Суббота, 22.01.2022, 11:47
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК ПО САЙТУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Об истолковании

 

Гл. 1. 1. Прежде всего нужно определить, что такое имя и что глагол, потом — что такое отрицание и утверждение, суждение и предложение.

2.            Слова,  выраженные звуками, суть символы представлений в душе, а письмена – символы слов.

  1. Подобно тому как письмена не одни и те же у всех людей, так и слова не одни и те же. Но представления, находящиеся в душе, которых непосредственные знаки суть слова, у всех одни и те же, точно также и предметы, отражением которых являются предста­вления, одни и те же. Но об этом говорено в сочинении о душе («О душе», III, § 6), ибо это относится к другой науке.
  2. Подобно тому как мысль иной раз появляется в душе без отно­шения к истине или лжи, другой раз так, что она необходимо должна быть одним из двух, точно также и слова, ибо истина и ложь состоят в соединении и разделении.
  3. Имена же сами по себе и глаголы подобны мысли без соеди­нения или разъединения, например «человек» или «белое», пока ничего не прибавляется; такое слово не ложно и не истинно, хотя и обозначает нечто; ведь слово («олень-козел») тоже обозначает нечто, но оно до тех пор не истинно или ложно, пока не присоединено к нему существование или несуществование, притом безусловное или же временное.

Гл. 2. 1. Имя есть звук с условным значением, без отношения ко времени, отдельная часть которого (звука) ничего не обозначает.

  1. В (имени) Каллипп («красиво-лошадь») «лошадь» само по себе ничего не значит, не так, как в предложении «красивая лошадь». Однако в сложных именах дело обстоит не так, как в простых, ибо в этих ни одна часть не имеет значения, а в тех (каждая часть) имеет желание (значить), но в отдельности все же не имеет значения: так например в слове «лодка-корабль» корабль ничего не означает сам по себе.
  2. От природы нет имен; они получают условное значение, когда становятся символом, ибо ведь и нечленораздельные звуки поясняют   собою нечто, как например у животных, хотя ни один из этих звуков    не есть имя.

«He-человек» не есть имя; нет такого имени, которое могло бы это обозначать, ибо это не есть ни понятие, ни отрицание. Пусть оно называется неопределенным именем, потому что оно применимо к чему угодно, как к существующему, так и к несуществующему.

  1. Филона же или Филону и тому подобные выражения не суть имена, а падежи имени. Понятие же в этом случае остается тем же самым, только что падежи в соединении с глаголом «есть» или «было» или «будет» не содержат истины или лжи, имя же всегда содержит: например выражения «Филона есть» или «Филона не есть» никогда не содержат ни истину, ни ложь.

Гл. 3. 1. Глагол есть слово, которое обозначает еще и время, часть которого в отдельности не имеет значения, и которое служит всегда обозначением для высказываемого об ином.

  1. Итак, я говорю, что глагол обозначает еще и время: например «здоровье» есть имя, а «он здоров» есть глагол, ибо им обозначается присутствие (признака) в нынешнее время.
  2. Далее, глагол служит всегда обозначением чего-либо сказан­ного об ином, например о подлежащем или о том, что в подлежащем.
  3. Напротив того, (выражение) «он нездоров», или «он не болен», я не называю глаголом, хотя и оно (это выражение) соозначает время и всегда относится к чему-либо; для этой разновидности нет названия; назовем его неопределенным глаголом, так как оно может одинаковым образом относиться ко всему, как к существующему, так и к несуществующему.
  4. Подобным же образом «он был здоров» и «он будет здоров» — не суть глаголы, а падежи глагола и отличаются от глагола тем, что глагол обозначает собой нынешнее время, а падежи — время до и после нынешнего.
  5. Если глаголы высказаны сами по себе, то они суть имена и обозначают собой нечто, ибо говорящий останавливает свою мысль, а слушающий удовлетворен; однако они не указывают, существует ли это нечто или нет, ибо бытие или небытие не суть признаки пред­мета, даже и тогда, когда скажешь «сущее» просто, само по себе; само по себе оно ничто и содержит лишь указание на известного рода соединение, которое однако нельзя мыслить без соединяемого.

Гл. 4. 1. Предложение есть звук, имеющий условное значение, в котором (звуке) и отдельная часть имеет некоторое значение, как высказывание, но не как утверждение или отрицание, как например «человек» обозначает нечто, но не обозначено, существует ли он или нет, утверждение же или отрицание получается в том случае, когда прибавить нечто.                                                                                                      

  1. Но отдельный слог слова «человек» не имеет значения, точно так же и в слове «мышь» «ышь» не имеет значения, а есть только звук. В сложных именах слог нечто обозначает, но не сам по себе, как об этом было сказано (в гл. 2).                            |
  2. Всякое предложение имеет значение, но не как орудие, а как было сказано, вследствие соглашения.       к
    1. Но не всякое предложение есть суждение,  а лишь то,  в котором заключается истинность или ложность чего-либо; так, напри­мер, пожелание есть предложение, но не истинное или ложное.

5. Остальные виды предложений здесь выпущены, ибо исследо­вание их более приличествует реторике или поэтике, только сужде­ние относится к настоящему рассмотрению.

Гл. 5. 2. Необходимо, чтобы всякое суждение заключало в себе глагол или падеж глагола, ибо выражение «человек» не есть сужде­ние до тех пор, пока не присоединено «есть» или «был» или «будет» или нечто подобное.

5. Одно имя или один глагол назовем высказыванием, ибо таким способом нельзя ответить на вопрос, нельзя и просто разъяснить, когда сам что-либо произносишь. К предложениям же относится, во-первых, простое суждение, например когда что-либо приписы­вается чему-либо или отнимается у чего-либо, а во-вторых, состоящее из простых, как например сложное предложение.

 

 

Поэтика

Гл. 20. 1. Во всяком словесном изложении есть следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение.

  1. Элемент — неделимый звук, но не всякий, а такой, из кото­рого может возникнуть разумное слово. Ведь и у животных есть неделимые звуки, но ни одного из них я не называю элементом. А виды этих звуков — гласный, полугласный и безгласный.  -
  2. Гласный — тот, звучание которого слышится без прикладыва­ния языка, например α и ω; полугласный — тот, звучание которого слышится при прикладывании языка, например σ и ρ; безгласный — тот, который, при наличии прикладывания языка, не дает однако самостоятельно никакого звука, а делается слышным в соединении со звуками, имеющими какую-нибудь звуковую силу, например -у и 8.
  3. Эти элементы различаются в зависимости от формы рта, от места их образования, густым и топким придыханием, долготой и краткостью и кроме того острым, тяжелым и средним ударением. Подробности по этим вопросам следует рассматривать в метрике.
  4. Слог есть не имеющий самостоятельного значения звук, состоящий из безгласного и гласного. Но рассмотрение различия сло­гов также дело метрики.
  5. Союз — это не имеющий самостоятельного значения звук, который не препятствует, но и не содействует составлению из не­скольких звуков одного, имеющего значение. Он ставится и в начале и в середине, если его нельзя поставить в начале предложения само­стоятельно. Или — это не имеющий самостоятельного значения звук, который может составить один, имеющий самостоятельное значение, из нескольких звуков, имеющих самостоятельное значение.
  6. Член — не имеющий самостоятельного значения звук, ко­торый показывает начало, или конец, или разделение предложения. Или — это не имеющий самостоятельного значения звук, который не препятствует, но и не содействует составлению из нескольких звуков одного имеющего значение звука, ставящийся обыкновение и в начале и в середине.
  7. Имя — это составной, имеющий самостоятельное значение, без оттенка времени, звук, часть которого не имеет никакого само­стоятельного значения сама по себе. Ведь в сложных именах мы не придаем самостоятельного значения каждой части, например в слове Теодор (Богдар) — дор (дар) не имеет самостоятельного значения.
  8. Глагол — составной, имеющий самостоятельное значение, с от­тенком времени, звук, в котором отдельные части не имеют само­стоятельного значения так же, как в именах. Например «человек», или «белое», не обозначает времени, а «идет» или «пришел» имеют до­бавочное значение; одно — нынешнего времени, другое — прошедшего.
  9. Падеж имени или глагола — это обозначение отношений по вопросам «кого», «кому» и т. п., или—обозначение единства или множества, например «люди» или «человек», или отношений выра­зительности, например вопрос, приказание: «пришел ли», «иди». Это глагольные падежи, соответствующие этим отношениям.
  10. Предложение — составной звук, имеющий самостоятельное значение, отдельные части которого также имеют самостоятельное значение. Не всякое предложение состоит из глаголов и имен. Мо­жет быть предложение без глаголов, например определение человека. Однако какая-нибудь часть предложения всегда будет иметь само­стоятельное значение (например в предложении «идет Клеон» — «Клеон»).
  11. Предложение бывает едино двояким образом: когда оно обо­значает единое, или когда состоит из многих. Например «Илиада» — единое как соединение многих, а определение человека — как обо­значение одного предмета.

Гл. 21. 1. Имя бывает двух видов: простое и сложное. Простым я называю то, которое не слагается из имеющих самостоятельное значение частей, например «земля».

2. Что касается имен сложных, то одни состоят из части, имею­щей самостоятельное значение и не имеющей его, но имеющей или не имеющей значения не в самом имени; другие состоят только ш частей, имеющих значение.

3. Имя может быть сложным из трех, четырех и многих имен.

12. Имена бывают мужского, женского и среднего рода.

 

 

Описания животных

 

Голос и шум отличны друг от друга, а говор есть нечто третье, отличное и от того и от другого. Издавать звук голоса нельзя ни одной частью тела, кроме дыхательного горла; поэтому животные. не имеющие легких, не издают и звуков. А говор есть расчленение голоса помощью языка: голос и гортань издают гласные, язык и губы — безгласные, а из соединения одних и других состоит говор

Речь составляется голосом из букв, а если бы язык и губы не отличались подвижностью, большую часть букв нельзя было бы про­изнести: одни из них — прикладывания языка, другие — склады­вания губ. О том же, каковы они, сколько их, и в чем их отличия, надлежит осведомляться у метриков.

Передние зубы много способствуют образованию букв.

 

 

Политика I, 1, 10 (1253 а).

 

Только человек из всех живых существ одарен речью. Голос, которым можно выразить печаль и радость, свойствен и осталь­ным животным, потому что их природные свойства развиты все-таки до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу. Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что не­справедливо.