями: обществом, мышлением, культурой, этносом и пр.);
  • классификации языков мира (генеалогическая, типологическая, ареальная классификации).

Курс состоит из цикла лекционных, семинарских и индивидуальных занятий, а также предполагает написание реферата. Основные теоретические положения изучаются на лекционном занятии, а углубление полученных студентами знаний осуществляется в ходе семинарских занятий. На семинарские и индивидуальные занятия выносятся отдельные темы по усмотрению преподавателя с учетом их сложности, актуальности и обеспеченности учебной литературой. Вне зависимости от формы процесс обучения базируется на таких основополагающих педагогических принципах как доступность, последовательность, систематичность, наглядность, активность, ориентация на практическую деятельность будущего специалиста.

Как одна из форм организации учебной работы студентов и один из методов обучения, лекции представляют собой систематическое, последовательное, логически стройное изложение содержания научной проблемы. Лекции – основа теоретической подготовки студентов, научных знаний по изучаемой дисциплине. Они отражают актуальные вопросы, современные достижения науки, способствуют развитию лингвистического мышления студентов, воспитывают у них самостоятельность в решении теоретических задач.

Лекции составляются в соответствии с учебной программой изучения дисциплины, где определяется тема лекции, учебные вопросы, основное содержание и учебное время, отводимое на его освоение. Составитель определяет роль и место лекции в курсе учебной дисциплины, взаимосвязь с предыдущими и последующими занятиями, ее связь с другими теоретическими и практическими дисциплинами, намечает учебные цели и уточняет основные содержательные и структурные компоненты лекции. Кроме того, лектору следует определить, каким умениям и навыкам могут обучаться студенты в результате изучения лекции (например, каким переводческим трансформациям, каким видам анализа структуры предложения и т.д.).

Целью вводной лекции является общая характеристика изучаемой дисциплины, раскрытие роли и места дисциплины в системе других теоретических языковых дисциплин, изложение методов исследования материала, представление новейших достижений изучаемой науки. Вводная лекция знакомит студентов со списком научной литературы по тематике изучаемой дисциплины.

Существенную роль играет и заключительная лекция. Ее цель – представить логичное обобщение пройденного материала, выделить наиболее важные в научном плане положения курса, а также раскрыть логику сделанных выводов с точки зрения логики построения изучаемой дисциплины. Лекция демонстрирует перспективы развития изучаемого аспекта науки на основе теоретических и практических достижений, представленных в курсе.

По каждой лекции составляется план, представляющий основную логику занятия, и текст лекции (в развернутой или конспективной форме). Лекции могут быть изданы как полный курс лекций или как сборник лекций по темам, представляющим особый интерес или вызывающим затруднения в усвоении материала, что облегчает самостоятельную работу студентов.

Отдельная лекция по теме, как правило, рассчитывается на одно занятие, но может распространяться и на два и более занятий, в зависимости от сложности анализируемой проблемы. Готовясь к лекционному занятию, лектор продумывает содержание и порядок изложения каждого вопроса, осмысливает его место в теоретической дисциплине, связь с другими темами курса, методику постановки и решения проблемы, анализирует существующие различные подходы к решению проблемы такого рода, помимо этого решается вопрос демонстрационных материалов, использования практического языкового материала для предлагаемых способов решения проблемы, содержание и размещение записей на доске.

Композиционно лекция содержит три основные части: вступление, основную часть и заключение.

Хотя по структуре и содержанию вступление может быть самым разнообразным, варьируясь не только в зависимости от тематики, но и сиюминутной ситуации, типичным введением является объявление темы и основных вопросов, обсуждаемых в ходе изложения материала. Тему и вопросы (можно в виде плана) следует продиктовать, чтобы студенты могли их записать. Кроме того, следует представить студентам основную и дополнительную литературу, которая может быть использована ими для самостоятельной работы по теме. Вступление должно быть кратким, обычно 5-7 минут. Оно является организационным моментом, нацеленным на то, чтобы установить контакт с аудиторией, овладеть ее вниманием, вызвать интерес студентов, создать благоприятную психологическую обстановку для усвоения материала основной части лекции. Рекомендуется в этой части лекции показать ее связь с предыдущим материалом, для чего преподаватель может задать несколько вопросов, одновременно проверяя усвоение материала.

