Суббота, 29.01.2022, 06:48
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК ПО САЙТУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Планы семинарских и практических занятий

 

Практическое занятие 1.

Текст как объект многоаспектного исследования

1. Расскажите об истоках, предмете и обозначениях «науки о тексте» (Т.А. Дейк Ван), ее связях с другими филологическими и не филологическими дисциплинами.

2. Перечислите и охарактеризуйте задачи теории текста, которые стояли перед учеными с момента зарождения науки и требуют своего разрешения в наши дни. (Они были выявлены З.Я. Тураевой и обозначены ею как «направления развития лингвистики текста»).

Назовите и охарактеризуйте основные аспекты и направления изучения текста.

Чем обусловлена проблема определения текста?

Сделайте свою подборку определений текста, принадлежащих разным исследователям. Выделите среди определений текста монопризнаковые (осуществленные на одном основании) и покажите, на основе каких существенных свойств текста они формулируются. Проанализируйте полипризнаковые определения текста, выявите различные комплексы текстовых свойств, служащих основанием определения текста для различных ученых. Какое определение текста вам представляется оптимальным и (или) более полным, отображающим в полной мере природу текста? (В качестве начального минимума можно использовать определения текста, приведенные Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казариным в практикуме по лингвистическому анализу художественного текста.

Расскажите, как решается вопрос об объеме, границах и форме существования текста.

Раскройте сущность понятия «текст» в свете разграничения языка и речи (с размышлением об отличии текста от «не текста»). Охарактеризуйте текст как компонент текстовой (речемыслительной) деятельности.

Охарактеризуйте текст как коммуникативную единицу. Дайте определение коммуникации, ее природы, целей. Расскажите об основном ее сегменте – коммуникативном акте, его «поверхностных» и «глубинных» компонентах (ситуации, дискурсе, конситуации, контексте, пресуппозиции, речи).

Сопоставьте понятия «текст», «контекст», «дискурс». Чем объясняется дискуссионность их содержания? Какова роль текста в коммуникативном акте?

 Дайте характеристику гипертекста с позиции лингвистики и риторики. По возможности опишите свой практический опыт читательской деятельности в сети Интернет. Согласны ли Вы с утверждением о том, что гипертекстовые технологии носят революционный характер сродни изобретению книгопечатания И. Гуттенбергом?

Подготовьте индивидуальные сообщения на темы:

Текст – единица языка или речи?

Дискурс: различие в подходах к его изучению и определению.

 

 

Практическое занятие 2.

Основные экстралингвистические свойства текста

В чем заключается специфика текста как культурного и социально-психологического феномена?

Охарактеризуйте референтность как экстралингвистический параметр текста. Расскажите о специфике отражения реальности в тексте (в сравнении с другими языковыми знаками).

Как трактуется в науке понятие «ситуативность» текста? Приведите свои примеры речевых произведений, которые могут иметь несколько интерпретаций в зависимости от конситуации. Например:

Здесь дует! – 1) констатация факта, предупреждение об опасности простудиться (= Здесь дует – не простудись) – обращение человека к своему сослуживцу, слишком легко одетому; 2) пожелание / просьба (= Здесь дует – Хорошо бы / надо закрыть окно) – обращение человека, страдающего от сквозняка, к сослуживцам с предложением закрыть форточку.

Раскройте понятие текстовых пресуппозиций. Назовите фамилию ученого, предложившего этот термин-понятие, расскажите о классификациях фоновых знаний. Покажите значимость пресуппозиций для текстологического анализа: какие фоновые знания необходимы для того, чтобы псевдотавтологии типа Женщина есть женщина; На войне как на войне были восприняты как афоризмы (свернутые тексты), а не бессмысленные высказывания?

Опишите пресуппозиции, связанные с содержанием 2-й строфы I главы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

Покажите соотносительность понятий «интертекстуальность» и «интертекст». Прокомментируйте метафорические обозначения интертекстуальности как «разгерметизации» текста (В.Е. Чернявская) и его «энергетического резонанса» (Н.А. Кузьмина).

Познакомьтесь с фрагментом монографии Н.А. Кузьминой «Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка» (с. 78–95), посвященным «глобальной стратегии интертекстуальности». В чем видится специфика этого феномена на фоне многочисленных случаев использования в поэтической практике чужих текстов? В чем состоит отличие стратегий интертекстуальности Александра Кушнера и Дмитрия Пригова при обращении к Пушкинскому Тексту?

Дайте определение понятия «прецедентный текст». Расскажите об источниках, сферах использования и функциях прецедентных текстов. Назовите прагматические условия восприятия интертекстуальности. Перечислите основные способы существования «текста в тексте».

Расскажите о специфике проявления интертекстуальности в научной речи. Объясните, почему Ю.Н. Караулов отказывает в статусе прецедентных текстам специальных работ, которые включаются учеными в тексты их научных произведений?

 Подберите примеры прецедентных текстов из современной массовой культуры.

 Назовите прецедентные тексты, использованные А. Еременко в его стихотворении «Переделкино». Укажите различные способы выражения интертекстуальности, сгруппируйте их по типам, покажите их текстовые функции.

 

Практическое занятие 3.

Основные категории текста

1. Раскройте содержание категорий цельности и связности как центральных текстовых категорий. Каковы взаимоотношения этих категорий? На каком основании некоторые зарубежные исследователи не разделяют цельность и связность, объединяя их в понятие «когезия»?

2. Каким образом квалифицируются речевые произведения, в которых отсутствует связность и / или цельность? Проанализируйте с этой точки зрения следующие фрагменты:

1. Каждый год Веймар становится местом встречи любителей музыки. Утром Рената едет к Балтийскому морю. Вы не хотите еще пива? До следующей встречи.

2. Ночь, улица, фонарь, аптека…(А. Блок)

3. Я пошел в кино. Кино на Остоженке. Остоженка – одна из самых старых улиц Москвы. Москва – сердце нашей родины.

3. Прочитайте фрагмент работы Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина. Как проявляется двунаправленность связности текста?

Известно, что связность характеризуется двунаправленностью: интенциональность (обусловленность авторским замыслом, единством концептуального содержания текста) – основа интрасвязности, т.е. ее внутренней смысловой связи; синтагматичность (линейность компонентов текста) – причина экстрасвязности, проявляющейся во внешне выраженном сочетании букв, звуков, слов, грамматических форм, предложений и т.п. Эти два проявления связности взаимообусловлены, но не жестко: можно говорить об их относительной независимости – в одних текстах прежде всего улавливается экстрасвязность благодаря их особой ритмической организации, звуковым повторам, лексическому повтору, грамматическому согласованию словоформ и т.д., в других – интрасвязность как совокупность внутренних смысловых связей всех компонентов текста, соотнесенных с глобальным содержанием, концептом текста.

4. Проанализируйте связность текста стихотворения В. Брюсова «Кинжал» по схеме.

5. Раскройте содержание текстовой категории членимости. Расскажите об уровнях и единицах членения текста.

6. В чем состоит сущность структурно-смыслового членения текста? Какова связь структурно-смыслового членения текста с семантическим развертыванием его содержания? Перечислите основные признаки (параметры) ССЦ. Расскажите о типах тема-рематических структур ССЦ.

7. Сделайте структурно-семантический анализ предложенных фрагментов, характеризуя их по выделенным в п. 6 параметрам. Определите тема-рематическую структуру каждого фрагмента, средства и способы связи высказываний в нем, выберите соответствующие фразы-зачины из предложенных в конце упражнения, указывая их функции.

(…) Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись от Арала до Каспия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими могильщиками, солончаковыми топями Барса-Кельмес (Ч. Айтматов).

(…) Они рождались не в сокровенно тишине писательского кабинета, но в тесной щели окопа, под бревенчатым накатом землянки, в тряской кабине полуторки, в бараке лагеря для военнопленных. На госпитальной койке. И судьбу тех, кто их создал, вернее назвать солдатской, нежели писательской. А солдатская судьба в годину войны – особенно такой, как Великая Отечественная, – нередко кончалась трагически.

(…) Прилетали и улетали самолеты. Радостные возгласы встречающих перемежались озабоченной скороговоркой провожающих. Ревели турбины лайнеров.

(…) От ветрового стекла отскакивает снежная крупа. У обочины дороги изогнутые лиственницы будто вырвались из строя, и мотал, крутил их ветер. Жалобно посвистывает кедровка.

(…) В живописном треугольнике между Минским шоссе, кольцевой автострадой и Проектируемым проездом возникает новый квартал. Здесь уже готовы к отделке первые пять жилых корпусов.

(…) Дай таким пачкунам волю, так они приведут нас к затяжному бумажному голоду. Они вызовут огромные очереди населения за пузырьком чернил, в которые придется писаться с вечера и выкликаться трижды на ночь. Они обломают все бухгалтерские счеты и расплавят телефонные трубки.

А чтобы такого не случилось, нужно всех неисправимых любителей бестолковой писанины поскорее изымать из нашего обращения и списывать в архив.

«Западные ворота столицы»; «Нет, бумагопоклонники просто неисправимы»; «В аэропорту царила обычная сутолока»; «Устюрт, Устюрт…»; «Есть стихи с особой судьбой»; «Машина идет по мосту».

8. Как соотносятся между собой предложение и высказывание? В чем различие верификативных и информативных высказываний? Расскажите о классификации высказываний, предложенной П. Адамецом. Классифицируйте следующие фразы-зачины стихотворений А. Ахматовой, используя классификацию высказываний П. Адамеца:

9. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы!), является текстом. С помощью каких языковых средств устанавливается связь между частями текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?

10. Сделайте письменный анализ коммуникативной организации стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» по схеме и сравните коммуникативную организацию этого стихотворения с коммуникативной организацией другого стихотворения М. Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу...».

 

 

Практическое занятие 4.

Объемно-прагматическое (композиционное) и

контекстно-вариативное членение текста

1. Назовите единицы композиционного членения текста. Объясните этимологию альтернативной номинации этого типа членения (объемно-прагматическое), предложенной И.Р. Гальпериным. Что называют прагматической установкой текста и прагматической установкой автора? Какова их роль в композиционном членении текста?

2. Охарактеризуйте структурно-логические принципы композиционного членения основного текста учебных изданий. Проанализируйте 3 любых учебных издания и укажите принцип(-ы) их объемно-прагматического членения на разделы (части, главы, параграфы). Аргументируйте свой ответ, выписав названия разделов из оглавления.

3. Объемно-прагматическое членение в поэтическом тексте осуществляется в графическом выделении строф, по своей сути напоминающих прозаические абзацы, хотя имеющих принципиально иную природу благодаря ритмико-мелодической организации поэтической речи. Строфа представляет собой ритмическое и синтаксическое целое, состоящее из двух и более рифмованных стихотворных строк (= стихов), отделенная от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда. Обнаруживается разная степень проявления объемно-прагматического членения: от максимального (например, лесенка В. Маяковского) до минимального, вплоть до нулевого.

Охарактеризуйте объемно-прагматическое и структурно-смысловое членение стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» и фрагмента стихотворения О. Мандельштама «Чарли Чаплин», ответив на предложенные вопросы:

Совпадает ли строфическое и абзацное членение текста?

Осуществите структурно-смысловое членение текста, выделив микротемы и соответствующие им ССЦ.

Соотнесите выделенные ССЦ с единицами объемно-прагматического членения. Сделайте вывод о том, как соотносится объемно-прагматическое и структурно-смысловое членение текста.

Определите функции абзацного членения фрагмента.

4. Прочитайте тексты.

Вероятно, не многие из моих читателей имели случай заглядывать в деревенские кабаки; но наш брат, охотник, куда не заходит! Устройство их чрезвычайно просто. Они состоят обыкновенно из темных сеней и белой избы, разделенной надвое перегородкой, за которую никто из посетителей не имеет права заходить. В этой перегородке, над широким дубовым столом, проделано большое продольное отверстие. На этом столе или стойке продается вино. Запечатанные штофы разной величины рядком стоят на полках, прямо против отверстия. В передней части избы, предоставленной посетителям, находятся лавки, две-три пустые бочки, угловой стол. Деревенские кабаки большей частью довольно темны, и почти никогда не увидите вы на их бревенчатых стенах каких-нибудь ярко раскрашенных лубочных картин, без которых редкая изба обходится.

И. С. Тургенев. Певцы.

Быть может, эта весна моя последняя. Да, конечно, каждый молодой и старый, встречая весну, должен думать, что, может быть, это его последняя весна и больше он к ней никогда не вернется. От этой мысли радость весны усиливается в сто тысяч раз, и каждая мелочь, зяблик какой-нибудь, даже слово, откуда-то прилетевшее, являются со своими собственными лицами, со своим особенным заявлением на право существования и участия и для них тоже в последней весне.

 М. М. Пришвин. Радость (Последняя весна).

Ответьте на вопросы:

Какой тип речи представлен в каждом из данных фрагментов — повествование, описание или рассуждение?

Какие языковые средства отражают этот тип речи?

Укажите примеры, отражающие тип речи на уровне лексики.

Какие синтаксические признаки типа речи можно указать в отрывках?

Назовите слова и выражения, отражающие тональность текстов.

6. Проанализируйте контекстно-вариативное членение текста, отметив композиционно-речевые формы авторской речи (описание, повествование, рассуждение) и особенности отображения чужой речи (внутренняя / внешняя, монологическая / диалогическая, прямая / косвенная / несобственно-прямая). Охарактеризуйте функции, типы рематических доминант и особенности (лексико-грамматические приметы) языковой формы функционально-смысловых типов речи.

– Где тут господский двор? – крикнул Кузьма плечистой бабе в белой рубахе и красной шерстяной юбке.

Баба стояла на каменном пороге и держала за руку голосившую девочку. Девочка голосила с невероятной пронзительностью.

– Двор? – повторила баба. – Чей?

– Господский.

– Чей? Ничего не слыхать… А, да захлебнись ты, родимец те росшиби! – крикнула баба, дернув девочку за руку так сильно, что та перевернулась.

Расспросили в другом дворе. Проехали широкую улицу, взяли влево, потом вправо и мимо чьей-то старосветской усадьбы с забитым наглухо домом стали спускаться под крутую горку, к мосту через речку. С лица, с волос, с чекменя Меньшова падали капли. Умытое толстое лицо его с белыми крупными ресницами казалось еще тупее. Он с любопытством заглядывал куда-то вперед. Глянул и Кузьма. На том боку, на покатом выгоне – темный казаковский сад, широкий двор. Обнесенный разрушающимися службами и развалинами каменной ограды; среди двора, за тремя засохшими елками – обшитый серым тесом дом под ржаво-красной крышей. Внизу, у моста – кучка мужиков. А впереди, на крутой размытой дороге, бьется в грязи, вытягивается вверх тройка худых рабочих лошадей, запряженных в тарантас. Оборванный, но красивый батрак, бледный, с красноватой бородкой, с умными глазами, стоял возле тройки, дергал вожжи и, надсаживаясь, кричал: «Но-но! Н-но-о!» А мужики с гоготом и свистом подхватывали: «Тпру! Тпру!» И отчаянно простирала вперед руки сидевшая в тарантасе молодая женщина в трауре, с крупными слезами на длинных ресницах. Отчаяние было и в бирюзовых глазах толстого рыжеусого человека, сидевшего с ней рядом. Обручальное кольцо блестело на его правой руке, сжимавшей револьвер; левой он все махал, и, верно, ему было очень жарко в верблюжьей поддевке и суконном картузе…

И. Бунин. Деревня

7. Прочитайте текст.

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей.

Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле рельсов; Петрушка по-прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою, когда она не поспевала бежать ногами.

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети.

А. П. Платонов. Возвращение.

Определите тематику абзацев и причинно-следственную связь их содержания.

Опишите композиционную организацию текста.

Прочитайте «Возвращение» А. П. Платонова полностью. Определите роль отрывка в композиционно-синтаксической организации всего произведения.

Выявите связь между объемно-прагматическим, композиционным и уровнем содержания отрывка.

8. Воспользовавшись материалом газетного / журнального интервью (любой фрагмент на ваш выбор), продемонстрируйте (трансформируя соответствующим образом фрагмент) основные способы передачи (отражения) чужой речи. Охарактеризуйте пунктуационные, структурно-грамматические и стилистические особенности каждого из них.

 

 

Практическое занятие 5.

Прагмастилистический анализ текста

1. Дайте определение понятию «прагматическая установка текста». Какова связь между прагматической установкой (ПУ) и функционально-стилевой принадлежностью текста?

2. Назовите типичные виды заголовков текстов известных вам 4 типов ПУ. Определите ПУ заголовков, укажите источники экспрессии:

Эта вечно юная флора; Много шума и… ничего; Бушечное мясо [ст. о наемниках амер. армии, воевавших в Ираке]; «Серебро» Владимира Ковалева; Хорошие примеры заразительны; Поющая глина; Обещанного Врубеля три года ждут; Эмиссия: опиум для народа; Бумага не все стерпит; Российские ученые выброшены на обочину реформ.

3. Подберите примеры разных типов заголовков, охарактеризуйте их прагматику (используйте художественные, научные, газетные и пр. тексты).

4. Дайте узкое и широкое определение экспрессивности (выразительности). Охарактеризуйте прагматическую направленность экспрессии текстов разной функционально-стилевой принадлежности, см. доп. к лекц. материалу ст. Каражаева Ю.Д., Маевского Н.Н. и др.

5. Прочитайте текст.

Приветное слово

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

 Иду. Кашляю... Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

 — Дляствуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, миленькая! Здравствуй, дитятко мое!» — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

– Ей пока ещё все люди — братья!

Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

Определите основную мысль рассказа. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять читателю замысел автора.

С помощью каких языковых средств автор осуществляет свою задачу – убедить нас в том, что он считает важным?

Какие языковые средства использует автор, чтобы выразить свое отношение к погоде, к окружающему миру, к героям?

6. В чем сущность и какова функциональная нагрузка языковой игры? Составьте конспект-схему (с примерами), отражающий основные типы и приемы языковой игры.

7. Подготовьте таблицу (на отдельном листе бумаги), необходимую для прагмастилистического анализа текста. Заголовки колонок: 1. Функционально-стилевые разновидности текстов; 2. Основные функции текстов, коммуникативные цели автора (определить для каждой ФС разновидности); 3. Основные стилевые черты текстов (т. е. признаки текстов, выражающие специфику конкретного стиля и позволяющие реализовать его основные функции); 4. Языковые ресурсы выразительности (обеспечивающие реализацию стилевых черт и обеспечивающие наилучшее осуществление коммуникативного намерения автора).

7. Выполните прагмастилистический анализ текста:

Примирение с равнодушием

Ну и 7 ноября выдалось в этом году! 4 ноября, к 130-летию со дня рождения Колчака, ему открыт памятник в Иркутске. РПЦ предложила отмечать выходным днем 4 ноября, но не в честь Колчака, а в связи с «окончанием Смутного времени в 1612 году», а 7 ноября (начало нового смутного времени) сделать рабочим днем. Это предложение впервые высказал Жириновский, и есть все основания считать, что Дума может эту идею поддержать. 7 ноября осиротело в 1991 году. Мачеха – новая российская власть – не решалась сиротку убить, но и кормить ее дальше не хотела. Поэтому 7 ноября переименовали в День согласия и примирения, обкорнали, как могли (само собой, исчезли парады, ужали до минимума демонстрации). И вот теперь – завершающий акт? <…>Вмешательство государства в историю, т.е. ее «подчистка». Исходя из своих сегодняшних тактических (или «стратегических») выгод, есть государственное преступление. <…> Какие герои и подвиги остались в массовом сознании российского общества? Народ помнит главное: Куликовская битва, Иван Грозный, Петр Великий, 7 ноября и Ленин, 22 июня – 9 мая и Сталин. Больше имени дат народная память все равно вместить не может. Но уж любое из этих событий ничем не заменишь, никакими свежеокрашенными «4 ноября 1612 года». Заменить – нельзя. А вот затоптать, затереть, убить, лишить внутренней энергии (остатков такой энергии) вполне возможно. Это будет примирение – путем равнодушия, согласие – ценой эмоционального опустошения. А такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы. Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра – одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра…

Л. Радзиховский