Воскресенье, 16.06.2019, 23:31
ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS


ПОИСК ПО САЙТУ
МЕНЮ САЙТА
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

СТАТИСТИКА
Форма входа
 ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО КУРСУ

 

Голикова Т.А. Введение в языкознание. - М.: РосНОУ, 2015.

Реформатский А.А. Введение в языковедение.pdf

Маслов Ю.С. Введение в языкознание.pdf

 
 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,  СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ

 

Раздел 1. Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания и его место в системе наук

Тема 1. Язык как предмет языкознания.

Языкознание как гуманитарная дисциплина. Место языкознания к системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и т.д.).

Общее и частное языкознание. Фундаментальное и прикладное языкознание. Внутренняя и внешняя лингвистика. Синхроническое и диахроническое языкознание.

Тема 2. Прикладные задачи языкознания.

Общая характеристика основных лингвистических дисциплин. Связь науки и практики. Язык и перевод. Курс «Введение в языкознание» как база общей филологической подготовки специалиста-переводчика.

 

Раздел 2. Язык и общество. Понятие национального языка.

Тема 1. Язык как общественное явление. Понятие языковой ситуации.

Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка как его сущностные характеристики. Различные классификации функций языка.

Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в стране изучаемого языка.

Виды билингвизма. Сознательное воздействие общества на функционирование, развитие и взаимообогащение языков. Понятие языковой политики. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Многонациональное государство и проблема второго языка. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения. Опыт языкового строительства: США, Европейские государства, Россия.

Тема 2. Особенности развития языка в различные исторические эпохи.

Социальные общности и типы языков. Родоплеменные диалекты эпохи первобытнообщинного строя. Появление койне как предпосылка формирования литературного языка. Койне обиходно-разговорное, фольклорно-поэтическое, деловое. Возникновение донациональных литературно-письменных языков. Узость социальной базы и функциональная ограниченность как основные характеристики литературных языков донационального периода. Средневековое двуязычие. Становление национальных литературных языков, их основные характеристики. Роль переводов в развитии национальных литературных языков. Проблемы нормализации литературных языков. Тенденция к демократизации литературных языков. Тенденция к интеграции, интернационализации, интеллектуализации литературных языков в эпоху НТР.

Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Интерлингвистика как наука о международных языках. Проблема искусственных языков межнационального общения.

 

Раздел 3. Социально обусловленная дифференциация языка. Литературный язык и норма.

Тема 1. Литературный язык как высшая форма существования языка.

Соотношение понятий литературный язык и язык художественной литературы. Понятие и соотношение языковой и литературной нормы. Наличие нормы у диалекта, просторечия и т.п. Аксиологический (оценочный) характер литературной нормы. Стилистическое варьирование литературного языка. Проблемы изучения стилистического варьирования языка: различные типологии стилей литературного языка. Высокий (книжный, официальный), средний (нейтральный) и низкий (разговорный) стили. Стили: исторический, функциональный, жанровый, личный, отдельного произведения.

Тема 2. Вопросы единства и варьирования языка.

Общенациональный язык как система всех форм существования языка.

Типы социального варьирования языка и речи: стратификационное и ситуативное. Стратификационное варьирование языка: литературный язык и внелитературные разновидности языка. Диалект, жаргон, просторечие, арго, профессиональный язык. Понятие социальных ролей. Ситуативное варьирование речи в зависимости от социальной роли говорящего.

Понятие национально-территориального варианта языка. Национально-территориальное варьирование изучаемого языка.

Учет социальных, территориальных и стилистических характеристик языковых единиц при переводе.

Тема 3. Проблемы языковой нормы.

Большая избирательность, обязательность, осознанность литературной нормы по сравнению с языковой нормой. Понятие кодификации литературной нормы.

Основные, функциональные стили: официальный (деловой), научный, публицистический, художественный, разговорный. Дискуссии о статусе художественного и разговорного стилей. Изучение разговорной формы литературного языка в современной лингвистике. Фонетические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи.

 

Раздел 4. Язык и культура

Тема 1. Проблема соотношения языка и культуры.

Язык как средство отражения, хранения и передачи культуры. Межкультурная коммуникация. Рассмотрение этой проблематики в этнолингвистике, этнопсихолингвистике, лингвострановедении и других разделах языкознания.

Тема 2. Концептуальная и языковая картина мира, их соотношение.

Теории лингвистического детерминизма в истории лингвистики (Гумбольдт, Вайсгербер, Сепир и Уорф) и их критическая оценка. Современная постановка проблемы "Язык и картина мира". Понятие языковой личности. Понятие тезауруса.

Тема 3. Национальное и универсальное в языке и речевом поведении.

Национально-культурная специфика речевого этикета. Отражение особенностей национальной культуры в языке. Понятие безэквивалентной лексики. Реалии и их отражение в языке. Теория лакун. Безэквивалентная лексика и перевод.

Специфика межкультурной вербальной коммуникации. Фоновые знания и лексическое значение слова. Фоновые знания и понимание текста. Учет фоновых знаний при переводе. Национально-культурная специфика коннотаций. Национально-культурная специфика фразеологии и афористики.

 

Раздел 5. Основные гипотезы происхождения языка. Историческое развитие языков

Тема 1. Значение гипотез происхождения языка в истории и теории языкознания.

Основные концепции (гипотезы) о происхождении языка: мифологическое истолкование (Веды, Ветхий завет), философское античное (Платон, Аристотель, Демокрит и эпикурейцы, Витрувий), философское дальневосточное (Лао-Цзы и Конфуций), идеи об установлении имен в эпоху Просвещения (Дежерандо); воззрения Я. Гримма, звукоподражательная теория (Лейбниц, де Бросс), теория общественного договора (Гоббс, Мопертюи, Кондильяк. Руссо, Смит), теория рефлексий (Гердер), язык как деятельность человеческого духа (Гумбольдт), воззрения Ч. Дарвина и А. Шлейхера, ономатопоэтическая теория Штейнталя-Потебни; концепция В. Вундта, новые данные археологии, антропологии, лингвистики, этологии о возникновении языка (основные подходы к проблеме в XX в.).

Тема 2. Историческое развитие языков.

Изменения в языке и эволюция языка. Динамика языковой коммуникации и относительная замкнутость языковой системы. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи. Внешние и внутренние факторы эволюции языка. Системность языковых изменений. Темпы языковых изменений, проблема "катастроф". Проблема прогресса и регресса в языке. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе и звуковой стороне языка.

 

Раздел 6. История и теория письма

Тема 1. Значение письма и письменности в истории общества.

Соотношение письменного и звукового языка. Особенности устной и письменной коммуникации. Понятие графемы. Понятия алфавита, графики и орфографии. Транскрипция и транслитерация. Роль письма в возникновении цивилизации. Предпосылки возникновения письма. Предметное письмо Пиктография. Словесное /идеографическое/ письмо; типы идеограмм /словесные знаки, знаки-детерминативы, фонетические знаки/. Виды фонографического письма: слоговое, консонантное, вокально-консонантное. Использование различных типов письма в языковых культурах мире в древности и на современном этапе.

Тема 2. Графика, орфография и ее основные принципы.

Принципы орфографии в русском языке. Специфические принципы орфографии в изучаемых языках.

 

Раздел 7. Понятие лингвистического знака

Тема 1. Понятие знака и семиотической системы.

Основные культурно-значимые семиотические системы: искусства, меры, ориентиры, сигналы и др. Знаковый характер паралингвистических средств, их роль в коммуникации. Типы знаков: знаки-копии, признаки, сигналы, символы, собственно знаки. Место языка среди других знаковых систем: первичный характер языка по отношению к другим семиотическим системам. Использование языка для наименования и интерпретации других семиотических систем (их частей) и обучению их. Характер значения, передаваемый различными семиотическими системами (универсальный или специальный, глобальный или дискретный); способность различных семиотических систем передавать временные и модельные отношения.

Тема 2. Языковой знак.

Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. Две стороны знака: план выражения и план содержания языкового акта. Знаковый характер слова и морфемы. Дискуссии о знаке. Коммуникативность, социальность, материальность, воспроизводимость, системность знаков.

Дискуссии о произвольности языкового знака. Аргументы в пользу произвольности языкового знака: множественность знаков мира; явления синонимии, омонимии, полисемии; разновременность изменений плана выражения и плана содержания языка в ходе его исторического развития. Теория звукового символизма, ее трактовка в древности и современном языкознании. Современные психолингвистические эксперименты в поддержку теории звукового символизма.

 

Раздел 8. Язык как системно-структурное образование

Тема 1. Понятие системы и структуры.

Язык как система единиц. Дистрибутивный анализ как метод установления языковых единиц и их вариантов. Зависимость характеристик элемента системы от его места в системе. Понятие дифференциальных и интегральных признаков элементов. Установление дифференциальных и интегральных признаков через подбор оппозиций.

Тема 2. Основные типы отношений в языке.

Вариантно-инвариантные отношения. Парадигматические и синтагматические отношения в учении Ф. де Соссюра. Понятие иерархических отношений в языке.

Тема 3. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.

Язык как система взаимосвязанных уровней, межуровневые связи. Основные и промежуточные уровни языка. Проблема системных отношений в синхронии и диахронии.

Системность в лингво- и антропоцентрическом подходах. Особенности системных отношений на различных уровнях языка. Понятие открытой и закрытой системы. Значимость как характеристика элемента языковой системы. Язык как система систем: два понимания этого положения (уровневое и социолингвистическое).

 

Раздел 9. Фонетика и фонология

Тема 1. Предмет и задачи фонетики и фонологии.

Фонетика и фонология как лингвистические дисциплины, изучающие звуковой строй языка; их сходство и различие. Основные разделы фонетики: фонетика описательная, историческая, сравнительно-историческая, сопоставительная, экспериментальная, орфоэпия, социофонетика. Физиологические и акустические характеристики звуков. Понятие просодики. Предмет и задачи фонологии. Фонема как центральное понятие фонологии. Смыслоразличительная функция фонемы. Фонема и звук. Проблема определения фонемы в различных фонологических школах. Использование метода дистрибутивного анализа в фонологии. Понятие фонологической оппозиции. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Системные отношения на фонологическом уровне.

Тема 2. Артикуляционные характеристики звуков.

Органы речи. Классификация гласных. Классификация согласных.

 

Раздел 10. Грамматическая система языка.

Тема 1. Грамматика как наука, изучающая грамматический строй языка.

Предмет и задачи грамматики. Понятие грамматической традиции. Основные грамматические традиции мира: греко-римская, индийская, китайская, арабская. Общее и особенное в развитии грамматических традиций национальных литературных языков Европы.

Тема 2. Основные разделы и понятия морфологии.

Понятие морфемы и морфа. Виды морфем. Морфологические процессы. Понятие грамматического значения, грамматического способа, грамматической формы. Синтетические и аналитические грамматические способы.

Грамматическая форма и грамматическое значение. Понятие грамматической категории. Виды грамматической категории. Части речи как общие грамматические категории. Частные морфологические категории имени и глагола (число, род, падеж, лицо, время, вид, залог, наклонение и др.).

Предложение и словосочетание как синтаксические единицы языка и речи. Коммуникативность, предикативность, модальность как основные характеристики предложения. Члены предложения и типы предложений как синтаксические категории.

Коммуникативный синтаксис. Актуальное членение предложений Понятие нового и данного.

 

Раздел 11. Лексическая система языка

Тема 1. Лексикология как наука о словарном запасе языка.

Основные разделы лексикологии: ономасиология, семасиология, ономастика (антропонимика и топонимика), фразеология, терминология, лексикография, этимология, историческая, сравнительно-историческая, описательная и сопоставительная лексикология.

Слово и фразеологизм как единицы лексикологического описания. Слово в языке и речи. Основные характеристики слова: номинативная функция, цельнооформленность, позиционная самостоятельность.

Тема 2. Понятие лексического значения. Особенности системных отношений в лексике.

Семантический треугольник. Понятие денотата и сигнификата. Компоненты лексического значения слова: концептуальное значение и коннотации. Коннотации как эмоционально-экспрессивно-стилистические оттенки слов. Лексическое значение слова и внутренняя форма слова. Компонентный анализ лексического значения слона; понятие семы.

Парадигматические отношения в лексике: синонимы, антонимы, паронимы, семантические поля и другие парадигматические группировки слов. Синтагматические отношения в лексике: особенности сочетаемости слов.

 

Раздел 12. Классификация языков мира

Тема 1. Основные принципы и виды классификации языков.

Различные принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический, семитологический, ареальный и др. Культурно-историческая, генеалогическая и типологическая классификация языков.

Тема 2. Лингвистическая карта мира. Методы исследования языкового разнообразия.

Сравнительно-историческое языкознание: история и современность. Проблема праязыка. Приемы внешней и внутренней реконструкции. Количественные методы. Лингвистическая палеонтология культуры.

Лингвистическая география и реальная лингвистика, из истории лингвистической географии.

Структурный подход к языку: история, современность и перспективы. Функциональный аспект языковых исследований.

Предмет изучения современной типологии. Характерология. Структурная типология. Типология Э. Сепира. Квантитативная типология. Лингвистические универсалии.

 

 

 

Copyright MyCorp © 2019