Основная часть лекции – это наиболее ответственный этап, в котором важно все: свободная, уверенная манера изложения материала; четкие, ясные формулировки основных определений; умелое использование текста или конспекта лекций для контроля последовательности изложения материала, а также для воспроизведения цифровых данных, таблиц, классификаций, схем. Преподаватель выбирает необходимый темп изложения материала (методика чтения лекций предполагает темп 50-60 слов в минуту), способ поддержания контакта с аудиторией и оценки восприятия и понимания студентами сообщаемого материала.

В заключительной части лекции суммируется в сжатой форме сказанное, что должно закрепить и усилить впечатление от содержания лекции, определить логически вытекающие задачи дальнейшего обсуждения, проблемы для самостоятельной работы. В конце лекции следует предусмотреть некоторое время для ответов на вопросы студентов. Если вопросов не поступило, преподаватель может использовать это время для методических советов по организации самостоятельной работы или для предварительных замечаний по переходу к теме, планируемой на последующих лекциях.

Таким образом, лекция является основным видом занятий, определяющим содержание учебного процесса по теоретическим дисциплинам. Лекции по курсу «Библиография» основываются на современных достижениях лингвистической науки, рассматривают базовые категории соответствующей дисциплины, первичное представление которых должно проводиться не только с точки зрения традиционных концепций, но и с учетом основных тенденций в современной трактовке лингвистических данных. Другими словами, содержание лекции не должно быть ограничено одной частной точкой зрения, лекция должна аргументировано излагать существующие основные взгляды на обсуждаемую проблему, стимулируя мыслительную активность студентов, их стремление логически вырабатывать собственную позицию при анализе лингвистических проблем.

Излагаемый материал должен учитывать точки соприкосновения различных теоретических дисциплин как в рамках языковедения, так и с точки зрения контактов его представителей с учеными, работающими в смежных отраслях знания.

Результатом чтения лекций по теоретическим дисциплинам должно явиться формирование у студентов целостного представления о лингвистической интерпретации языкового материала, способности к теоретическому осмыслению строя, семантики, прагматики изучаемого ими языка, что является необходимой общефилологической базой для подготовки будущих переводчиков.

По некоторым темам предусмотрены семинарские занятия, в ходе которых наряду с рассмотрением теоретического материала студентам предлагают различные практические задания. Преподаватель должен своевременно ознакомить обучаемых с планом проведения семинара, организовать их качественную подготовку к занятию. В качестве основного материала для практических заданий служат тексты (фразы, слова) на современном русском языке. Однако при некоторых видах работы студентам может быть предложено соотнести анализируемые явления родного языка с сопоставимыми явлениями в языке изучаемом. Последнее рассматривается как необходимое условие для формирования у них навыков контрастивного анализа и для подготовки их к переводческой деятельности. На семинарах также используются задания, включающие примеры из незнакомых студентам языков; они направлены на расширение их лингвистического кругозора, нацеливают их на осознание многообразия языков мира, формируют способность вычленять универсальные характеристики языковых систем. Количество и содержание учебных вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, определяется целевыми установками занятия и временем на его проведение. Контроль успеваемости студентов осуществляется на каждом семинарском занятии с выставлением индивидуальных оценок. Текущий контроль является важным и необходимым условием стимулирования учебной работы студентов, повышения их ответственности за качественное усвоение материала учебной программы.

Наиболее целесообразным представляется проведение семинарских занятий по основным и наиболее сложным темам. Их цель – углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также привить студентам навыки самостоятельной работы: поиска, обобщения учебного материала и его логичного изложения. Семинар предполагает активное участие студентов в обсуждении вопросов темы и сочетает обучение и воспитание с контролем качества их знаний. Таким образом, семинар органически взаимосвязан с лекцией и самостоятельной работой, продолжая и дополняя их, а также, в свою очередь, воздействуя на них, повышая их качество. В курсе лекций могут даваться учебные задания, которые необходимо решить при подготовке к семинару или на самом семинаре. Самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой служит важным элементом подготовки к семинарскому занятию, обусловливающим его эффективность. Самостоятельная подготовка к обсуждению поставленных проблем вырабатывает навык планомерной, систематической работы с научной и справочной литературой. Возможные недостатки, недоработки самостоятельной подготовки студентов выявляются в ходе семинара и позволяют преподавателю оказать действенную помощь студенту, направить его работу в нужное русло, дать необходимые советы. Активно участвуя в обсуждении вопросов, учащиеся обретают умение стройно, четко и убедительно излагать и отстаивать свои взгляды.

Формой проведения семинаров по теоретическим дисциплинам является развернутая беседа на основе заранее разработанного задания. По некоторым вопросам возможна подготовка рефератов или докладов, которые представляются и обсуждаются на семинаре. Основными компонентами такого семинара являются: вступительное слово преподавателя, представляющее основные проблемы и направления работы над ними, доклад студента (не всегда), выступление участников семинара по поставленным вопросам, активное участие всех присутствующих в обсуждении поставленных вопросов в виде дискуссии под руководством преподавателя, заключительное слово преподавателя.

Настоящий учебно-методический комплекс включает примерный список семинарских занятий по курсу «Библиография». В нем представлен план семинара, где на основе программы, тематического плана и содержания прочитанных лекций ставятся вопросы для обсуждения, и учебная (научная) литература, необходимая для изучения в ходе подготовки к семинару. Помимо этого в семинар могут быть включены практические задания, выполнение которых наглядно демонстрирует справедливость определенных теоретических положений, вырабатывает навык анализа практического языкового материала в свете усвоенного теоретического подхода. Типовые задания приводятся в списке практических заданий к экзаменационным билетам.

К важнейшим задачам, стоящим перед преподавателем, относится такая формулировка вопросов, которая бы не только требовала от студентов тщательного изучения учебного материала и умения практического использования полученных знаний, но и способствовала развитию его творческого мышления, умения находить пути решения и ответы на проблемные вопросы. Этому способствует хорошо продуманная методика проведения семинара, тщательная подготовка преподавателя: расчет учебного времени, содержание вступительного слова, постановка вопросов и необходимый для обсуждения комментарий, заключительная часть. Преподаватель заранее готовит дополнительные вопросы, которые необходимы для более глубокого рассмотрения проблем, для организации необходимой дискуссии. Преподаватель должен руководить семинаром, постоянно держать под контролем его ход: он организует работу так, чтобы каждый студент активно участвовал в обсуждении проблем, выражая свое видение решения той или иной проблемы, аргументируя, используя обсуждаемые теоретические положения. Дискуссия продумывается руководителем семинара заранее или может возникнуть экспромтом в связи с возникшим вопросом, что также должно использоваться преподавателем для развития самостоятельного творческого мышления студентов. Преподавателю рекомендуется создавать проблемные ситуации, используя разные приемы (постановка вопросов, требующих творческого подхода, сопоставления различных точек зрения; выдвижение взаимоисключающих оценок исследуемого явления с тем, чтобы студенты учились аргументированно доказывать правильность той или иной оценки и раскрывать характер противоречивости данных оценок, а также формулировать правомерные выводы).

Завершается семинарское занятие заключением преподавателя, в котором оценивается общая подготовленность группы, дается оценка выступлениям, разъясняются и уточняются проблемы, не получившие достаточно полного и глубокого освещения в ходе обсуждения, формулируются рекомендации по дальнейшему изучению темы с учетом итогов семинара.

 

Рекомендации преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

Основная задача, решаемая на основе организации индивидуальной познавательной деятельности студентов, – научить их самостоятельному приобретению знаний, воспитать потребность в постоянном обновлении, расширении и применении этих знаний, а также в самостоятельной постановке новых задач. В ходе самостоятельной работы должна также осуществляться главная функция обучения – закрепление усвоенных знаний, получение новых, превращение их в устойчивые навыки и формирование на их основе умений. Самостоятельная работа студентов осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм познавательной деятельности по дисциплине. Постановка самостоятельной работы осуществляется ведущим преподавателем дисциплины и предполагает ее планирование, нормирование, организацию и контроль.

Основой при планировании самостоятельной работы являются требования, изложенные в нормативных документах, таких как «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» и «Образовательная программа». Программа самостоятельной познавательной деятельности может предусматривать:

  • тематику материала из программы дисциплины, выносимого на самостоятельную работу;
  • распределение вынесенных для самостоятельной работы разделов дисциплины между аудиторной и внеаудиторной работой студентов;
  • рекомендации по самостоятельной работе;
  • средства контроля самостоятельной работы в соответствии с сформулированными целями и задачами дисциплины.

Все упражнения и задания должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы в процессе их выполнения непрерывно происходило углубление ранее полученных знаний, развитие мышления, выработка умений и навыков.

Нормирование самостоятельной работы предполагает согласование выделяемых для самостоятельной работы часов с фондом времени, заложенным учебной программой для проведения внеаудиторных форм самостоятельной работы. Бюджет времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий формируется за счет специальных методов работы, мобилизующих творческую познавательную деятельность студента в ходе семинарских и практических занятий. Кроме того, необходимо определить фактические суммарные затраты времени студентом и затраты по отдельным видам самостоятельной работы.

Плановые затраты времени студентов по всем видам самостоятельных работ должны быть равны планируемому времени общей загрузки студента самостоятельной работой по дисциплине. Плановые часы загрузки студентов по отдельному виду самостоятельной работы определяются преподавателем на основе положительного опыта работы и учета ошибок прежних лет. Важно также установить обратную связь со студентами, которая позволит приблизить виды и объем выполняемой самостоятельной работы к оптимальным, когда фактические и плановые затраты времени студентов уравниваются.

Для устранения возможной перегрузки студентов необходимо в ходе организации самостоятельной работы в каждой отдельной группе учитывать уровень сформированности их навыков правильной организации учебного труда. Решение этой задачи приобретает особую важность при работе со студентами первого года обучения. Другая важная задача состоит в обеспечении равномерной загрузки студентов самостоятельной работой (особенно в конце семестра при интенсификации подготовки к мероприятиям по семестровому контролю). Объем и сложность предлагаемых для самостоятельной работы заданий должны соответствовать тем знаниям и умениям, которыми обладает студент к моменту получения заданий. Учет этих факторов необходимо сочетать с заботой о полноценном методическом обеспечении самостоятельной работы.

В целях развития навыков самостоятельной работы программа предусматривает индивидуальную проработку студентом определенного объема учебной и научной литературы, использование словарей лингвистической терминологии и других справочников. Работа с литературой, отражающей теоретический аспект курса и обеспечивающей его практический аспект, призвана обеспечить знакомство студентов с различными терминологическими системами, существование которых обусловлено неоднозначной интерпретации языковых фактов в разных лингвистических школах. Как следствие, задача преподавателя состоит в постановке соответствующих задач и в поиске оптимальных путей стимулирования исследовательской активности студентов. В ходе консультаций студентам могут быть представлены методы, повышающие эффективность работы, связанной с конспектированием учебной и научной литературы, с отбором необходимого для самостоятельной подготовки материала.

Самостоятельная работа студента может выполняться также в аудиторное время. Ее формы весьма многообразны и могут состоять в:

  • выполнении самостоятельных работ по изучаемым темам;
  • выполнении контрольных работ;
  • решении лингвистических задач;
  • работе со справочной и методической литературой;
  • защите выполненных работ;
  • участии в оперативных опросах;
  • собеседовании, коллоквиумах; деловых играх;
  • докладах по изучаемым темам;
  • тестировании и т.д.

Развитию навыков самостоятельной работы способствует также написание рефератов по темам, предлагаемым в лекционном курсе. Эта работа дает студенту возможность в процессе ее выполнения самостоятельно углубить и закрепить свои знания, используя всю имеющуюся в его распоряжении учебную и справочную литературу. Кроме того, написание реферата существенно влияет на развитие речи студентов, способствует формированию навыков использования научного дискурса. Поэтому, являясь средством контроля, такая работа одновременно оказывается и обучающим средством.

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz