Среда, 21.08.2019, 18:26
ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS


ПОИСК ПО САЙТУ
МЕНЮ САЙТА
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

СТАТИСТИКА
Форма входа
 ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО КУРСУ

 

Голикова Т.А. Языкознание. Тексты лекций. 2015.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. Серебренников Б.А. 1970.

Шарафутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки.pdf

Meчковская Н.Б. Общее языкознание. Структура и социальная типология языков.djvu

Иванова Л.П. Курс лекций по общему языкознанию.djvu

Поливанова А.К. Общее и русское языкознание.pdf

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,  СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ

 

Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке.

 

Современная структура знаний о языке. Языкознание и филология. Языкознание как гуманитарная дисциплина. Языкознание и философия: проблемы объективного и субъективного, объекта и предмета, истинного и ложного в философии и науке о языке. Понятие научного объекта и лингвистической реальности. Связь языкознания с социологией, психологией, этнографией, историей. Особенности связи языкознания с естественными и точными науками. Языкознание и естественнонаучный комплекс знания о человеке: глоттогенез, лингвистическая генетика, теория информации.

Развитие междисциплинарных областей исследования языка и речи в современной науке (социолингвистика, этнолингвистика, антропология, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика, методика преподавания родного и иностранного языков и др.). Место переводоведения в комплексе языковедческих наук.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1, 2-4.

 

Тема 2. Язык и общество. Социолингвистика.

 

Связь развития языка с развитием общества. Специфика обслуживания общества языком. Роль общества в создании и формировании языка. Понятие языковой ситуации. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в стране изучаемого языка. Понятие языковой политики и языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения. Опыт языкового строительства в США, европейских государствах, России. Понятие билингвизма и многоязычия. Виды билингвизма. Гендерные аспекты исследования языка. Социолингвистика и ее основные проблемы. Становление и развитие социолингвистических исследований. Особенности социолингвистических школ в разных странах. Методы сбора социолингвистической информации. Понятие социолингвистической переменной как основной операциональной единицы социолингвистики. Теоретические и прагматические связи социолингвистики с другими научными дисциплинами.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-8.

 

Тема 3. Понятие языковых контактов. Билингвизм и его виды.

Социальные, хозяйственные и политические причины языковых контактов. Языки межэтнического общения: койне, пиджины, креолы. Понятие международных языков: естественные и искусственные системы. Билингвизм и диглоссия. Разновидности билингвизма. Проблемы интерференции и контрастивное исследование языков. Междисциплинарное исследование проблемы билингвизма (контрастивный анализ, анализ ошибок, интроспективные методы, нейрофизиологические исследования).

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-5.

 

Тема 4. Семиотика. Понятие и свойства языкового знака.

 

Семиотика как научная дисциплина. Ч.С. Пирс и Ф. де Соссюр, американская школа Ч.У. Морриса, этнографическая школа К. Леви-Стросса. Логико-математическая концепция Ч. Пирса и Р. Карнапа. Типы отношений между знаковыми единицами языка. Теоретическая разработка проблемы в трудах отечественных ученых. Теория языкового знака. Язык как система знаков. Знаковый характер мышления. Природа, функции и сущность языка. Язык как биологическое и психическое явление.

Социальный, психофизиологический, психофизический аспекты природы языка.

Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Вопрос о функциях языка: монофункциональный и полифункциональный подходы.

Проблема соотношения понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность. Языковая способность.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1, 2-4, 7-8.

 

Тема 5. Язык как система и структура.

 

Язык как система. Философские концепции системности как одного их свойств объективного мира (В. фон Гумбольдт, Р. Карнап, В. Вундт, Л. Ельмслев и др.). Общенаучное понятие системы как целостного, внутренне упорядоченного объекта.

Материальные и идеальные системы. Первичные и вторичные материальные системы. Особенности языковой системы: гетерогенность, открытость, динамизм.

Соотношение системы и ее элемента. Свойства элементов языка: гетерогенность, иерархичность, дискретность, линейность. Материальные и функциональные свойства языковых элементов, их системообразующие свойства; свойства, порождаемые системой и нейтральные для системы.

Парадигматика и синтагматика языковой системы. «Асистемные» явления в языке. Языковая субстанция как особым образом организованная звуковая материя.

Теории структуры языка: идея иерархии уровней (Э. Бенвенист), идея изоморфизма (Е. Курилович), идея поля (Й. Трир, Г.С. Щур, А.В. Бондарко); принципы выделения языковых уровней.

Уровни языковой системы и их иерархия.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 2-4, 9.

 

Тема 6. Уровневые модели языковой структуры.

 

Типы системных отношений в языке. Иерархические отношения как одна из основ системности языка в структурно-функциональной лингвистике. Понятие уровня языка. Основные и промежуточные уровни. Принципы их выделения. Уровневая модель языка Е. Куриловича. Уровневая модель языка Э. Бенвениста. Понятие языковых механизмов в уровневой модели языка Ф.М. Березина и Б.Н. Головина.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-4.

 

Тема 7. Фонология. Трактовка основных фонологических понятий.

 

Звуковая сторона языка. Фонетика и фонология как лингвистические дисциплины, изучающие звуковой строй языка; их сходство и различие. Становление фонологии как специфической лингвистической дисциплины. Фонетический уровень. Артикуляционно-акустический и функциональный аспекты изучения фонетического строя. Фонема как центральное понятие фонологии. Фонема и звук. Фонема и просодема. Своеобразие фонетических систем разных языков. Трактовка основных фонологических понятий (фонемы, дифференциального и интегрального признака, нейтрализации, оппозиции фонем) в различных фонологических школах. Использование метода дистрибутивного анализа в фонологии. Системные отношения на фонологическом уровне.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 3-4.

 

Тема 8. Грамматика: морфология, синтаксис. Трактовка основных грамматических категорий.

 

Основные грамматические традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Основные понятия функциональной грамматики. Грамматическая категория и грамматическое поле. Иерархическая организация грамматических категорий. Различие языков мира по количеству и составу грамматических категорий. Части речи. Теория частей речи в истории и теории языкознания. Принципы классификации слов по частям речи в различных языках. Синтаксис. Теория предложения. Предложение как единица языка и речи. Предложение и суждение. Формальный и коммуникативный синтаксис. Понятие синтаксической позиции и элементарной синтаксической структуры. Предложение и высказывание. Соотношение номинации и синтаксиса (предикация) в актах речевой деятельности. Актуальное членение предложения. Понятие нового и данного. Когнитивные грамматики.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-5.

 

Тема 9. Междисциплинарные исследования в грамматике и лексикологии.

Современные грамматические теории. Роль грамматических средств в построении целостного и связного текста. Экспериментальное исследование функционирования грамматических явлений в речи. Проблема лексического значения и психологического смысла. Современные модели значения слова. Ассоциативный эксперимент как средство исследования значения слова. Слово и языковая картина мира. Понятие языковой личности. Способы трансформации значения слова в переводе.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-4.

 

Тема 10. Лексикология. Понятие слова и значение слова.

 

Лексикология как раздел языкознания. Понятие слова в истории и теории языкознания. Свойства слова как центральной единицы лексико-семантической системы языка. Лексическое и психологическое значение. Компоненты лексического значения слова. Значение и смысл. Понятийное и концептуальное в значении слова. Лексическое значение слова и внутренняя форма слова. Исследовательские подходы и основные проблемы изучения лексического значения: дефиниционно-лексикографическая презентация; тезаурусная разработка.

Семасиология как раздел языкознания. Принципы номинации. Семантическая структура слова как основной номинативной единицы. Семный состав значения. Семный (компонентный) анализ значения. Семантическое поле. Принципы ономасиологического исследования. Вопрос о месте фразеологизмов в системе номинативных единиц. Синтагматические отношения в лексике: особенности сочетаемости слов. Когнитивный и психолингвистический аспекты исследования словаря. Специальные типы лингвистических словарей.

Способы трансформации значения слова в переводе. Способы передачи коннотативного компонента лексического значения в переводе.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-5.

 

Тема 11. Теория текста.

 

Понятие текста в языкознании и литературоведении. Текст как речевое целое и аспекты его изучения (системно-структурный и прагматический). Основные структурные и содержательные категории текста. Понятие микро- и макротекста, сложного синтаксического целого, сверхфразового единства. Модели тема-рематического развития текста. Анафора, катафора, референция, изотопия, рекуррентность, пресуппозиция и импликация как интерпретационные понятия. Принципы классификации текстов. Понятие дискурса. Соотношение понятий «текст» и «дискурс». Порождение и понимание речи, их мыслительная основа. Речемыслительная деятельность индивида и порождение текста. Модели порождения речи в психолингвистике и когнитивистике. Модели порождения речи в теории речевой деятельности. Модели понимания текста. Специфика понимания поликодовых текстов. Герменевтика и проблема понимания. Специфика структуры поэтического текста. Специфика понимания иноязычного текста. Перевод как специфическая речевая деятельность.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 2-4.

 

Тема 12. Язык и мышление.

 

Язык и сознание. Речь и мышление. Аспекты изучения проблемы: гносеологический, психологический, лингвистический, филогенетический, онтогенетический.

Психические операции и действия (восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение), их соотношение с единицами языка. Вопрос о вербальности мышления. Понятийное и образное мышление. Проблема внутренней речи. Когнитивные основы речемыслительной деятельности. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Проблема развития речи. Роль памяти в реализации взаимодействия между речью и мышлением. Процессы бессознательного и роль вербальных единиц в их осуществлении. Концептуальная картина мира, языковая картина мира. Язык как воплощение духовного опыта народа в интерпретации В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни. Теории лингвистического детерминизма в истории лингвистики и их критическая оценка. Гипотеза «лингвистической дополнительности» Э. Брутяна. Современная постановка проблемы «Язык и картина мира». Понятие языковой личности. Вторичная языковая личность. Понятие тезауруса. Национальное и универсальное в языке и речевом поведении. Национально-культурная специфика речевого этикета. Отражение особенностей национальной культуры в языке. Язык и интеллект.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-4

 

Тема 13. Язык и коммуникация.

 

Коммуникация как деятельность. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды коммуникации. Схема коммуникации. Строение и компоненты коммуникативного акта (адресат, адресант, текст / сообщение, содержание, код, канал связи). Основные модели коммуникативного акта. Коммуникативный анализ речевых единиц. Лингвистические дисциплины, изучающие язык в коммуникации. Теория речевых актов. Текст как вербализация мыслительных моделей. Порождение текста как процесс. Модель «смысл – текст» как отражение процесса речевой деятельности. Коммуникативная среда.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 3-5.

 

Тема 14. Сравнительно-историческое языкознание.

 

Этапы становления методики сравнительно-исторических исследований. Основные приемы сравнительно-исторического исследования. Принципы отбора материала исследования. Установление абсолютной и относительной хронологии фонетических изменений. Последовательность процедур сравнительно-исторического исследования. Проблема праязыка. Реконструкция как комплекс приемов и процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний. Внешняя и внутренняя реконструкция. Гипотеза о структуре индоевропейского корня. Ларингальная теория. Современное состояние сравнительно-исторических исследований. Ностратическая гипотеза. Лингвистическое датирование методом глоттохронологии.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 2-5.

 

Тема 15. Лингвистическая типология.

 

Классификация разделов лингвистической типологии. Критерии выделения различных видов типологий в зависимости от количества исследуемых языков, объема анализируемого материала, целей исследования, характера обнаруженного сходства и различия, направления анализа, объекта исследования, принадлежности языковых данных к уровням языка. Основы концептуального аппарата лингвистической типологии. Понятие языкового типа. Политипологичность языков мира. Множественность типологий и вопрос о возможности выделения ведущих признаков языкового типа. Изоморфизм и алломорфизм в типологии. Язык-эталон как набор признаков, приложимых ко всем языкам. Методы типологического анализа. Цельносистемная типология и типология подсистем. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, историческая и контенсивная типологии. Особенности классификационной и характерологической, качественной и количественной, структурной (формальной), содержательной (контенсивной), функциональной, семантической, диахронической, сравнительной, фонологической типологий. Типология строя предложения: номинативный, эргативный, активный строй предложения. Проблема универсалий и уникалий. Классификация языковых универсалий: дедуктивные и индуктивные, абсолютные и статистические, простые и сложные, синхронические и диахронические, универсалии языка и речи, экстралингвистические универсалии разных уровней абстракции и др. Логическая структура универсалий: неограниченные, импликационные, статистические. Значение типологии для других направлений исследования языков и переводческой практики.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 4-5.

 

Тема 16. Методы, приемы и процедуры в науке о языке.

 

Понятие о методологии, методе и методике научного исследования. Методология как философская база исследования. Принципы научного познания. Общенаучные методы и методы конкретных наук. Технические приемы и процедуры.

Сравнительно-исторический метод. Приемы исторического исследования языка. Роль родственных языков, диалектов и письменных памятников в историческом исследовании. Основные принципы их анализа.

Методика лингвогеографических исследований. История формирования методов лингвогеографии. Картографирование языковых явлений. Типы изоглосс. Лингвистические атласы.

Основные принципы и приемы структурного анализа. Метод коммутаций как принцип определения релевантных свойств звуковой и семантической субстанции. Дистрибутивный анализ в фонетике и морфологии. Понятие дистрибуции и модели дистрибуции. Анализ по непосредственно составляющим. Принципы бинарного членения сложной единицы языка. Понятие предельных составляющих. Трансформационный анализ. Понятие и виды трансформаций. Ядерные предложения.

Порождающая (генеративная) лингвистика как развитие идей трансформационного анализа. Синтаксический и семантический компоненты как составные части трансформационной порождающей грамматики. Порождающая семантика. Падежная грамматика.

Методы исследования семантики. Компонентный анализ. Валентный анализ. Валентность как общая сочетательная способность единиц языка. Виды валентности. Морфологическая, лексическая, синтаксическая, словообразовательная валентность как инструмент синхронного описания единиц разных уровней.

Приемы психолингвистического исследования речевой деятельности. Психолингвистический эксперимент, его виды, методы субъективного шкалирования, семантического дифференциала/интеграла и др.

Методика лингвосоциологических исследований. Приемы наблюдения над речью разных социальных групп. Анкетирование, его достоинства и недостатки. Возможности эксперимента в социолингвистических исследованиях.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 3-4.

 

Тема 17. Прикладная лингвистика.

 

Основные направления работы в области прикладной лингвистики.

Разработка и совершенствование систем письма. Создание словарей и грамматик. Организация терминологической базы для различных сфер общественной жизни. Лингвистические основания методики преподавания иностранных языков. Лингвистические проблемы перевода.

Лингвистические аспекты создания поисковых и других информационных систем. Проблемы создания искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки программирования. Проблема автоматического распознавания речи. Лингвистика и проблемы права. Аспекты речевого воздействия. Речевая суггестия.

 

Литература: обязательная 1-2, дополнительная 1-4.

Copyright MyCorp © 2019