ТЕОРИЯ ТЕКСТА
направление подготовки 035000 – «Издательское дело»
(квалификация «бакалавр»)
Факультет Гуманитарных технологий. 1 курс.
Основные цели и задачи изучения дисциплины
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория текста» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035000 Издательское дело (квалификация (степень) «бакалавр»).
Дисциплина включена в дисциплины специализации, включая дисциплины специальности.
Цель изучения дисциплины – выработать у студента представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического исследования; помочь понять сущность текста, его понятий и категорий; познакомить с типологией текстов и их компонентов.
Текст изучается как продукт речемыслительной деятельности автора и одновременно как материал интерпретирующей деятельности читателя. В связи с этим важным для студентов оказывается применение коммуникативно-прагматического принципа при определении текстовых категорий и выявление системного характера соотношения речевых качеств текста и реального коммуникативного намерения автора, проявляющегося в коммуникативной установке текста.
Курс «Теории текста» призван помочь студенту в совершенстве усвоить представления о тексте как едином коммуникативно-речевом целом, нацеленном на решение конкретных задач общения в зависимости от прагматических, жанровых установок говорящего, контекста и предмета речи. Курс ставит своей основной целью комплексное овладение студентом навыками теоретически обоснованного анализа различных текстов и их компонентов, а также навыков профессионально грамотного литературного редактирования, практического анализа и составления текста как средства эффективного решения коммуникативных задач.
Задачи дисциплины заключаются в изучении:
- изучение форм и закономерностей соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, с внутренними константами текста;
- изучение коммуникативно-прагматического принципа при определении текстовых категорий;
- выявление форм и закономерностей соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, с внутренними константами текста;
- описание и обоснование типологии текстов как речевых произведений;
- установление закономерного соотношения между планом выражения и планом содержания в рамках текста как содержательно и структурно цельного речевого произведения.
Дисциплины, необходимые для изучения дисциплины «Теории текста» - «Современного русского языка», «Практической и функциональной стилистики русского языка», «Активных процессов в современном русском языке» - курс «Теории текста» является завершающим. Он опирается на знание данных лингвистических дисциплин, а также на знания, полученные студентом в процессе освоения теории и практики редактирования, теории литературы и философии.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
- логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);
- редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-17);
- совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- типовые способы построения высказываний в устной и письменной речи;
- закономерности создания и восприятия текстов различной функционально-стилевой направленности;
уметь:
- применять адекватную языковедческую терминологию при характеристике лингвистических особенностей текста и его единиц в зависимости от экстралингвистической ситуации;
- осуществлять выбор языковых средств с учетом динамики норм современного литературного языка;
- эффективно использовать стилистические ресурсы русского языка;
- анализировать структуру и содержание текста для усиления коммуникативной и коммерческой эффективности издательского проекта; рассматривать произведения зарубежной и отечественной художественной литературы в единстве содержания и формы;
владеть:
- методами анализа и оценки языковых и стилистических качеств контента издания;
- способами эффективного использования речевых средств в функциях общения, сообщения и воздействия;
- методами анализа коммуникативно-стилевого устройства текста, способами и приемами увеличения его воздействующего потенциала в языке СМИ;
- методами анализа произведений зарубежной и отечественной художественной литературы в единстве содержания и формы;
- навыками анализа произведений литературы различных жанров.
|