Суббота, 22.01.2022, 12:06
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК ПО САЙТУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В российской психологии существует богатая традиция в исследовании профессии, в том числе профессиональных особенностей познавательных процессов и социального восприятия (Бодалев 1983; Кукосян 1979, 1982; Панферов 1974; Чугунова 1983; и др.), общих и частных способностей, предъявляемых или формируемых данной профессией (Теплов 1959, 1961, 1983), мотивов трудовой деятельности и установок на труд (Кокурина 1984; Здравомыслов, Ядов 1966; и др.). Профессиональные и межпрофессиональные стереотипы изучены в меньшей степени. Между тем психологический анализ этих явлений представляется очень важным. Понимание закономерностей формирования профессиональных стереотипов, их содержания, структуры и динамики, их роли и значения в регуляции социального взаимодействия рассматривается в социальной психологии при  решении ряда более общих теоретических и практических вопросов, таких, как, например, проблема удовлетворенности трудом, мобильности и текучести кадров, профориентации и профотбора и т.д.        

Проблема профессиональной корпоративной культуры активно изучалась   уже в 80-90-х годах 20 века в первую очередь для совершенствования подготовки специалистов, актуальность и важность этой темы привело к тому, что она из обычной методической работы превращается в самостоятельную область исследований, где находят место многие науки – педагогика, психология, экономика, социология, управление и т.д.

Существует несколько подходов к определению понятия «профессия». В словаре Ожегова профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. (Ожегов: 557). Это так называемый общий, деятельностный подход. Его развивают в своих трудах психологи (А.А. Леонтьев, М.С. Каган и др.).

Праксиологический взгляд на понятие профессии можно найти в трудах социологов. Еще в 20-е годы нашего столетья С.Г. Струмилин писал, что профессия «есть совокупность приобретенных школьной или внешкольной выучкой специальных трудовых навыков, совмещаемых обычно в одном лице и объединяемых общим названием, например, слесарь, столяр, скрипач» (Струмилин: 12). Этой же точки зрения придерживаются социологи, разрабатывающие проблемы промышленной социологии, среди которых Ю.Л. Неймер, В.Г. Подмарков, И.Н. Сиземская, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др. В целом они понимают профессию как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку. Здесь особо подчеркивается качество практической подготовки к профессиональному труду.

На наш взгляд, профессия – это основной вид трудовой деятельности, для занятия которым человек получает соответствующую подготовку, как правило, эта трудовая деятельность является основным источником доходов, то есть получения материальных благ. И, что очень важно, профессионал является носителем определенной культуры, определенного «образа мира», формируемого в рамках одной профессии. В отличие от национальной и гендерной культур, корпоративная  (профессиональная) формируется в достаточно взрослом возрасте и на первых порах может восприниматься сознательно и даже оцениваться: при получении второго высшего образования или переходе на другое место работы человек, как правило, может четко выделить новые реалии, которые могут восприниматься как отступления от норм.

Наше  обращение  к  анализу межкультурного общения имеет целью получить данные о закономерностях речевого общения в профессиональных  сферах  и на их основе предложить вариативные модели оптимального речевого поведения.  Интерес к данной области как внешний (прагматический), так и внутренний (научный) связан с  все возрастающим вниманием российского общества к коммуникативному аспекту социального взаимодействия, развитием демократии, социально-экономическими изменениями (расширением сферы сервиса,  межкультурным обменом информацией и людьми в обучении, туризме и под.). Когнитивный поворот от бихевиоризма, внимание исследователей к познавательным процессам, использование моделей коммуникативного акта как методологических схем анализа (коммуникативный подход) – все это предполагается учесть при  использовании лингвистических  знаний для построения речевых моделей, обеспечивающих  взаимопонимание  и сотрудничество представителей разных профессий.

Профессиональная культура имеет несколько толкований. В энциклопедическом словаре по культурологии различаются культура профессиональная  (термин применяется в социологии и культурологии для характеристики социально-профессионального качества субъекта труда и представляет собою степень овладения работниками достижениями науки и техники, что представляет собою личностный аспект культуры труда), профессиональная культура (которая характеризует уровень и качество профессиональной подготовки) и профессиональная субкультура (термин, употребляемый в социологии и культурологи; это система общих символов, ценностей, норм и  образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка) (Хоруженко 1997:  239, 402).

А.Н. Быстрова пишет, что «профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе производства… Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства» (Быстрова: 63-64).

И.М. Модель рассматривает культуру профессиональной группы как модификацию общей культуры в условиях трудовой профессиональной деятельности. В его работе говорится, что профессиональная группа складывается на основе:

а) идентичности социально-экономических условий труда;

б) тождества содержания их труда;

в) наличия адекватных по содержанию и объему специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;

г) применение на практике общих приемов и способов этой деятельности.

 Далее автор рассматривает обстоятельства, позволяющие профессиональной группе стать субъектом профессиональной культуры: «Во-первых, являясь порождением взаимодействия общего, частного и единичного разделения труда, она выступает монопольным обладателем качественно особого вида профессиональной деятельности. Во-вторых, только на уровне профессиональной группы можно фиксировать создание возможностей для реализации индивидуальных сущностных сил личности. В-третьих, профессиональная группа способна продуцировать культурные ценности, в той или иной степени отличные от ценностей,  вырабатываемых другими профессиональными группами. В-четвертых, в среде профессиональной группы формируются нормы нравственного поведения ее членов. В-пятых, именно в лоне профессиональной группы происходит формирование и развитие профессионального сознания и самосознания. В-шестых, профессиональная группа является носителем особого, присущего только ей типа и стиля профессионального мышления. В-седьмых, принадлежность индивида к той или иной профессиональной группе накладывает отпечаток на его эстетическое отношение к действительности. Наконец, профессиональная группа может рассматриваться и в качестве носителя такой важной составляющей культуры, как профессиональное мировоззрение. Именно наличие последнего признака завершает социальную консолидацию профессиональной группы как субъекта» (Модель: 23-24).

Очень интересное понимание профессиональной культуры дано в работе Г.М. Кочетова. Профессиональная культура рассматривается им в качестве прикладного понятия, элемента модели личности специалиста с высшим образованием, а признаками, свидетельствующими о наличии профессиональной культуры у специалиста, выступают:

  • знание свойств продукта и запросов потребителя;
  • способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;
  • ответственность за свои действия (Кочетов: 73-77).

Одним из критериев сформированной культуры можно считать возможность выделить ее представителя благодаря наличию характеристик, закрепленных за представителями конкретной группы. Так, многие  исследователи упоминают о закрепившихся культурных стереотипах, которые являются обобщенными представлениями о типичных чертах, характеризующих определенный народ, например, американцы богаты; итальянцы эмоциональны; немцы педантичны; французы романтичны. (Р.Д. Льюис, В.И. Маслова, Т.Н. Персикова и др.). Этот образ отражает наиболее характерные черты представителей культуры и в свою очередь влияет на межкультурные коммуникации, поскольку собеседник знает этот образец и в зависимости от него разрабатывает свою стратегию поведения.

При описании стереотипного образа профессионала, закрепленного в культуре, можно пользоваться следующими методами:

1)                 опросы, в которых наряду с традиционным анкетированием можно выделить глубинное интервью; фокус-группу; выборочный опрос с целью сопоставления мнения групп, выделенных по определенным заранее социобиопсихологическим характеристикам;

2)                 проективные методики, например, свободный ассоциативный эксперимент, в котором название профессии является стимулом; «написание сценария», в котором есть описание профессионалов и их действий;

3)                 направленный анализ современных текстов (публицистические и художественные произведения) и видеопродукции (реклама, телесериалы и фильмы), которые с одной стороны, отражают в той или иной степени уже сложившийся образ представителя профессии, а с другой – влияют на него (например, реклама в последние годы все чаще рисует образ врача как заботливого и знающего, а  учительницы как злой, глупой и нервной).

Е.В. Харченко