Среда, 21.08.2019, 19:01
ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS


ПОИСК ПО САЙТУ
МЕНЮ САЙТА
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

СТАТИСТИКА
Форма входа
 ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО КУРСУ

 

Голикова Т.А. Введение в языкознание. - М.: РосНОУ, 2015.

Реформатский А.А. Введение в языковедение.pdf

Маслов Ю.С. Введение в языкознание.pdf

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,  СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ

 

Раздел 1. Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания и его место в системе наук

Тема 1. Язык как предмет языкознания.

Языкознание как гуманитарная дисциплина. Место языкознания к системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и т.д.).

Общее и частное языкознание. Фундаментальное и прикладное языкознание. Внутренняя и внешняя лингвистика. Синхроническое и диахроническое языкознание.

Тема 2. Прикладные задачи языкознания.

Общая характеристика основных лингвистических дисциплин. Связь науки и практики. Курс «Основы языкознания» как база общей филологической подготовки специалиста-лингвиста.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 2. Наука о языке в историческом аспекте.

Тема 1. Предмет и задачи истории языкознания.

Основные проблемы истории языкознания как особой научной дисциплины. История языкознания как часть науковедения и философии науки. Проблемы систематизации научных направлений в истории языкознания и периодизации науки о языке. Критерии выделения различных периодов и этапов в истории языкознания.

Тема 2. Зарождение и формирование науки о языке.

2.1. Языкознание древнего мира. Специфика языкознания Древней Индий и Китая. Греко-римское языкознание, его связь с философией, своеобразие подхода к языку. Александрийская грамматика, ее значение для развития грамматических исследований в европейской науке. Арабская филология.

2.2. Языкознание 14-начала 18 вв. Значение идей эпохи Возрождения для развития языкознания. Первые попытки сравнительного и истерического изучения языков. Попытки каталогизации языков. Формирование идей рациональной грамматики. Теоретические проблемы языка в трудах философов 17-18 вв.

2.3. Развитие языкознания в России. Роль М.В. Ломоносова в формировании научного подхода к изучению языка.

Тема 3. Формирование сравнительно-исторического языкознания.

3.1. Истоки сравнительно-исторического языкознания. Новое в понимании предмета и задач языкознания. Разработка принципов и приемов сравнительно-исторического исследования в трудах А.Х. Востокова, Р. Раска, Ф. Боппа, Я. Грима.

3.2. Формирование и развитие общей теории языка в трудах В. фон Гумбольдта. Его философские основы.

Тема 4. Сравнительно-историческое языкознание середины 19 века.

4.1. Натуралистическое и психологическое направления в языкознании. Отражение философской концепции Гегеля и эволюционной теории Дарвина в лингвистических воззрениях А. Шлейхера. Психологический подход к языку в работах Г. Штейнталя и В. Вундта. Лингвистическая концепция А.А. Потебни.

4.2. Младограмматическое направление как этап в развитии сравнительно-исторического языкознания. Методологические основы младограмматического направления. Г. Пауль как один из крупнейших представителей зарубежного младограмматизма.  Младограмматизм в России. Московская лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Ф.Ф. Фортунатова. Исторические и грамматические исследования А.А. Шахматова. Казанская лингвистическая школа. Специфика психологизма И.А. Бодуэна де Куртенэ.

Тема 5. Языкознание конца 19 века - начала 20 века.

5.1. Критика идеи младограмматизма в трудах разных исследователей. Эстетическая школа К. Фослера. Работы Г. Шухарда. Теория волн И. Шмидта и ее значение для развития идеи ареальной лингвистики

5.2. Неолингвистика (ареальная лингвистика). Основные расхождения с младограмматиками. Выдвижение индивидуального, «духовного», эстетического начала в развитии языка.

5.3. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра. Философские основы лингвистической концепции Ф. де Соссюра. Разграничение  речевой деятельности, речи и языка. Проблема знаковости языка. Понимание знака.

5.4. Социологические и психологические направления в языкознании начала 20 века.  Французская социологическая школа. Сочетание структурного и социологического подходов к языку в работах. Ш. Балли. Психологические теории начала 20 века. Учение А. Марти о всеобщей  грамматике, значении и форме в языке, автосемантии и синсемантии. Теория противопоставления языка и речи А. Гардинера. Учение К. Бюлера о природе языка, определяемой его функциями в процессе речи.

5.7. Структурализм. Предпосылки структурализма. Связь развития структурного подхода к языку с общим развитием науки. Отражение в теоретической концепции структурализма идей неопозитивизма. Нормирование основных направлений структурализма. Их общие черты. Копенгагенская шкота (глоссематика). Дескриптивная лингвистика (американский структурализм). Значение идей Л. Блумфилда о сущности языка и методах его изучения для развития дескриптивизма. Теория поражающей грамматики Н. Хомского.  Функциональная лингвистика (Пражский лингвистический кружок). Отличие ее от младограмматизма и глоссематики. Разработка проблем фонологии в работах Н.С. Трубецкого.

Тема 6. Развитие отечественного языкознания (первая половина 20 в.).

6.1. Продолжение традиции развития сравнительно-исторического языкознания, в работах языковедов 20-30-х годов. Грамматические и синтаксические исследования В.А. Богородицкого и развитие социолингвистических исследований.

6.2. Разработка общетеоретических проблем языкознания в работах М.М. Бахтина, Г.О. Винокура, Е.Д. Поливанова, Л.С. Выготского и др.

6.3. Понимание языка в лингвистической концепции Н.Я. Марра. И.И. Мещанинов и его роль в становлении проблематики отечественного языкознания.

Тема 7. Современные концепции языкознания

7.1. Парадигмы научного знания в теоретической лингвистике и ее современный статус. Полипарадигматизм современной лингвистики как показатель зрелости гуманитарной науки. Место лингвистики 20 в. среди других наук.

7.2. Прагматика как раздел семиотики и языкознания, изучающий функционирование языковых знаков в речи. Роль Ч.У. Морриса и Ч. С. Пирса (20-30-е гг. 20 в.) в формировании понятий прагматики. Влияние логико-философской теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Серля, З. Вендлера, прагматических теорий значения П. Грайса, Л. Линского, П.Ф. Стросона на прагматические исследования 60-70-х гг. 20 в.

7.3. Теория речевых актов (иллокутивная семантика) как один из вариантов теории речевой деятельности. Две главных тенденции в развитии ТPА: а) теория речевой деятельности как любой комплекс идей, направленный на объяснение речевой деятельности (в отечественной лингвистике), б) speech act theory/ theory of speech acts (в зарубежной лингвистике).

Развитие и преодоление недостатков ТРА в современной логике (Р.И. Павиленис) и лингвистике (Б. Бейн, В. Кинч, Т.А. Ван Дейк, отечественная социолингвистика).

7.4. Когнитивная теория употребления языка. Предмет исследования - виды когнитивной обработки предложения и высказывания.

Соотношение фрейма и ситуационной модели в концепции Т.А. ван Дейка.

7.5. Психолингвистика. Объект исследования психолингвистики - речевая деятельность. Основные проблемы психолингвистики: а) продуцирование (порождение) и восприятие речевого, высказывания, б) речевое общение, в) усвоение языка ребенком, г) проблема смысла речевого произведения.

Психолингвистика Дж. Миллера - Н. Хомского. Теория речевой деятельности - психолингвистика третьего поколения. Теория психической деятельности А.Н. Леонтьева как основа отечественной психолингвистики. Понятия психологического значения и личностного смысла. Роль культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в становлении теории деятельности и ее развитие в работах А.Г. Асмолова, Д.Н. Узнадзе.

Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева.

7.6. Социолингвистика; ее предмет - существования языка в их социальной обусловленности, б) общественные функции и связи языка с социальными процессами, в) отражение социального в структуре языка.

Французская социологическая школа (А. Мейе) и ее основные теоретические достижения.

Социологический аспект в исследованиях Пражского лингвистического кружка. Б. Гавранек и его теория литературного языка.

7.7. Контрастивная лингвистика как новое лингвистическое направление. Объект исследования, цели и задачи.

7.8. Лингвостилистика как раздел языкознания, изучающий языковые стили и выразительные возможности языка. Стиль как объект лингвостилистики и основные проблемы его изучения: адекватность выражения мысли вербальными средствами, техника письменного речевого акта, приемы ораторского искусства, идиостиль. (М.Н. Кожина, П.П. Голуб, О.И. Крылова).

