ЛИНГВИСТИКА ОНЛАЙН
Четверг, 25.04.2024, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Проф.общение как межкультурная ком., продолжение (часть 2)РегистрацияВход
МЕНЮ
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
…реотипного образа специалиста. Так, А.А. Бодалев писал, что «образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, неся им информацию об объективных характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях, позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей – они являются регулятором общения» (Бодалев 1983: 87).

  Американская исследовательница Энн Ро выделила восемь групп профессий:

¨      группа сервиса (работники службы быта, официанты и т.п.);

¨      группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний и т.д.);

¨      группа организаторов (администраторы и т.д.);

¨      группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, работники сельского хозяйства и т.п.);

¨      технические профессии;

¨      профессии науки;

¨      профессии культуры;

¨      артистические профессии.

  Приводя наиболее общие характеристики личности профессионалов, Ро подчёркивает противопоставление группы гуманитарных и технических профессий по интересу к взаимоотношениям людей.

  Аналогичные данные об особенностях личностей профессионалов получены в трудах Дж. Гилфорда, который пришёл к выводу о том, что интересы профессионалов ограничены рамками собственной деятельности. Важнейшим моментом профессионализации личности выступает развитие, упрочение, стабилизация профессиональной мотивации. Этот процесс особенно четко прослеживается в случаях, когда профессия выбирается не на основе ранее сложившегося интереса к содержанию деятельности, а по причинам иного характера. В начальный период работы основные мотивы труда лежат вне профессии как таковой (чаще всего это материальные стимулы). В ходе овладения профессией происходит перестройка мотивационной среды, формируются мотивы, связанные с интересом к процессу труда, его результатам, со стремлением поддержания трудового авторитета и т.д.

Мы впервые обращаемся к психическим процессам профессиональной личности с психолингвистических позиций, учитывающих прежде всего его языковую картину мира, формирующуюся на основе совокупности значений и их отношения к тому  целому, в котором они «живут». По сути, овладение профессией – это выявление все большего количества нюансов, отличий, тонкостей, которые закрепляются путем называния, присваивания им имени. А обучение профессии  представляет собой накапливание названий и предметов, явлений, стоящих за этими терминами, затем формирование умений это использовать, различать, производить какие-либо действия (в том числе и абстрактно, моделируя и проигрывая какие-то ситуации, заранее прогнозируя результат).

Если общность сознаний коммуникантов, необходимая, по словам Е.Ф. Тарасова,  для речевого общения, состоит в общности знаний о мире и общности знаний о языке, а эта общность формируется при присвоении идентичной этнической культуры и при овладении одним и тем же национальным языком (Тарасов 2000: 28), то можно говорить и о необходимости определенной общности для коммуникантов, принадлежащих к разным корпоративным культурам. И если раньше основной причиной затруднения взаимодействия в этой области считалось наличие языков для специальных целей, то обращение к понятию языкового сознания позволяет говорить о том, что при общении представителей разных корпоративных культур следует учитывать сложившиеся образы мира, которые в то же время наряду с профессиональной несут печать и этнокультурной специфики.

Е.В. Харченко

Вход на сайт
МЕНЮ
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz