ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Среда, 04.12.2024, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Голикова Т.А. Объединение народовРегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Голикова Т.А. Объединение народов: размышления алтайцев о прошлых и будущих этнических процессах // Тюркский мир: язык, история и культура». - Алматы. 2014. – С. 242-246.

 

UNIFICATION OF PEOPLES: THINKING OF ALTAIANS ABOUT PAST AND FUTURE OF ETHNIC PROCESS


Статья посвящена анализу опроса алтайцев 2013-2014 гг. по проблеме объединения народов. Высказана мысль об объединении с малочисленными тюркоязычными народами Сибири. Объединение с более крупными народами вызывает опасение в связи с ассимиляцией. Показательна критика алтайцев в адрес собственных недостатков и инерции. Называются идеалы прошлого и современного благополучного положения других народов, к которым стремятся алтайцы.

 

This article is about the analysis of Altaians' survey about peoples' unification (2013-2014). There is a thought about unification with small Turkic-speaking peoples of Siberia. Unification with the larger peoples causes fear in connection with assimilation. There is demonstrative criticism of Altaians against own shortcomings and inertia. This article calls ideals of past and modern prosperous position of other peoples, which Altaians strive for.

 

Ключевые слова: алтайцы, этнические процессы, тюркоязычные народы.

 

Keywords: Altai, ethnic processes, Turkic-speaking peoples.

 

Этноним «алтаец», «алтайская народность» как в обыденном представлении, так и в специальной научной литературе употребляется, во-первых, для обозначения всего населения Горного Алтая, во-вторых, как название, относящееся только к части южных алтайцев, известных как «алтай-кижи». Такое двоякое употребление термина часто приводит к путанице и подмене понятий. Официальное название народа «алтайцы» было введено в 1948 г. Так высказываются алтайцы по поводу своего этнонима: «Зачем нам записываться ойратами, если мы Теленгеты (алтайцы, телеуты, туба, теленгиты)? До 1922 г. нас называли калмыками, порубежными калмыками, дзюнгарцами и, но только не нашим настоящим именем «Теленгеты». Ойратами нас стали именовать с 1922 года, записывали принудительно, чтобы мы забыли, кто мы на самом деле. В 1948 году нас стали именовать и записывать в паспорта алтайцами, чтобы тоже забывали свою историю».

Малочисленные тюркоязычные народы, вошедшие в состав России в середине 18 в., были объединены под общим названием «алтайцы». Исторически территория Алтая это прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 г. древние тюрки создали свое государство каганат [1]. Из «Сокровенного сказания» в редакции С.А. Козина следует: «И он [Чингис-хан] повелел: «Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до при-Эрдышских Лесных народов, пусть он также начальствует над тьмою Лесных народов» [5, §207].

А.П. Уманский, резюмируя характер отношений Джунгарского ханства с соседями телеутами, указывает, что первоначально отсутствовала зависимость Большого Улуса князя Абака от ойратов в конце XVI – середине 30-х гг. XVII в., далее «установлением кыштимской зависимости Больших Улусов Коки Абакова и Мачика Койшебурина от Джунгарии и их упорной борьбой против ойратских феодалов за сохранение и обретение независимости» в середине 30-60-х гг. XVII в., затем «заметным усилением кыштимской зависимости телеутов от Джунгарского ханства, существенным ущемлением суверенных прав телеутских князей» в 70-90-е гг. XVII в. и полного подчинения «Телеутской землицы» Джунгарией, утраты ее князьями последних остатков самостоятельности» в первой четверти XVIII в. [Уманский, 131].

А.П. Уманский пишет о вассалитете теленгитов, которые жили в районе современного Новосибирска (абак, кока и т.д.), от ойротского хана. Да, полной зависимости нойонов от хана даже во внутренних районах ханства не было. Отки и улусы были относительно свободны, именитые зайсаны пользовались большой самостоятельностью: вершение судов, торговля, сбор налогов от кыштымов, набеги на соседние территории и т.п. Однако все равно номинально зависели от хана. Да, теленгитский улус на окраине ханства был почти самостоятельным, но верховенство джунгарского хунтайжи не оспаривалось.

Если говорить о зайсанах, то это остаток прошлого с Ойратского ханства, когда сформировали титул цзян-сай (зайсан). Именно тогда сложился комплекс зайсаната [2].

Рассуждения современных алтайцев по поводу необходимости создания или возрождения каганата сводятся к следующему:

  • И как бы назвали наш «каганат»?
  • Я за объединение народов в новом Тюркском каганате с названием государства «Тюрк», а территорию бы очертил пошире Сибирь, половина Китая, Казахстан, Монголия, Кыргызстан.
  • Отличная идея! Можно создать каганат под названием «Енисейский» и выбрать себе «Ажо», кыргызы тоже вступят! Корни-то помним свои!
  • Объединение народов будет неизбежно, история всегда развивается циклично, при нынешнем политическом строе это не реально, но это, действительно, будет каганат, и это будет мощное объединение.
  • Необязательно каганат, просто вернуть старое название ойраты или по-нашему ойроты. Кстати часть бурятов тоже являются ойратами. Это тюрко-монгольские народы. Сюда же относятся тувинцы, старое название – ойраты, как и мы, тому подтверждение Ойротская автономная область или память об Ойрот-каане, и даже название города Ойрот-Тура. Сюда входят калмыки, тувинцы, саха, хакасы, шорцы, телеуты, тоффалары и т.д. На территории современной Монголии и СУАР (Китай) и России их насчитывается 650 тыс. это без тюркоязычных народов.
  • Знать и увлекаться своей историей необходимо, но не надо пытаться возрождать империи прошлого, из этого ничего не выйдет. История это не замкнутый круг, а линия, по которой возможно движение только в одну сторону. Тюркский каганат, как и любая империя, был основана на насилии, возрождение каганата прошлого означает и возрождение насилия, от которого мы пострадали. Сегодня нам необходимо строить новое государство, которое было бы лишено недостатков прошлого. Это не означает отказ от своей культуры, это значит, что, сохраняя свою культуру, мы гармонично вписываем в нее достижения других народов, чтобы сделать шаг вперед к развитию.

Большое число алтайцев считает, что нужно объединяться немногочисленным тюркоязычным народам в целях обеспечения помощи и поддержки:

  • Все коренные народы южной Сибири – хакасы, телеуты, алтайцы, тувинцы ищут себе братьев, на которых можно было опереться и продолжать единый путь развития.
  • Я согласна с тем, что сегодня нашим братским народам необходимо искать совместные пути развития, только так мы сможем выжить. Те, кто говорит, что мол, зачем нам это, мы, алтайцы, сами по себе, заблуждаются. Скорее всего, они и не покидали пределов Республики, поэтому сложно судить объективно о положении такого немногочисленного народа, как наш.

Среди алтайцев распространено мнение, что объединяться следует только тюркоязычным народам:

  • Шорцы, телеуты, тофалары и т.д. – это же один народ. Если между бурятами и нами есть различия, поскольку они монголоязычный народ, а мы тюркоязычный, может, тюркоязычным коренным народам Сибири объединиться в один.

 

  • Я за объединение не только с хакасами но и со всеми тюркоязычными народами Сибири, Урал (татары, башкиры, чуваши) не в счет. То есть алтайцы, тувинцы, шорцы, хакасы, якуты. Все мы будем – Сила! Нас около полмиллиона! В культурологическом и экономическом плане очень много вопросов, стоящих перед нашими народами, их можно решить только совместными усилиями, например, изучение в школах родного языка, унифицирование алфавита, проведение совместных встреч, курултаев и т.д. Возможно, что мы вместе и с сибиряками будем защищать нашу общую Родину под названием Сибирь от внешних врагов, от экспансии других чуждых нам религий и культур.
  • Объединение – это хорошо особенно с тувинцами, которые также как и мы из одной ветви народа Теле.
  • Надо с шорцами объединиться.
  • Я, как этнический алтаец или ойрот-алтаец, в первую очередь за объединение с тюркоязычными народами Сибири, т.к. у нас много общего, также с теми, кто считает себя Сибиряками. Это те люди, которые здесь родились и знают два языка, и уважают обычаи и традиции местных народностей.
  • Алтайцы, телеуты, шорцы, хакасы, несмотря на то, что исторически народы разные, но все братья и сестры, и земляки, я к любому представителю этих народов отношусь именно так!

 

  • Я за объединение хакасов с алтайцами!
  • Был бы я хакасом, то вряд ли объединился, вопрос с кем, с алтайцами, теленгитами или с ойротами, если мы до сих пор не можем определиться, кто мы? Как дать определение: народ Теле или Тэлэ, -нгут я понимаю что это монгольское слово означает множественное окончание. и эти племена и роды входили в ареал монгольского мира и были известны монголам. например иркит, сойон (сойот), бурут, алмат, меркит, кереит, теленгит, ойрот и т.д.

Сложные отношения, как отмечают алтайцы, существуют с тувинцами, якутами, бурятами в основном по причине количества представителей:

  • Абсолютно верно отметили в обсуждении, что тувинцы никогда к нам не пойдут. Это абсолютно самодостаточный народ, и, к большому моему сожалению, по многим параметрам мы от них отстаем.
  • С тувинцами, считаю, вам пока не надо объединяться. Их намного больше, они потянут одеяло на себя и возьмут инициативу. Сначала нужно объединяться с численно близкими вам хакасами и родственными шорцами, а затем уже можно и с тувинцами. С якутами тоже на первом этапе нереально, мы находимся слишком далеко. Постоянных стабильных контактов между нами мало будет.

Некоторые вопросы и опасения у алтайцев вызывают хакасы:

  • Говорят, что у хакасов пассионарность низкая. Пассионарность – избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников [3].

Однако существенное ограничение и препятствие на объединение выявляется на религиозной основе:

  • Сейчас время заставляет родственным народам по культуре помогать друг другу. Например, Турция и Азербайджан, языковая политика направлена на консолидацию народов, все новые термины азербайджанцы берут у турков. Буряты и монголы, в Улан-Баторе работает Бурятский университет и т.д. У нас нет других друзей, кроме братьев, живущих в РФ. Другие тюрки стали мусульманами, и религиозный фактор стоит на первом месте. Нам надо попытаться консолидироваться хотя бы с шорцами, телеутами, тоффаларами, хакасами и тувинцами.
  • С тюркизмом надо повременить, мы находимся на стыке тюрко-монгольского мира, у нас есть как и тюркская, так и монгольская культура. В тывинском языке 30% монголизмов, в якутском 40%, сколько монголизмов в алтайском никто не исследовал, алтайцы, знающие монгольский, говорят очень много (кумыс, курултай, улус, аймак и т.д.). У других тюркских народов религиозный фактор вышел вперед, и в язык стали проникать арабизмы, а в культуру элементы обрядности, одежда, праздники, имена и фамилия.
  • Толенгеты, проживающие в Казахстане и России идентифицируют себя как толенгеты, мусульмане, казахами считают себя, потому что живут в Казахстане, также как мы Россияне.

 

 

Серьезные рассуждения разворачиваются по вопросу территории потенциально объединенных народов:

  • Нам и современной территории хватит с достатком, Республика Алтай больше Израиля в 4 раза, больше Татарстана, больше любой кавказской республики в составе РФ, больше Армении, территория сопоставима с территорией Южной Кореи, где проживает свыше 50 млн. людей.
  • После распада СССР делегация телеутов приезжала в Республику Алтай с просьбой, чтобы мы выделили им земли для переселения в Республику Алтай, но правительство Республики Алтай не предоставило такой возможности, однако мы чувствуем связь, потому что мы один народ.

Высказываются мнения о родстве и близости монгольских народов:

  • Западная Монголия нам близка, что отражается даже в специфике петроглифов, и там живут народы ойраты, а не халхи-монголы. Так что сначала нужно разобраться в своей истории, национальным составом соответствующих территорий.

Большинство алтайцев осознает

, что в современных условиях объединение народов невозможно:

  • Относительно объединения народов скажу, что в этом есть определенный смысл, однако сейчас это нереализуемо, т.к. для объединения должно произойти объединение культур, необходимо, чтобы оба народа имели возможность прямого общения.

 

  • Говорить о каких-то государственных объединениях на данном этапе сложно. На это не пойдут ни представители других народов, ни федеральные власти. Хотя со стороны шорцев и хакасов, возможно, и есть подвижки, но как далеко они действительно готовы зайти, большой вопрос. И самое главное, о каких объединениях может идти речь, если мы между собой о самоназвании договориться не можем.
  • Каким образом объединиться? Ведь это не так легко... Нужно согласие большинства из обоих представителей, и потом тогда ведь международным будет русский язык, а насчет названия, раз уж возвращаемся к прошлому, то думаю, вернее будет теле. А вообще идея очень актуальна, и я поддерживаю.

Среди основных проблем и трудностей своего этнического существования алтайцы называют отсутствие уважения друг к другу, политические сложности, отсутствие толерантности, алкоголизм, лень и др:

 

 

  • Давайте хотя бы начнем с себя, с изучения своей истории, культуры, и, как не прискорбно, языка, это что касается семьи и школы. В процессе получения высшего образования, особенно в других городах, уже приступать к знакомству с другими народами. Нужно научиться хотя бы элементарно уважать себя и других, по-настоящему, а не спорить бесконечно, чей сöк «рулит», чей народ древнее и прочее.
  • Самый злой внешний наш враг эта Москва. Для них Сибирь уже не Россия!
  • Злейший враг – это слепое копирование западной «культуры», насаждаемое извне, чтобы расшатать Россию и разделить на мелкие части.
  • Самым опасным считаю наше внутренние пороки – алкоголизм, равнодушие к окружающим, к природе, лень, отсутствие сострадания к своим соседям, мания величия.

В связи с этим показательны рассуждения алтайцев о более благополучном положении многочисленных народов России, в частности, якутов, бурят:

  • Самые крутые ребята – это якуты и буряты – их сотни тысяч, сила! Я знаю, что среди них больше образованных ребят, чем среди тувинцев и алтайцев.
  • Насчет количества бурят и якутов, то их много и, естественно, у них больше образованных людей, но я считаю, что в количественном соотношении наших ребят тоже немало в вузах учится. Это у нас менталитет такой, потому что кроме образованности нам рассчитывать не на что, у нас нет ни алмазов, ни золота, ни нефти, ни газа. Наша сила только в знаниях, прилежности к учебе и добросовестном отношении к работе.
  • Наша беда в том, что нас очень мало, если всех алтайцев собрать в одно место, то нас будет всего лишь один стадион. Если так дальше пойдет, то к концу 21 века нас будет около 100 тыс. человек, а якутов, например, станет около миллиона, так как у них проводиться политика многодетности, например, каждое лето проводят «ысыах невест», по-нашему это будет называться как бойдон-дордын эл-ойыны или той-jыргалы. Суть таких «ысыах-невест» заключается в том, чтобы встречались побольше холостых людей, в том числе и среднего возраста. Многодетным семьям оказывается поддержка от республики.
  •  
  • А почему именно хакасы, а не тывалар или шорлор? Не означает ли это что между тувинцами и алтайцами пробежала кошка? Хотя мы по вере ближе и некоторое время были в составе Ойротского государства, почему не с якутами. Не сочтите, что я занимаюсь панякутизмом, но большую часть жизни живу здесь, якутов больше – это факт, даже если все тюркские народы собрать, алтайцев (куманды, телеут, теленгит, туба, шор и т.д.), хакасов и тывалар, то не дотянем до количества якутов, нас будет примерно 360 тыс. человек, а якутов около 400 тыс. да и уровень пассионарности у них очень высок. У них есть олимпийские чемпионы, продвигают по всему миру свои национальные спортивные игры, например, хапсагай (алт. капшагай – быстрый, сноровистый), перетягивание палки – масрестлинг, да и православие давно уже перемололи, и получился у них синкретизм (смещение веры или религий), хотя в последнее время возрождается своя национальная религия Урун Айыы (белая вера).
  •  
  • Сам автор много раз отмечал, что в Якутии мирно сосуществуют православие и язычество, на некоторых перевалах стоят православные кресты, на них развешаны салама (jалама), вместе стоят и якутская коновязь-символ гостеприимства и дружбы народов, и животворящий крест, и никто не вырубает их. Как это объяснить? Коновязи с навершием в форме креста и крест, увешанный ритуальными лентами салама. Тут даже во время поста разрешается есть рыбу, иначе нельзя – сразу протянешь ноги. В Якутии празднуется христианский ысыах. Ысыах на алтайский язык переводиться как ыйык, ыйыктаганы (священное действо). Очень трудно представить на Алтае христианский эл-ойын, где кормят и угощают огонь, потом все хороводят круговой танец осуохай и играют национальные игры. Здесь от всего берется лучшее и переделывается на свой лад.

 

 

 

Итак, в современном сознании алтайцев, как показал опрос 2013-2014 гг., укрепилась мысль об объединении с малочисленными тюркоязычными народами Сибири. Объединение с более крупными народами вызывает опасение в связи с ассимиляцией. Показательна критика алтайцев в адрес собственных недостатков и инерции. Называются идеалы прошлого и современного благополучного положения других народов, к которым стремятся алтайцы.

 

Литература

  1. Голикова Т.А. Алтайско-русский ассоциативный словарь (Алтай-орус ассоциативный сöзлик). – М.: Изд-во ОЛСИБ, 2004. – 380 с.
  2. Голикова Т.А. Зайсан и зайсанат: история изучения терминов и общественно-политического явления // National cultures in social space and time: materials of the II international scientific conference on March 10–11, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – S. 67–73.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: Кристалл, 2001. – 642 с.
  4. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. / Пер. Козина С.А. Т. 1. – М.–Л., 1941. – 611 с.
  5. Уманский А.П. Телеуты и их соседи в XVII – первой четверти XVIII в. – Барнаул: АГУ, 1995. – Ч. 1. – 222 с.

 

 

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz