ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Пятница, 19.04.2024, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Функциональная фонетикаРегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Функциональная фонетика и интонация

 

1. Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, силой, тембром и длительностью. Высота звука зависит от количества колебаний голосовых связок, выражаемого в герцах в сек.: чем больше герц в сек., тем выше звук. Сила звука, или интенсивность, зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Сила звука измеряется в децибелах. Тембр звука зависит от совокупности основного тона и обертонов. Длительность звука зависит от количества времени, расходуемого на произнесение звука. Длительность звука связана с темпом речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука.

Артикуляторная характеристика звуков основана на различиях в движении органов речи .

Как акустические, так и артикуляторные характеристики основываются на результатах, полученных с помощью экспериментальнофонетических методов.

Среди экспериментальнофонетических методов выделяются акустические и соматические. К акустическим методам, с помощью которых изучаются различные акустические свойства звуков, относятся, например, спектрографический и осциллографический. К соматическим методам, в основе которых лежит регистрация движений органов речи, относится, например, рентгенографический [2].

2.Фонетическая система, как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал ФреСоссюр.  . Все в языке и в речи подчинено одной задаче: служить средством передачи информации. Поэтому и функция звуков речи - минимальных единиц фонетики - заключается в том, чтобы создавать речь, формировать слова, различать слова, создавать ритм  (ударение) и формировать интонацию , с помощью которой различаются целые предложения (высказывания). Именно эта способность звуков речи - быть носителем информации (т.е. создавать языковые единицы и различать эти единицы) - лежит в основе любой системы описания звуков для каждого языка (его фонетической и фонологической   . На основании того, как, какие параметры звуков с точки зрения их артикуляции  участвуют в различении языковых единиц, каждый звук языка может быть представлен своим набором (комплексом) артикуляторных характеристик. Несмотря на бесконечное разнообразие языков, которые функционируют в человеческом обществе и многообразие звучания речи на этих языках, в фонетической системе любого из них используются несколько базовых артикуляторных противопоставлений (такие общие для всех языков мира свойства называются языковыми универсалиями, а именно:

способ артикуляции: наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи

именно способ артикуляции отделяет класс согласных или консонантных звуков,   от гласных или вокальных звуков;

степень участия в производстве звуков голоса (тона )  - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;

место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;

образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков . [5]

[5] :система русских гласных звуков- вокализм ,

Отнесение гласного звука к тому или иному ряду также зависит от местонахождения в полости рта основной массы языка, но в горизонтальном направлении. При произнесении звуков [о] и [у] основная масса языка сконцентрирована в задней части ротовой полости, поэтому они называются гласными заднего ряда. При произнесении звуков[ и] и [е] язык выдвинут вперед - это гласные переднего ряда. При произнесении звуков [а] и [ы] основная масса языка занимает среднее положение - это гласные среднего ряда.

Кроме гласных звуков, которые находятся в ударном слоге (под ударением), в руском языке есть особые звуки, которые встречаются только в безударной позиции. Безударный гласный [ъ]- гласный звук среднего подъема и среднего ряда, безударный [ь] - гласный звук переднего подъема и среднего ряда.

Те минимальные пары, в которых один из гласных звуков лабиализованный, отличаются еще и этим признаком. Обратите внимание, что слова с гласными и и ы отличаются также мягкостью и твердостью предшествующего согласного, поскольку в русском языке звук [ы] в слоге с согласным звуком возможен только после твердого согласного.

Различительный признак ряда гласных звуков образует в русском языке один из основных параметров их классификации .

Слышимые нами различия в русских гласных звуках очень тесно связаны с формой ротовой полости (она выступает как самый большой и потому существенно влияющий на качество звука резонатор . Изменять форму ротовой полости можно с помощью языка, который выгибается и поднимается вверх или вниз, продвигается вперед, к зубам, или назад, к глотке. При выходе потока воздуха наружу играет роль и форма отверстия, образуемого губами. Поэтому основные классификационные принципы для гласных звуков связаны с разделением полости рта на переднюю, среднюю и заднюю части по вертикали и верхнюю, среднюю и нижнюю части по горизонтали, и концентрацией основной массы языка в той или иной области. Деление по вертикали соответствует ряду образования гласного звука, деление по горизонтали - подъему гласного. В зависимости от этих движений гласные звуки бывают разного подъема  - нижнего, среднего и верхнего (при движении языка вверх или вниз), ряда - переднего, среднего и заднего (при движениях языка вперед или назад), а также лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Губная артикуляция (лабиализованность - от лат. labri губы) в русском языке значима только для гласных заднего ряда (относятся [о], [у]) все остальные русские гласные независимо от окружения считаются нелабиализованными звуками. Все эти отличия позволяют гласным звукам выполнять смыслоразличительную функцию.

Cлова:  в транскрипционной  записи       

мал мол мул мыл,             [мал], [мол], [мул], [мыл]               

дам дом дум дым              [дам], [дом], [дум], [дым]               

без бис [б'ес], [б'ис]         

на слух воспринимаются как разные слова именно благодаря гласным звукам, меняющим свою артикуляцию от гласного самого низкого подъема среднего ряда[ а] к гласному заднего подъема среднего ряда лабиализованному [о], затем к гласному верхнего подъема заднего ряда также лабиализованному [у] и, наконец, к нелабилизованному гласному верхнего подъема и опять среднего ряда [ы]. При движении языка вперед образуются гласные переднего ряда: верхнего подъема [и] и среднего подъема [е].

В русском языке свойства гласных звуков, которые отличают их друг от друга, наиболее полно проявляются в позиции под ударением. Особенно отчетливо это слышно в односложных словах, где только гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию, если согласные звуки совпали.

У нас шесть основных, ударных, гласных звуков: [а] [о] [у] [е] [и] [ы]. Каждый такой звук может быть единственным различителем слов, в которых все остальные гласные и согласные звуки одинаковы.

 

Система согласных звуков- консонантизм ,

               Cогласные звуки - это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи в полости рта или при ее выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия возникает шум, отличающий согласный звук от гласного, который формируется только с помощью тона . Одни согласные звуки образуют только шум (эти согласные называются глухими , в образовании других наряду с шумом участвует и тон (это - звонкие  согласные). Кроме этого в образовании как глухих, так и звонких может быть использовано кратковременное прекращение звучания - смычка  артикуляторных органов, перекрывающая поток воздуха, которая на слух воспринимается как пауза.

Воспринимаемые нами различия согласных звуков русской речи связаны с особенностями их образования. В основе описания особенностей образования согласных звуков русского языка лежат три принципа:

1) способ производства звука (способ артикуляции),

2) место образования звука в речевом тракте (место артикуляции),

3) участие/неучастие в образовании согласного звука голосового источника (тоновая составляющая).

Кроме этого, произнесение некоторых согласных звуков в русском языке может сопровождаться дополнительной артикуляцией, которая выражается в подъеме  средней части языка к твердому небу. Такая дополнительная артикуляция отличает в русском языке мягкие согласные и называется палатализацией (от лат. palatum нёбо). К дополнительной артикуляции относится и включение в процесс производства согласного звука дополнительной резонирующей емкости - носового резонатора  (полостей носа). Эта артикуляция в русском языке отличает носовые согласные и обеспечивается тем, что в процессе производства звука опускается небная занавеска и поток воздуха из гортани свободно проходит через нос, что придает звучанию особый оттенок. Такая артикуляция называется назализацией (от лат. nasalis носовой).

Всего в русском языке 37 согласных звуков: в [б] , в [б'] , в [в] , в [в'] , в [г] , в [г'] , в[ д] , в [д'] , в [з] , в [з'] , в [ж] , в [ж':] , в [л] , в [л'] , в [м] , в [м'] , в [н] , в [н'] , в [р] , в [р'] , в [j] , в [п] , в [п'] , в [ф] , в [ф'] , в [к] , в [к'] , в [т] , в [т'] , в [с] , в [с'] , в [х] , в [х'] , в [ц] , в [ч'] , в [ш] , в [ш':] . Букв же, обозначающих на письме согласные, всего 20, так как звук, отличающийся только твердостью/мягкостью , обозначает одна и та же буква . Мягкость согласного обозначается на письме другими способами, определяемыми правилами русской орфографии .

Дополнительная носовая артикуляция (назализация ) выделяет среди всех согласных звуков в [м]  в [н] .

Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют пары, например пары по звонкости/глухости  (как в [п] - в [б] и так далее), пары по твердости/мягкости (как в [б]  - в [б'] и так далее).

Все эти принципы определяют классификацию  согласных звуков русского языка.

        Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на пути прохождения воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата используются возможности его подвижных органов -языка  и губ . Они называются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные.

Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа , или верхние зубы , или какая-нибудь часть нёба  (задняя, средняя, передняя). По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные. Поэтому, определяя место образования преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п]  - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], п['] , [б] , [б'] , [м] , [м'] , [ф] , [ф'] , [в] , [в']  и язычные [т] , [т'] , [с] , [с'] , [з] ,[ з'] , [ц] , [л] , [л'] , [н] , [н'] , [ш] , [ш':]  [ж] , [ж':] , [р] , [р'] , [j] , [к] , [к'] , [г] , [г'] , [х] , [х'] . Эти отличия активно используются  в русском языке для смыслоразличения.

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т] , [т'] , [с] , [с'] , [з] , [з'] , [ц] , [л] , [л'] , [н] , [н'] , язычный, среднеязычный - [j]  и язычные, заднеязычные -[к] , [к'] , [г] , [г'] , [х] , [х'] . Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п] , [п'] , [б] ,[ б'] ,[ м] , [м'] ;

губно-зубные звуки [ф] , [ф'] , [в] ,[ в'] ;

язычные, переднеязычные, зубные звуки [т] , [т'] ,[ с] , [с'] , [з] , [з'] , [ц] , [л] , [л'] ,[ н] ,[' н] ;

язычные, переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш] , [ш':]  [ж] , [ж':] , [р] , [р'] , [ч'] ;

язычный, среднеязычный, среднёнебный звук[j] ;

язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к] , [к'] , [г] , [г'] , [х] , [х'] .

Классификация русских согласных звуков по месту образования может быть представлена

в графическом виде [5].

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики звуков совпадают. Например, звуки [с] и [х]  твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненебный. Или звуки [с]  и [ш]  твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, переднеязычный, нёбно-зубной. Благодаря тому, что при их производстве воздух преодолевает препятствия, образованные различными органами артикуляции в разных местах артикуляторного тракта, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые, например, слова хам  и сам .

Эти отличия активно используются  в русском языке для смыслоразличения [5].

3.Особенности русской артикуляционной базы.

Артикуляционную базу как систему движений характери-зуют: совокупность звуков, образующих фонологическую сис-тему языка; сосредоточенность звуков в определённых зонах артикуляции; способность речевого аппарата переключаться с одного типа артикуляции на другой. Практически существенно отметить следующие особенности русской артикуляционной базы в области звуков и слова.

Согласные. Русские согласные сосредоточены в трёх зонах артикуляции: губной, переднеязычной и заднеязычной.При этом большая часть согласных сосредоточена в передней части ротовой полости: [т-т']; [д-д']; [с-с']; [з-з']; [н-н']; [р-р']; [л-л']; [ч']; [ц]; [ш':];-ценить,учиться, течение, чтение, сидеть, садиться, читать, чаща и т. д.

В связи с вышеизложенным понятно, почему в русском речевом аппарате так чётко дифференцирована работа кон-чика языка. Практически важно различать четыре положе-

ния кончика языка:кончик языка у нижних зубов: [т-т'], [д-д'], [с-с'], [з-з'], [л-л'], [н-н'1, [ц];

кончик языка приподнят над зубами: [ш':] заг^йта, прошение.

кончик языка поднят выше: [ш] защита, прошение;-

и, наконец, в момент образования смычки при [ч'] кончик языка прижат к альвеолам верхних зубов. Это важно

учитывать при различении [ч'-ц].

Особенностью русской артикуляционной базы является способность речевого аппарата легко переключаться с задне-язычных артикуляций на переднеязычные и наоборот. При этом существенных сдвигов в артикуляции не происходит.

Так, в словах: ткани, нитка, книга, техника твёрдые задне-язычные остаются в своей зоне артикуляции.

Все твёрдые .согласные имеют ы-образную окраску, так как язык оттянут назад. Утрированно: как [к^к].

В русском языке сущность противопоставления согласных по твёрдости - мягкости хорошо выражают сочетания

типа та-тя-тья. При этом важно отметить, что в речевом аппарате хорошо развита способность переключаться с ар-

тикуляции мягких согласных на твёрдые и наоборот: выписывать, пыль, техника, льстить-лысый-лисий.

И, наконец, в русском речевом аппарате развита способ-ность переключаться с артикуляции звонких согласных в

соседстве с гласными на артикуляцию глухих и наоборот:собака, злословить, из Москвы.

Гласные и ритмика слова. Все русские гласные после мягких согласных продвигаются вперёд и приобретают и-об-

разную окраску. В безударных слогах гласные произносятся более кратко и вяло. Чем дальше от ударения, тем ярче

проявляются эти особенности-

Безударные гласные имеют большое количество сосуществующих вариантов произношения.

Особенность русской ритмики слова составляет большой контраст ударных и безударных гласных по напряжённости

и длительности артикуляции.

Почти все перечисленные особенности артикуляционной базы обусловлены системой русского языка и не всегда

сопоставимы с другими языками. Следующие же движения характерны для речевого аппарата разных языков и легко

сопоставимы по степени выраженности: раствор ротовой полости, движение основания языка вперёд или назад, сила

и продолжительность воздушной струи, общая энергия произношения гласных и согласных, активность отдельных органов речи. [3].

4.Фонетическая транскрипция - особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей ее звучания. Знаком того, что читатель имеет дело с транскрипционной записью звучащей речи, служат квадратные скобки: [ ].

Русское письмо устроено так, что в нем одна буква может передавать два звука (ёж ) или, наоборот, две буквы - один звук (грузчик ). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак: [jош], [гр`уш':ьк].

В письменной речи после мягких согласных звуков    вместо а, о, у, э пишутся буквы я, ё, ю и е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой ь, называемой "мягкий знак" (ять). В транскрипции мягкость согласного всегда обозначается одинаково - знаком апострофа рядом с мягким согласным: [м'ат']. Мягкость непарных мягких согласных [ч'] и [ш':] также всегда обозначается в транскрипции. Исключением является только обозначение в транскрипционной записи палатального  (и поэтому по определению мягкого) согласного [j] - при нем не принято ставить апостроф.

В графике  буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии ), часто не передает тот звук, который произносится в слове (боковой,  ёж ). Для транскрипционного знака существует только одно правило - как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учетом его отличия от всех других звуков: [бъкав`оj], [jош].

На письме не существует специального обозначения и для безударных гласных звуков   . В словах карандаш , багаж , вблизи, например, пишутся одинаковые буквы для обозначения гласных как ударных, так и безударных, хотя звуки произносятся по-разному: в безударных слогах слабее и короче, а также в некоторых случаях и совсем по-другому, чем в ударном. В транскрипции необходимо подчеркнуть эту разницу или разными обозначениями и знаком ударения ([къранд`аш]), или только знаком ударения и отсутствием такового, так как безударные [а] и [и] в двусложных словах не претерпели качественныхизменений, [вбл'из'`и]. Если в письменной графике знак ударения ставится лишь в специальных изданиях (в словарях, учебниках для иностранцев, детской литературе), то в транскрипции ударение отмечается обязательно, когда в слове больше, чем один, слог. Звуки, претерпевшие количественную редукцию, могут обозначаться теми же знаками, что и ударные звуки, но без знака ударения, однако для обозначения редуцированных гласных, потерявших вследствие этого свое особое качество, используются не только знаки, принятые для обозначения остальных гласных, но и некоторые специальные знаки: [ъ] (ер) и [ь] (ерь). Они лишь зрительно совпадают с буквами, которые в графике вообще не обозначают звуков, но имеют другие функции. На письме долгота тех согласных звуков, которые в русском языке бывают только долгими, обозначается специальным образом: один из двух шумных согласных, которые всегда являются мягкими и долгими, обозначается буквой щ (звук [ш':]), второй звук, [ж':], не имеет специальной буквы для своего обозначения. Долгие звуки, образующиеся в русском языке при стечении двух одинаковых согласных, обозначаются двумя одинаковыми буквами (касса ; однако явление, при котором стечение двух разных согласных дает один долгий звук (счет), никак не отражается на письме. В транскрипции длительность согласных звуков обозначается единообразно: как правило, двоеточием справа от звука ([ж':], [ш':], [к`ас:а]). В учебниках можно встретить иное обозначение долготы звука: горизонтальную черту над соответствующим транскрипционным знаком или два одинаковых знака ([к`ас:а]).

Наконец, понятие "слово" в письменной графике и в транскрипции - это не одно и то же. В письменной графике оно - самостоятельная или служебная часть речи (предлог в - тоже слово и пишется отдельно), в транскрипции - это фонетическое слово, то есть некоторое состоящее из последовательности слогов единое целое с одним организующим центром - ударным слогом. Таким образом, предлоги, частицы, союзы, произносящиеся слитно с другими словами, в транскрипции пишутся также слитно и с обозначением всех изменений, которые произошли со звуками, их составляющими: в школу [фшк`олу], с ним [с'н'`им], спросила б [спрас'`илъп], за рекой [зър'ик`оj], под гору [п`одгъру].

Степень подробности транскрипционной записи речи зависит от того, что она должна зафиксировать: все особенности звучания, включая индивидуальные и обусловленные       ситуацией порождения речи (эмоциональные и до.), или особенности фонетической системы языка [5].

5.Интонация.

При помощи интонации  высказыванию могут придаваться различные эмоциональные оттенки, т. е. в интонации заключена эмоция , которая всегда отражает состояние говорящего или его желание определенным образом воздействовать на слушающего.Эмоциональность высказывания зависит от конситуации (фактора экстралингвистического), создающей у говорящего или слушающего определенный эмоциональный настрой.
В каждом акте коммуникации, помимо денотативного аспекта - отражения того, о чем идет речь, присутствует аспект коннотативный - отношение говорящего к содержанию своего высказывания, который соотнесен как с категорией модальности , так и с эмоциями. Эмоции следует рассматривать в соотношении с коммуникативно-модальными разновидностями того или иного типа высказывания, а следовательно, и интонацию выражения эмоций надо рассматривать в связи с интонацией оформления коммуникативно-модальных типов высказываний. Внутри одного коммуникативного типа или вида можно выделить высказывания, различающиеся по степени эмоциональной интенсивности. Так, вопросы предположительной модальности с частицами разве и неужели противопоставляются друг другу по признаку интенсивности (неужели) и неинтенсивности эмоций (разве).
Одним из основных фонетических средств выражения эмоций является тембр голоса. Именно тембром можно передать разные оттенки значения, нюансы. Например, несколько способов сказать „нет": с радостью в голосе, со злостью, с благодарностью...".
Существенной является также взаимосвязь и взаимозависимость между эмоционально окрашенной речью и синтаксисом, в частности, порядком слов. Эмоциональная интонация в определенной степени коррелирует со словорасположением в высказывании, с его смысловым( актуальным )членением .
Интонация служит средством выражения не только смысловых, но и эмоциональных  значений высказываний.[5]

6.Русская интонация

В русском языке есть пять основных типов интонационных конструкций, которые мы будем называть ИК-1, ИК-2, ИК-З, ИК-4, ИК-5. Эти интонационные конструкции служат важнейшим средством различения смысла звучащих предложений:

                 1       2                                  3               4              5

Наташа поёт. Как поет Наташа? Наташа поёт? А Антон? Как поёт Наташа!

...

Для всех типов интонационных конструкций характерно следующее.

1. В интонационной конструкции, как и в слове,можно выделить предударную, ударную и заударную части. Ударная часть состоит из одного слога и является центром интонационной конструкции. Предударная и заударная части могут состоять из одного слога или даже нескольких слов, которые произносятся слитно:

 

2. Центр интонационной конструкции может передвигаться. В одних случаях передвижение центра изменяет смысл предложения, в других случаях - лишь уточняет.

3. У каждого говорящего есть свой средний тон, который складывается из незначительных повышений и понижений. Их нельзя смешивать со значимыми изменениями тона, которые обычно ярко выражены и происходят на ударной части. Такие движения тона вверх или вниз от средней линии являются главными различительными признаками интонационных конструкций.

4. В пределах каждого типа ИК возможны вариации по тону, темпу речи, степени фонетической самостоятельности отдельных слов. [3].

3. О постановке произношения [1].

Фонемы м-м'

Согласные м-м' противопоставлены в русском языке как твёрдые и мягкие фонемы.

При произношении м язык,так же как и при произношении других губных,свободно лежит в ротовой полости.Губы образуют смычку.Нёбная занавеска опускается,открывая воздушной струе доступ в носовую полость.Вследствие выхода воздушной струи через нос,шум от раскрытия губной смычки

незначителен,что определяет сонорность м .На конце слова м может произноситься и без взрыва.

Звонкий сонорный м является непарным по глухости-звонкости (на конце слова после глухих согласных

наряду со звонкими отмечается и глухой носовой:ритм.При произношении м' поднимается к твёрдому

нёбу средняя часть языка,но при этом не образуется смычки с нёбом.Фонологическими признаками

м-м' являются:1)опущенная нёбная занавеска;2)губная смычка;3)поднятие средней части языка (для м').

     Основные трудности постановки произношения м-м' связаны с противипоставлением этих согласных по твёрдости-мягкости ...

     В отдельных случаях нерусский оттенок согласного м возникает в результате усиления носового

резонанса и излишней напряжённости задней части языка и глотки.Трудно сказать,является ли такое отклонение принадлежностью представителей каких-либо определённых языков.Описанное отклонение нередко возникает в сочетании с гласным ы в результате чрезмерного оттягивания языка назад в

момент выработки артикуляции гласного.Для устранения описанного отклонения можно плотнее сомкнуть

и разомкнуть губы.

 

Материал для упражнений.

а)с гласными:

[ма-м'а]              мал-мял;мать-мять;карман-семян;

[мо-м'о-м'е]       мол-мёл;намок-намёк;метр;комета;заметный;

[мы-м'и]             мыло-мило;мыс-миссия;у кормы-корми;

[му-м'у]               музей-Мюссе

б) в конце слова:   сам,нам,с ним заём,приём,затем,реализм,эгоизм,туризм,демократизм,дом,ритм,шум,дым

в) с согласными

[мб-бм]                    пломба-обморок,клумба-обмыть,обман

[мв-вм]                   там ветер-в меру,нам вести-вместе

[мг-гм,мд-дм]         мгла-итог мой,нам дай-надменный

[мж-жм,мз-зм]       нам жарко-жму,вам звоноли-изменили,измазать

[мк-км]                    сумка-к музыке,съёмка-в Москве

[мл-лм]                   младший-алмаз

[мн-нм]                   комната-сын мал,много,мнение

[мп-пм,мр-рм]       сам пишу-суп молочный,мрамор-карман

[мс-см,мт-тм]        комсомол-смотр,сам техник-отмена

[мф-фм,мх-хм]     симфония-рифмы,лохматый-сам хитрый

[мц-цм,мч'-ч'м]     немцы-лоцман,мчался-мичман

[мш-шм,мш':-ш':м]  дам шарф-кошмар,мщение-плащ мой   [1].

 

 

Список использованной литературы.

1.Е.А.Брызгуновa ,Практическая фонетика и интонация русского языка,изд.МГУ,1963г.

2.Руская грамматика.Академия наук СССР,Институт Русского языка.

    (http://www.rusgram.narod.ru/1-32.html#23).

3.Е.А.Брызгунова.Звуки и интонация (методические материалы ОДО фил.факультета)

4..Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе// авт. Дергачева Г.И., Кузина О.С., Малашенко Н.М. и др. 3-е изд., М., 1989

5..Интернет-учебник по фонетике русского языка.

Кедрова Г.Е. Потапова В.В.Егоров А.М.Омельянова Е.Б.(http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/index1.htm)

 

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz