ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1.
Текст как объект и предмет лингвистики.
Вопросы и задания
- Расскажите об истоках, предмете и обозначениях «науки о тексте» (Т.А. Дейк Ван), ее связях с другими филологическими и не филологическими дисциплинами.
- Перечислите и охарактеризуйте задачи теории текста, которые стояли перед учеными с момента зарождения науки и требуют своего разрешения в наши дни. (Они были выявлены З.Я. Тураевой и обозначены ею как «направления развития лингвистики текста»).
- Назовите и охарактеризуйте основные аспекты и направления изучения текста.
- Чем обусловлена проблема определения текста?
- Сделайте свою подборку определений текста, принадлежащих разным исследователям. Выделите среди определений текста монопризнаковые (осуществленные на одном основании) и покажите, на основе каких существенных свойств текста они формулируются. Проанализируйте полипризнаковые определения текста, выявите различные комплексы текстовых свойств, служащих основанием определения текста для различных ученых. Какое определение текста вам представляется оптимальным и (или) более полным, отображающим в полной мере природу текста? (В качестве начального минимума можно использовать определения текста, приведенные Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казариным в практикуме по лингвистическому анализу художественного текста.
- Расскажите, как решается вопрос об объеме, границах и форме существования текста.
- Раскройте сущность понятия «текст» в свете разграничения языка и речи (с размышлением об отличии текста от «не текста»). Охарактеризуйте текст как компонент текстовой (речемыслительной) деятельности.
- Охарактеризуйте текст как коммуникативную единицу. Дайте определение коммуникации, ее природы, целей. Расскажите об основном ее сегменте – коммуникативном акте, его «поверхностных» и «глубинных» компонентах (ситуации, дискурсе, конситуации, контексте, пресуппозиции, речи).
- Сопоставьте понятия «текст», «контекст», «дискурс». Чем объясняется дискуссионность их содержания? Какова роль текста в коммуникативном акте?
- Дайте характеристику гипертекста с позиции лингвистики и риторики. По возможности опишите свой практический опыт читательской деятельности в сети Интернет. Согласны ли Вы с утверждением о том, что гипертекстовые технологии носят революционный характер сродни изобретению книгопечатания И. Гуттенбергом?
- Подготовьте индивидуальные сообщения на темы:
- Текст – единица языка или речи?
- Дискурс: различие в подходах к его изучению и определению.
Практическое занятие 2.
Теория текста как наука. Объект теории текста и его изучение.
Вопросы и задания
1. Какие идеи классической риторики и филологии в первоначальный период их развития оказались существенными для складывания и развития теории текста в сер. XIX–XX вв.? Сформулируйте важнейшие результаты, полученные теорией текста под влиянием названных идей? Вопреки им?
2. Какие импульсы для развития представлений о тексте, на Ваш взгляд, содержатся в трудах М.М. Бахтина? Р. Барта? Ю.М. Лотмана? У. Эко? Какие из идей названных авторов не / слабо использованы в современной науке о тексте?
3. Почему развитие теории текста находится под влиянием развития текстовой коммуникации? Приведите примеры.
4. Составьте перечень категорий текста, заложенных в его определении. Выведите их. Дайте им определение.
5. Как соотносятся признаки текста, содержащиеся в определениях текста, предложенных И.Р. Гальпериным и данным пособием?
6. Составьте перечень понятий, использованных при рассмотрении «жизни» текста. Выведите их. Дайте им определение.
7. Что такое коммуникативный блок? Как соотносится понятие коммуникативного блока с понятием текста? С понятиями сложного синтаксического целого? Диалогического единства? Абзаца?
8. Продолжите перечень факторов изменения текста. Приведите иллюстрации. Есть ли факты, противоречащие тезису о том, что текст находится в «вечном движении»? Интерпретация текста – это тоже изменение текста?
9. Приведите факты, свидетельствующие о динамичности межтекстовых отношений в текстовой совокупности? Предложите объяснения приведенным фактам. Постройте гипотезу о структуре текстовой совокупности.
10. Если существование текста — это состояние его завершенности / незавершенности, открытости / замкнутости, стабильности / текучести, то не означает ли это «утраты» текста как такового? Как типа? Как феномена?
11. Существует ли текст вне коммуникативного пространства? Если да, то объясните, почему в учебном пособии идет речь только о коммуникативном пространстве.
Практическое занятие 4.
Текст как продукт деятельности первого участника и объект деятельности второго участника.
Вопросы и задания
1. К какому речевому жанру относится приведенный ниже текст. Аргументируйте свой ответ с опорой на характеристики «отраженности» (реализованности) индивидуальности коммуниканта, специфики целей и условий коммуникации, системно-структурной простоты и сложности.
Уважаемые соотечественники!
В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооруженных подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду. Но каждый из нас понимал, что надо быть готовыми к самому худшему.
Сегодня рано утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное: спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени.
Но сейчас я, прежде всего, хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб. Мы не смогли спасти всех. Простите нас. Память о погибших должна нас объединить.
Я благодарю всех граждан России за выдержку и единство. Особая благодарность всем, кто участвовал в освобождении людей. Прежде всего – сотрудникам спецподразделений, которые без колебаний, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей. Мы признательны и нашим друзьям во всем мире за моральную и практическую поддержку в борьбе с общим врагом.
Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток. Это международный терроризм. Пока он не побежден, нигде в мире люди не могут чувствовать себя в безопасности. Но он должен быть побежден, и он будет побежден.
Сегодня в больнице я разговаривал с одним из пострадавших. И он сказал: «Страшно не было. Была уверенность, что будущего у террористов нет». И это правда. У них нет будущего, а у нас есть.
(Речь Президента России В. В. Путина, произнесенная 26.10.2002 г.)
2. Опишите идейное ядро текста, приведенного в задании 1, представив его информационную модель (базовой при моделировании может быть, например, методика контент-анализа).
3. Охарактеризуйте дискурсные / текстовые личности, репрезентированные в следующем тексте:
UGLI 666
Я давно заметила, что конспирология у атеистов вместо религии. Им всё время кажется, что ими кто-то манипулирует, кто-то их гипнотизирует, зомбирует, подслушивает, поднюхивает. А этот кто-то – просто дьявол, и всё. Дело в том, что от атеизма до шизофрении один шаг, и в большинстве случаев он уже сделан. Вот ты, Организм. Тебе кажется, что тобою кто-то манипулирует?
Organizm(-:
Если честно, да.
UGLI 666
В чем же манипуляция?
Organizm(-:
Ну, например, в том, что меня здесь заперли. Или в том, что второй день кормят оладьями.
UGLI 666
А, в этом смысле. Ну так это не манипуляция, это кара божья.
В. Пелевин «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»
Практическое занятие 4.
Единицы и категории текста
Вопросы и задания
1. Раскройте содержание категорий цельности и связности как центральных текстовых категорий. Каковы взаимоотношения этих категорий? На каком основании некоторые зарубежные исследователи не разделяют цельность и связность, объединяя их в понятие «когезия»?
2. Каким образом квалифицируются речевые произведения, в которых отсутствует связность и / или цельность? Проанализируйте с этой точки зрения следующие фрагменты:
1. Каждый год Веймар становится местом встречи любителей музыки. Утром Рената едет к Балтийскому морю. Вы не хотите еще пива? До следующей встречи.
2. Ночь, улица, фонарь, аптека…(А. Блок)
3. Я пошел в кино. Кино на Остоженке. Остоженка – одна из самых старых улиц Москвы. Москва – сердце нашей родины.
3. Прочитайте фрагмент работы Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина. Как проявляется двунаправленность связности текста?
Известно, что связность характеризуется двунаправленностью: интенциональность (обусловленность авторским замыслом, единством концептуального содержания текста) – основа интрасвязности, т.е. ее внутренней смысловой связи; синтагматичность (линейность компонентов текста) – причина экстрасвязности, проявляющейся во внешне выраженном сочетании букв, звуков, слов, грамматических форм, предложений и т.п. Эти два проявления связности взаимообусловлены, но не жестко: можно говорить об их относительной независимости – в одних текстах прежде всего улавливается экстрасвязность благодаря их особой ритмической организации, звуковым повторам, лексическому повтору, грамматическому согласованию словоформ и т.д., в других – интрасвязность как совокупность внутренних смысловых связей всех компонентов текста, соотнесенных с глобальным содержанием, концептом текста.
4. Проанализируйте связность текста стихотворения В. Брюсова «Кинжал» по схеме.
5. Раскройте содержание текстовой категории членимости. Расскажите об уровнях и единицах членения текста.
6. В чем состоит сущность структурно-смыслового членения текста? Какова связь структурно-смыслового членения текста с семантическим развертыванием его содержания? Перечислите основные признаки (параметры) ССЦ. Расскажите о типах тема-рематических структур ССЦ.
7. Сделайте структурно-семантический анализ предложенных фрагментов, характеризуя их по выделенным в п. 6 параметрам. Определите тема-рематическую структуру каждого фрагмента, средства и способы связи высказываний в нем, выберите соответствующие фразы-зачины из предложенных в конце упражнения, указывая их функции.
(…) Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись от Арала до Каспия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими могильщиками, солончаковыми топями Барса-Кельмес (Ч. Айтматов).
(…) Они рождались не в сокровенно тишине писательского кабинета, но в тесной щели окопа, под бревенчатым накатом землянки, в тряской кабине полуторки, в бараке лагеря для военнопленных. На госпитальной койке. И судьбу тех, кто их создал, вернее назвать солдатской, нежели писательской. А солдатская судьба в годину войны – особенно такой, как Великая Отечественная, – нередко кончалась трагически.
(…) Прилетали и улетали самолеты. Радостные возгласы встречающих перемежались озабоченной скороговоркой провожающих. Ревели турбины лайнеров.
(…) От ветрового стекла отскакивает снежная крупа. У обочины дороги изогнутые лиственницы будто вырвались из строя, и мотал, крутил их ветер. Жалобно посвистывает кедровка.
(…) В живописном треугольнике между Минским шоссе, кольцевой автострадой и Проектируемым проездом возникает новый квартал. Здесь уже готовы к отделке первые пять жилых корпусов.
(…) Дай таким пачкунам волю, так они приведут нас к затяжному бумажному голоду. Они вызовут огромные очереди населения за пузырьком чернил, в которые придется писаться с вечера и выкликаться трижды на ночь. Они обломают все бухгалтерские счеты и расплавят телефонные трубки.
А чтобы такого не случилось, нужно всех неисправимых любителей бестолковой писанины поскорее изымать из нашего обращения и списывать в архив.
«Западные ворота столицы»; «Нет, бумагопоклонники просто неисправимы»; «В аэропорту царила обычная сутолока»; «Устюрт, Устюрт…»; «Есть стихи с особой судьбой»; «Машина идет по мосту».
8. Как соотносятся между собой предложение и высказывание? В чем различие верификативных и информативных высказываний? Расскажите о классификации высказываний, предложенной П. Адамецом. Классифицируйте следующие фразы-зачины стихотворений А. Ахматовой, используя классификацию высказываний П. Адамеца:
9. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы!), является текстом. С помощью каких языковых средств устанавливается связь между частями текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?
10. Сделайте письменный анализ коммуникативной организации стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» по схеме и сравните коммуникативную организацию этого стихотворения с коммуникативной организацией другого стихотворения М. Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу...».
Практическое занятие 5.
Понятие дискурса и дискурсивный анализ.
- Определение понятия дискурс. Лингвистика дискурса.
- Лингвистические употребления термина «дискурс».
- Употребления термина «дискурс» как конкретная разновидность дискурса.
- «Дискурс» как идеальный вид коммуникации.
- Структура дискурса. принципы построения дискурса как цель дискурсивного анализа.
- Дискурсивный анализ как раздел лингвистики. История дискурсивного анализа.
|
Практическое занятие 6.
Социальное и когнитивное измерения дискурса. Динамический и статический аспекты языка.
- Социальное измерение дискурса. Говорящий и адресат.
- Порождение vs понимание.
- Коммуникативные намерения и комуникативные акты.
- Типы иллокуций.
- Дискурс и диалог.
- Когнитивное измерение дискурса. Роль когнитивной системы в дискурсе.
- Роль знаний в дискурсе. Прагматика. Типы имплицитных знаний.
- Динамический (on-line) и статический (off-line) аспекты языка.
- Язык и речь. Структура и функционирование.
Практическое занятие 7.
Структура дискурса
- Локальная структура дискурса. Структура дискурса как иерархия. Локальная структура дискурса. Элементарные дискурсивные единицы (ЭДЕ). Просодические критерии выделения ЭДЕ в устном дискурсе.
- Типы ЭДЕ. Когнитивные и лингвистические характеристики ЭДЕ. ЭДЕ и клауза (предикация). Постпозитивные уточнения. Разрывы. Фаза (transitional continuity): иллокутивная и внутренняя. Дискурс как цепочка клауз. Статус предложения.
- Паузы. Хезитация. Фальстарт и коррекция.
- Глобальная структура дискурса и ее составляющие.
- Реплики и группы реплик в диалоге. Абзац. Топик. Макропропозиции (по Т. ван Дейку).
- Дискурс как целое. Единство дискурса и структура дискурса: две стороны одной медали.
- Связность. Макроструктура и суперструктура. Жанровые схемы. «Грамматика дискурса».
- Интенциональные модели дискурса.
- Теория риторической структуры. Линейная и иерархическая структура дискурса. Теория риторической структуры. Принципы выделения элементарных дискурсивных единиц.
- Риторические отношения. Симметричные и асимметричные отношения. Иерархическое построение дискурсивных единиц – единый подход к локальной и глобальной структуре дискурса. Пути развития ТРС.
Практическое занятие 8.
Таксономия дискурса
- Модусы дискурса: устный, письменный и другие.
- Различия между устным и письменным дискурсом.
- Субмодусы. Электронный дискурс.
- Жанры и типы дискурса. Жанры и регистры дискурса.
- Принципы выделения жанров.
- Типы дискурса по Д. Байберу.
- Типы изложения и их лингвистические характеристики.
Практическое занятие 9.
Дискурсивные факторы «точечных» языковых явлений (лексика, морфосинтаксис, просодия, жесты)
- Данная и новая информация.
- Дискурсивные и семантические факторы языковой формы. Информационный поток. Данное/новое. Когнитивные корреляты данного/нового. Ограничение на объем вводимой новой информации. Референция и анафора.
- Тема и рема. Исходный пункт. Подлежащее. Их когнитивные корреляты.
- Залог. Порядок слов.
- Дискурсивная просодия. Акценты. Тоны. Долгота/краткость. Интегральные просодии. Паузация и молчание.
- Жесты в дискурсе. Кинетические средства общения. Жесты и речь. Структура жестов. Типы жестов. Иллюстративные жесты.
- Явления, пограничные между дискурсом и синтаксисом. Синтаксис как грамматикализация дискурса. Синтаксическая анафора. Когезия. Переключение референции. Главные vs подчиненные предикации: "основная линия" vs "фон".
- Дискурсивные маркеры. Регуляторные дискурсивные единицы и дискурсивные маркеры. Классификации дискурсивных маркеров. Процессуальные маркеры. Маркеры обратной связи.
Практическое занятие 10.
Подходы к исследованию дискурса
- Социологический подход. Анализ бытового диалога: происхождение и основные идеи и методы. Чередование говорящих. Смежные пары и организация предпочтений. Коррекция. Глобальная организация. Другие социологические подходы.
- Когнитивный подход.
- Психолингвистический подход.
- Типологический подход.
- Формальный подход: теория репрезентации дискурса.
- Вычислительный подход: обработка естественного языка.
Практическое занятие 11.
Методы дискурсивного анализа
- Транскрипция дискурса.
- Количественные методы.
- Корпусные и экспериментальные методы.
- Дискурс как объект междисциплинарного изучения