7.9. Лингвистика текста. Первоначальный этап развития лингвистики текста в 60-е годы 20 в. в работах Палека, Харвига, Агриколы, Дресслера, Вайнриха, Шмидта.

Понятие дискурса как объекта исследования современной лингвостилистики.

7.10. Структурно-типологическое изучение языков как выявление способов (типов) организации языковой структуры. Языковая таксономия (отбор параметров классификаций языков, установление типов возможных реализаций параметров).

Типология Г.А. Климова как разработка идей 30-40 гг. Общие принципы контенсивной типологии.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 3. Язык и общество. Понятие национального языка.

Тема 1. Язык как общественное явление. Понятие языковой ситуации.

Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка как его сущностные характеристики. Различные классификации функций языка.

Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в стране изучаемого языка.

Виды билингвизма. Сознательное воздействие общества на функционирование, развитие и взаимообогащение языков. Понятие языковой политики. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Многонациональное государство и проблема второго языка. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения. Опыт языкового строительства: США, Европейские государства, Россия.

Тема 2. Особенности развития языка в различные исторические эпохи.

Социальные общности и типы языков. Родоплеменные диалекты эпохи первобытнообщинного строя. Появление койне как предпосылка формирования литературного языка. Койне обиходно-разговорное, фольклорно-поэтическое, деловое. Возникновение донациональных литературно-письменных языков. Узость социальной базы и функциональная ограниченность как основные характеристики литературных языков донационального периода. Средневековое двуязычие. Становление национальных литературных языков, их основные характеристики. Роль переводов в развитии национальных литературных языков. Проблемы нормализации литературных языков. Тенденция к демократизации литературных языков. Тенденция к интеграции, интернационализации, интеллектуализации литературных языков в эпоху НТР.

Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Интерлингвистика как наука о международных языках. Проблема искусственных языков межнационального общения.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 4. Социально обусловленная дифференциация языка. Литературный язык и норма.

Тема 1. Литературный язык как высшая форма существования языка.

Соотношение понятий литературный язык и язык художественной литературы. Понятие и соотношение языковой и литературной нормы. Наличие нормы у диалекта, просторечия и т.п. Аксиологический (оценочный) характер литературной нормы. Стилистическое варьирование литературного языка. Проблемы изучения стилистического варьирования языка: различные типологии стилей литературного языка. Высокий (книжный, официальный), средний (нейтральный) и низкий (разговорный) стили. Стили: исторический, функциональный, жанровый, личный, отдельного произведения.

Тема 2. Вопросы единства и варьирования языка.

Общенациональный язык как система всех форм существования языка.

Типы социального варьирования языка и речи: стратификационное и ситуативное. Стратификационное варьирование языка: литературный язык и внелитературные разновидности языка. Диалект, жаргон, просторечие, арго, профессиональный язык. Понятие социальных ролей. Ситуативное варьирование речи в зависимости от социальной роли говорящего.

Понятие национально-территориального варианта языка. Национально-территориальное варьирование изучаемого языка.

Учет социальных, территориальных и стилистических характеристик языковых единиц при переводе.

 

Тема 3. Проблемы языковой нормы.

Большая избирательность, обязательность, осознанность литературной нормы по сравнению с языковой нормой. Понятие кодификации литературной нормы.

Основные, функциональные стили: официальный (деловой), научный, публицистический, художественный, разговорный. Дискуссии о статусе художественного и разговорного стилей. Изучение разговорной формы литературного языка в современной лингвистике. Фонетические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 5. Язык и культура

Тема 1. Проблема соотношения языка и культуры.

Язык как средство отражения, хранения и передачи культуры. Межкультурная коммуникация. Рассмотрение этой проблематики в этнолингвистике, этнопсихолингвистике, лингвострановедении и других разделах языкознания.

Тема 2. Концептуальная и языковая картина мира, их соотношение.

Теории лингвистического детерминизма в истории лингвистики (Гумбольдт, Вайсгербер, Сепир и Уорф) и их критическая оценка. Современная постановка проблемы "Язык и картина мира". Понятие языковой личности. Понятие тезауруса.

Тема 3. Национальное и универсальное в языке и речевом поведении.

Национально-культурная специфика речевого этикета. Отражение особенностей национальной культуры в языке. Понятие безэквивалентной лексики. Реалии и их отражение в языке. Теория лакун. Безэквивалентная лексика и перевод.

Специфика межкультурной вербальной коммуникации. Фоновые знания и лексическое значение слова. Фоновые знания и понимание текста. Учет фоновых знаний при переводе. Национально-культурная специфика коннотаций. Национально-культурная специфика фразеологии и афористики.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 6. Основные гипотезы происхождения языка. Историческое развитие языков

Тема 1. Значение гипотез происхождения языка в истории и теории языкознания.

Основные концепции (гипотезы) о происхождении языка: мифологическое истолкование (Веды, Ветхий завет), философское античное (Платон, Аристотель, Демокрит и эпикурейцы, Витрувий), философское дальневосточное (Лао-Цзы и Конфуций), идеи об установлении имен в эпоху Просвещения (Дежерандо); воззрения Я. Гримма, звукоподражательная теория (Лейбниц, де Бросс), теория общественного договора (Гоббс, Мопертюи, Кондильяк. Руссо, Смит), теория рефлексий (Гердер), язык как деятельность человеческого духа (Гумбольдт), воззрения Ч. Дарвина и А. Шлейхера, ономатопоэтическая теория Штейнталя-Потебни; концепция В. Вундта, новые данные археологии, антропологии, лингвистики, этологии о возникновении языка (основные подходы к проблеме в XX в.).

Тема 2. Историческое развитие языков.

Изменения в языке и эволюция языка. Динамика языковой коммуникации и относительная замкнутость языковой системы. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи. Внешние и внутренние факторы эволюции языка. Системность языковых изменений. Темпы языковых изменений, проблема "катастроф". Проблема прогресса и регресса в языке. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе и звуковой стороне языка.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 7. История и теория письма

Тема 1. Значение письма и письменности в истории общества.

Соотношение письменного и звукового языка. Особенности устной и письменной коммуникации. Понятие графемы. Понятия алфавита, графики и орфографии. Транскрипция и транслитерация. Роль письма в возникновении цивилизации. Предпосылки возникновения письма. Предметное письмо Пиктография. Словесное /идеографическое/ письмо; типы идеограмм /словесные знаки, знаки-детерминативы, фонетические знаки/. Виды фонографического письма: слоговое, консонантное, вокально-консонантное. Использование различных типов письма в языковых культурах мире в древности и на современном этапе.

Тема 2. Графика, орфография и ее основные принципы.

Принципы орфографии в русском языке. Специфические принципы орфографии в изучаемых языках.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 8. Понятие лингвистического знака

Тема 1. Понятие знака и семиотической системы.

Основные культурно-значимые семиотические системы: искусства, меры, ориентиры, сигналы и др. Знаковый характер паралингвистических средств, их роль в коммуникации. Типы знаков: знаки-копии, признаки, сигналы, символы, собственно знаки. Место языка среди других знаковых систем: первичный характер языка по отношению к другим семиотическим системам. Использование языка для наименования и интерпретации других семиотических систем (их частей) и обучению их. Характер значения, передаваемый различными семиотическими системами (универсальный или специальный, глобальный или дискретный); способность различных семиотических систем передавать временные и модельные отношения.

Тема 2. Языковой знак.

Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. Две стороны знака: план выражения и план содержания языкового акта. Знаковый характер слова и морфемы. Дискуссии о знаке. Коммуникативность, социальность, материальность, воспроизводимость, системность знаков.

Дискуссии о произвольности языкового знака. Аргументы в пользу произвольности языкового знака: множественность знаков мира; явления синонимии, омонимии, полисемии; разновременность изменений плана выражения и плана содержания языка в ходе его исторического развития. Теория звукового символизма, ее трактовка в древности и современном языкознании. Современные психолингвистические эксперименты в поддержку теории звукового символизма.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 9. Язык как системно-структурное образование

Тема 1. Понятие системы и структуры.

Язык как система единиц. Дистрибутивный анализ как метод установления языковых единиц и их вариантов. Зависимость характеристик элемента системы от его места в системе. Понятие дифференциальных и интегральных признаков элементов. Установление дифференциальных и интегральных признаков через подбор оппозиций.

Тема 2. Основные типы отношений в языке.

Вариантно-инвариантные отношения. Парадигматические и синтагматические отношения в учении Ф. де Соссюра. Понятие иерархических отношений в языке.

Тема 3. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.

Язык как система взаимосвязанных уровней, межуровневые связи. Основные и промежуточные уровни языка. Проблема системных отношений в синхронии и диахронии.

Системность в лингво- и антропоцентрическом подходах. Особенности системных отношений на различных уровнях языка. Понятие открытой и закрытой системы. Значимость как характеристика элемента языковой системы. Язык как система систем: два понимания этого положения (уровневое и социолингвистическое).

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 10. Фонетика и фонология

Тема 1. Предмет и задачи фонетики и фонологии.

Фонетика и фонология как лингвистические дисциплины, изучающие звуковой строй языка; их сходство и различие. Основные разделы фонетики: фонетика описательная, историческая, сравнительно-историческая, сопоставительная, экспериментальная, орфоэпия, социофонетика. Физиологические и акустические характеристики звуков. Понятие просодики. Предмет и задачи фонологии. Фонема как центральное понятие фонологии. Смыслоразличительная функция фонемы. Фонема и звук. Проблема определения фонемы в различных фонологических школах. Использование метода дистрибутивного анализа в фонологии. Понятие фонологической оппозиции. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Системные отношения на фонологическом уровне.

Тема 2. Артикуляционные характеристики звуков.

Органы речи. Классификация гласных. Классификация согласных.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 11. Грамматическая система языка.

Тема 1. Грамматика как наука, изучающая грамматический строй языка.

Предмет и задачи грамматики. Понятие грамматической традиции. Основные грамматические традиции мира: греко-римская, индийская, китайская, арабская. Общее и особенное в развитии грамматических традиций национальных литературных языков Европы.

Тема 2. Основные разделы и понятия морфологии.

Понятие морфемы и морфа. Виды морфем. Морфологические процессы. Понятие грамматического значения, грамматического способа, грамматической формы. Синтетические и аналитические грамматические способы.

Грамматическая форма и грамматическое значение. Понятие грамматической категории. Виды грамматической категории. Части речи как общие грамматические категории. Частные морфологические категории имени и глагола (число, род, падеж, лицо, время, вид, залог, наклонение и др.).

Предложение и словосочетание как синтаксические единицы языка и речи. Коммуникативность, предикативность, модальность как основные характеристики предложения. Члены предложения и типы предложений как синтаксические категории.

Коммуникативный синтаксис. Актуальное членение предложений Понятие нового и данного.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 12. Лексическая система языка

Тема 1. Лексикология как наука о словарном запасе языка.

Основные разделы лексикологии: ономасиология, семасиология, ономастика (антропонимика и топонимика), фразеология, терминология, лексикография, этимология, историческая, сравнительно-историческая, описательная и сопоставительная лексикология.

Слово и фразеологизм как единицы лексикологического описания. Слово в языке и речи. Основные характеристики слова: номинативная функция, цельнооформленность, позиционная самостоятельность.

Тема 2. Понятие лексического значения. Особенности системных отношений в лексике.

Семантический треугольник. Понятие денотата и сигнификата. Компоненты лексического значения слова: концептуальное значение и коннотации. Коннотации как эмоционально-экспрессивно-стилистические оттенки слов. Лексическое значение слова и внутренняя форма слова. Компонентный анализ лексического значения слона; понятие семы.

Парадигматические отношения в лексике: синонимы, антонимы, паронимы, семантические поля и другие парадигматические группировки слов. Синтагматические отношения в лексике: особенности сочетаемости слов.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

 

Раздел 13. Классификация языков мира

Тема 1. Основные принципы и виды классификации языков.

Различные принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический, семитологический, ареальный и др. Культурно-историческая, генеалогическая и типологическая классификация языков.

Тема 2. Лингвистическая карта мира. Методы исследования языкового разнообразия.

Сравнительно-историческое языкознание: история и современность. Проблема праязыка. Приемы внешней и внутренней реконструкции. Количественные методы. Лингвистическая палеонтология культуры.

Лингвистическая география и реальная лингвистика, из истории лингвистической географии.

Структурный подход к языку: история, современность и перспективы. Функциональный аспект языковых исследований.

Предмет изучения современной типологии. Характерология. Структурная типология. Типология Э. Сепира. Квантитативная типология. Лингвистические универсалии.

 

Литература: обязательная 1-3, дополнительная 6-8.

Copyright MyCorp © 2019